Осторожно, бабушка! CCCР, 1961. Режиссер Надежда Кошеверова. Сценарист Константин Исаев. Актеры: Фаина Раневская, Ариадна Шенгелая, Людмила Маркелия, Светлана Харитонова, Нина Ургант, Юлиан Панич, Леонид Быков, Сергей Филиппов, Ролан Быков и др. 40,3 млн. зрителей за первый год демонстрации.
Режиссер Надежда Кошеверова (1902–1990) поставила 19 полнометражных игровых фильмов, многие из которых («Аринка», «Весна в Москве», «Золушка», «Каин XVIII», «Медовый месяц», «Осторожно, бабушка!», «Сегодня – новый аттракцион», «Укротительница тигров», «Шофёр поневоле») вошли в тысячу самых кассовых советских кинолент.
Надежда Кошеверова прославилась «Золушкой» и «Укротительницей тигров», хотя на ее счету было еще немало популярных фильмов (в основном – в сказочном жанре). Однако самым кассовой, вошедшей в первую сотню самых популярных фильмов СССР, у Н. Кошеверовой стала комедия с Фаиной Раневской «Осторожно, бабушка!», в год выхода на экран буквально разгромленная кинокритиками.
Киновед Марина Жежеленко писала, что «и режиссер, и сценарист К. Исаев в этой комедии пытались приспособиться к требованиям нового времени. Здесь юной Лене, только что назначенному директору еще не достроенного Дома культуры, бюрократические строительные организации ставят препоны, перебрасывая рабочих на другой объект. На помощь Лене приходит ее бабушка (Ф. Раневская), участница еще гражданской войны, которая призывает своих друзей, старых большевиков, достроить Дом культуры. Старики красят, белят и т.д. И тут молодежь, приятели Лены, устыдились и тоже засучив рукава взялись за дело. Дом культуры был достроен вовремя. В те годы тема передачи эстафеты «ленинской гвардии» сегодняшним юным была весьма популярной. … Не спасло и участие Раневской» (Жежеленко, 2008: 61).
Впрочем, и многие сегодняшние зрители к этому фильму относятся без восторга:
«Мне «Осторожно бабушка!» показалась одной из самых слабеньких комедий, где только одна Раневская и вытягивает надуманные и примитивные сцены фильма. А актёры – трое друзей тоже выглядят как то нелепо на фоне симпатичных молоденьких героинь уже зрелыми мужиками» (Мими).
«Фильм очень слабый. Даже Раневская не спасает. Мне скучно» (Надьза).
«Да простят меня поклонники фильма, он действительно слабоват, несмотря на прекрасных актеров, видимо это вина сценария. В те годы было много замечательных, смешных и не примитивных комедий, но "Бабушка", увы, к ним не относится» (А. Мак).
«Фильм считался слабым со дня выхода на экран. Увы, это так. Другое дело, что сейчас людьми, после просмотра современной чернухи, овладела ностальгия по старому советскому кино» (Дальний)
Но, разумеется, у комедии «Осторожно, бабушка!» и в наши дни есть немало сторонников в зрительской аудитории:
«Замечательный фильм. Он один стоит дороже всей шелухи западной, да и отечественной» (Ю. Агапов).
«Люблю эту прекрасную добрую комедию, с любимыми актерами» (Раиса).
«Хороший фильм, но я бы смотрела его только из–за Раневской, обожаю эту актрису!» (С. Войтюк).
«Хороший, добрый, музыкально–комедийный фильм про любовь, про молодых энтузиастов, и про ветеранов, которые не хотят отставать от молодых. Я думаю, его нужно смотреть каждому. Я обожаю эту ленту … за то, что в нем участвуют: моя любимая Фаина Раневская и моя любимая Ариадночка Шенгелая, а также Сергей Филиппов и оба Быковых. … Ариадна Шенгелая отличалась редкой интеллигентной красотой, а Раневская острым–преострым умом и своеобразным актерским стилем, присущем только ей и никому более» (Людмила).
Киновед Александр Федоров
Операция «Ы» и другие приключения Шурика. СССР, 1965. Режиссёр Леонид Гайдай. Сценаристы: Яков Костюковский, Морис Слободской, Леонид Гайдай, Актёры: Александр Демьяненко, Алексей Смирнов, Наталья Селезнева, Евгений Моргунов, Юрий Никулин, Георгий Вицин и др. 39,6 млн. зрителей за первый год демонстрации в кинотеатрах.
Режиссёр Леонид Гайдай (1923–1993) поставил 17 игровых полнометражных фильмов, 11 из которых ("Бриллиантовая рука", "Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика", "Операция "Ы" и другие приключения Шурика", "Иван Васильевич меняет профессию", "Спортлото–82", "Не может быть!", "Двенадцать стульев", "За спичками", "Совершенно серьёзно" (альманах, режиссеры других новелл – Э. Рязанов, Н. Трахтенберг, Э. Змойро, В. Семаков), "Деловые люди", "Опасно для жизни!") вошли в тысячу самых кассовых советских кинолент.
«Операция «Ы» – один из самых кассовых фильмов Леонида Гайдая: только за первый год демонстрации он собрал сорокамиллионную аудиторию.
И надо сказать, что советские кинокритики тоже встретили «Операцию «Ы» с большим энтузиазмом, так как наконец–то «комедия словно бы стряхнула с себя усталость, приобретенную за годы чинного сидения в обществе малоинтересных людей, расправила затекшие члены, захотела проверить – не постарела ли она, не утратила ли сил. Оказалось – не постарела, не утратила. Она может тряхнуть стариной и продемонстрировать каскад головокружительных трюков, но при этом отлично ориентируется в современных интерьерах. Она способна наделять своих положительных героев сверхъестественной легкостью и безжалостно посрамить отрицательных, но при этом и те и другие нисколько не кажутся нам условными фигурами: мы легко узнаем в студенте Шурике нашего современника и вместе с авторами фильма готовы смеяться над бестолковыми ворюгами или над пустозвоном–прорабом, который обрушивает на Верзилу весь свой мощный запас воспитательных средств и без конца толкует ему, что «советский балет – лучший в мире», что «наши космические корабли бороздят просторы вселенной», и что в «строящемся жилмассиве газовых плит будет в семьсот сорок раз больше, чем в 1913 году» (Хлоплянкина, 1966: 100).
В постсоветские времена творчество Леонида Гайдая получило уже культурологическую трактовку: «Гайдай предложил зрителю принципиально новые комические маски, которые, в отличие от сказочных персонажей, отражали в своей гротескной форме современную популярную культуру, жизнь советской улицы» (Прохоров, 2012: 233), «и здесь попал в самую точку — его кино оказалось тем самым коллективным антидепрессантом без побочного эффекта» (Добротворский, 1996).
Режиссер и кинокритик Михаил Брашинский писал, что «в простом советском человеке Леонид Гайдай обнаружил черты идеального классического архетипа. Одновременно миф получил конкретное историческое воплощение. Трус, Балбес, Бывалый и Шурик были героями и народной сказки, и кухонного анекдота (тоже, кстати, народного). Они представляли карикатурные социальные стереотипы «вшивого интеллигента» (Трус), ханыги–люмпена (Балбес), райкомовского хозяйственника (Бывалый) и бойскаута новой, раннебрежневской формации (Шурик). Л. Гайдаю удалось то, что после войны уже мало кому удавалось: органично объединить два круга мифологии — самый частный и самый общий; тот, который принадлежал Петьке и Василь Иванычу, и тот, в котором обретались Одиссей и Кандид. Своими масками Л. Гайдай производил двойную легитимацию: и оригинальности советской мифологии, и ее причастности общему потоку» (Брашинский, 2001).
Творчество Леонида Гайдая – универсально, его лучшими фильмами и сегодня восхищаются и зрители, и киноведы. Кинокритик Сергей Добротворский (1959–1997) когда–то сравнил Гайдая с Альфредом Хичкоком. Сравнение смелое, но, на мой взгляд, верное – оба эти великих кинематографиста, в самом деле, относились к кино «не как к куску жизни, а как к куску торта. Только такое, вполне циничное, отношение способно породить неизбывную «приятность» кинофактуры, повышенный игровой тонус и техническую сделанность изображения, как безусловную и достоверную» (Добротворский, 1996). Гайдай – это навсегда!
На портале «Кино–театр.ру» опубликовано 1,2 тысячи восторженных зрительских откликов на «Операцию «Ы»:
«Мне в этом фильме нравится все режиссер, сценарий, актеры, юмор и все как–то вместе прекрасно сочетается, главное нет пошлости. Фильм смотрелся уже сто раз, несколькими поколениями… Хорошо, что был такой человек как Гайдай... (Новикова).
«Только что посмотрел фильм по ТВ. И раньше видел эту комедию много раз, но давненько (лет 10–15 уже не смотрел), думал с тех пор, ну сколько раз еще можно ее пересматривать, может, хватит? А тут идет по ТВ, переключаю каналы, попадаю на фильм и не могу оторваться от экрана! Оказывается, оттого, что фильм пересмотрен мною много раз, полученное удовольствие не становится меньше! Снято одновременно очень просто и в то же время гениально! Нестареющее кино! Не знаю как другим, а мне (когда смотрел сегодня фильм) – обе сцены между Шуриком и Лидой (у нее дома) показались не только комедийными, но и весьма эротичными! А ведь сочетание юмора и эротики в кино – это одна из самых сложных задач, стоящих перед любым автором (слишком часто в результате получается пошлость)!» (Александр).
«Легендарное, бессмертное советское кино. В этих культовых комедиях нет ничего, казалось бы, яркого, привычного для нас — смотрящих современные фильмы. И тем не менее, «Операция „Ы“» прекрасна своей неяркой красотой, простотой и легкостью сюжета. Есть в фильме что–то такое, что заставляет пересматривать его снова и снова. Давно уже нет в живых актеров, но память о них жива» (Витас).
«Мой любимый фильм! Что тут еще скажешь... прекрасная игра актеров, всё весело, смешно, никогда не устанешь пересматривать фильм снова и снова. Столько времени прошло, жизнь изменилась, но такие моменты не забыть» (А. Рудаш).
Киновед Александр Федоров
Баламут. СССР, 1979. Режиссер Владимир Роговой. Сценарист Сергей Бодров. Актеры: Вадим Андреев, Наталья Казначеева, Николай Денисов, Евгений Карельских, Лариса Блинова, Евгения Симонова, Юрий Саранцев и др. 39,4 млн. зрителей за первый год демонстрации.
Самой популярной картиной режиссера Владимира Рогового (1923–1983) были военно–приключенческие романтичные «Офицеры». Всего этим режиссером было снято восемь полнометражных игровых фильмов, и все из них («Годен к нестроевой», «Офицеры», «Горожане», «Юнга Северного флота», «Несовершеннолетние», «Баламут», «У матросов нет вопросов», «Женатый холостяк») вошли в тысячу самых кассовых советских лент.
Рабочее название этой картины – «Студенты и студентки» – говорило само за себя. Но его изменение не случайно. Главный герой фильма, выпускник сельской школы Петр Горохов, поступивший на экономический факультет одного из столичных вузов ,настолько выделяется среди остальных героев картины, что окончательное название вполне оправдывает ее содержание, ведь Петр – настоящий баламут.
По жанру фильм комедия, даже с элементами мюзикла. Ребята поют и танцуют, а в оставшееся время ходят на лекции и влюбляются. Комедия – жанр условный, допускающий возможность разных подходов. В одном случае сохраняется правда характеров, действующих в комедийных ситуациях. В другом – важны лишь смешные положения, куда попадают более или менее условные персонажи. В третьем случае преобладающим становится гротескное преувеличение.
На примере «Баламута» видно, что возможно и одновременное использование приведенных тенденций. Все дело в том, достигнуто ли при этом единство составляющих. Многие эпизоды «Баламута» решены в эксцентрическом ключе, чуть ли не в традициях немых фейерверков смеха. Однако наряду со смешными и в меру назидательными сценами в картине немало и слабых, невыразительных эпизодов...
Советская кинопресса отнеслась к «Баламуту» довольно позитивно.
Так в журнале «Советский экран» был опубликован такой, к примеру, пассаж: «А когда закончится фильм, в душе еще долго будет жить радостное чувство от встречи с характером цельным, самобытным, настоящим. И то ли благодаря обаянию, искренности, серьезности и простоте, которые отличают игру молодого артиста В. Андреева, исполняющего главную роль, то ли из-за авторского взгляда на героя возникает ощущение чего-то на редкость надежного и прочного, ощущение той подлинности, которую мы ценим сегодня» (Абрамова, 1979: 7).
Любопытно, что «Баламут» до сих пор не забыт отечественными зрителями, и они с удовольствием пишут (в основном – с ностальгией) о нем и в XXI веке:
«Действительно, время идёт, а фильм не стареет. Тоже всегда смотрю это кино о студентах с удовольствием. Сразу вспоминается приятная чудесная пора. Как–то хорошо становится на душе. И в то же время в фильме много волнующих моментов. Смотришь и сопереживаешь вместе с героями. Замечательные молодые артисты, замечательный сюжет» (Наташа).
«Хорошее, доброе кино. И все отношения – подлинно–реальные, сама пять лет в общежитии прожила, и все эти картошки–стройотряды пройдены лично. Взаимоотношения ребят – такие, как были в те годы, все же меньше было шкурничества и чувства собственного превосходства. Да и просто помочь человеку тогда – это было нормально, не то, что сейчас, без выгоды и шагу не ступят. Атмосфера студенчества передана замечательно, да и преподаватели наши на порядок были выше, чем некоторые "ученые" сейчас. … А фильм, еще раз повторюсь, добрый и позитивный» (Стефа).
«Какой хороший и добрый фильм! Странно, что раньше его не видела и даже не слышала о нем, но, к счастью, сразу нашла в сети и смогла посмотреть! Вадим Андреев – просто удивительно хорош здесь – и не подумаешь, что это его первая роль в кино! Понравилось все и все – и молодые актеры, и не очень молодые, и работа всей группы! Сценарий, режиссура, костюмы всех, нехитрые интерьеры – все на месте и в итоге получается вот такая отличная, правдивая картина о жизни советских студентов, которую хочется пересматривать! Как же умели те мастера одним–двумя штрихами передать социальную проблему, создать образ, показать все самое необходимое, чтобы зритель и понял, и не уставал от бесконечных деталей, повторов или словоизлияний!» (Аврора).
Киновед Александр Федоров