Найти в Дзене

Надежный работяга: история легендарного американского бомбардировщика North America B-25 "Mitchell".

Самолет вошел в историю уже 18 апреля 1942 года, когда 16 средних бомбардировщиков наземного базирования B-25 «Митчелл» под командованием подполковника Джеймса Дулиттла, взлетев с американского авианосца «Хорнет», впервые в этой войне атаковали территорию Японии. Как появился на свет этот легендарный самолет? После окончания Первой Мировой войны многие страны пересмотрели свои вооруженные силы и авиацию в частности. Соединенные Штаты не исключение. Учтя опыт прошлого конфликта, новые возможности науки и техники в 1939, 11 марта начался новый конкурс на средний двухмоторный бомбардировщик (Air Corps Proposal № 39-640). Он должен был летать со скоростью не менее 480 км/ч на дальность до 3 220 км с бомбовой нагрузкой в 1 360 кг. В конкурс вписались четыре фирмы. "Мартин" представил "Модель 179", "Норт Американ" - NA-62, "Дуглас" - В-23, И "Стирмен" - Р-23. Выиграли "Мартин", этот проект стал В-26 "Мародер". Но и проект «Норт Американ» произвел хорошее впечатление на военных. Фирме дали
Оглавление

Самолет вошел в историю уже 18 апреля 1942 года, когда 16 средних бомбардировщиков наземного базирования B-25 «Митчелл» под командованием подполковника Джеймса Дулиттла, взлетев с американского авианосца «Хорнет», впервые в этой войне атаковали территорию Японии. Как появился на свет этот легендарный самолет?

эпичный бомбардировщик B-25  на эпичном арте
эпичный бомбардировщик B-25 на эпичном арте

Описание и разработка.

После окончания Первой Мировой войны многие страны пересмотрели свои вооруженные силы и авиацию в частности. Соединенные Штаты не исключение. Учтя опыт прошлого конфликта, новые возможности науки и техники в 1939, 11 марта начался новый конкурс на средний двухмоторный бомбардировщик (Air Corps Proposal № 39-640). Он должен был летать со скоростью не менее 480 км/ч на дальность до 3 220 км с бомбовой нагрузкой в 1 360 кг.

В конкурс вписались четыре фирмы. "Мартин" представил "Модель 179", "Норт Американ" - NA-62, "Дуглас" - В-23, И "Стирмен" - Р-23.

Выиграли "Мартин", этот проект стал В-26 "Мародер". Но и проект «Норт Американ» произвел хорошее впечатление на военных. Фирме дали шанс довести самолет до логического завершения. В-26 пошел в серию, а В-25 в дальнейшую разработку.

Инженерам предстояла большая работа. Их главной задачей было сделать как можно более простую конструкцию, чтобы персонал мог легко её обслуживать и ремонтировать на полевых аэродромах. Дополнительным бонусом стала простота управления, что сильно облегчало массовую подготовку экипажей.

Во время работы в серьез рассматривали сразу же поставить двигатель Pratt & Whitney R-2800 на 2000 лошадиных сил. Но против нее выступили производители истребителей, которые тоже использовали этот мотор.

вот так выглядел Pratt & Whitney R-2800
вот так выглядел Pratt & Whitney R-2800

Долго думали, каким делать хвостовое оперение: с классическим килем или двумя концевыми шайбами. Победила "шайбисты", такая схема дала лучший обзор и не мешала пулеметам задней полусферы прикрывать самолет.

Бензобаки расположили в крыльях четыре штуки на 3 467 литров и один сбрасываемый в фюзеляже на 1 590 литров. Двигатели обеспечивали скорость полета в 534 км/ч на высоте 4 570 м. Винты оснастили системой антиобледенения. Бронирования на самолете не было. Даже баки не были протектированными.

Экипаж состоял из пяти человек: 2 пилота, штурман и 2 стрелка. Пилоты сидели в кабине.

Пилотов посадили рядом, что при ширине фюзеляжа в 144 см было не очень удобно
Пилотов посадили рядом, что при ширине фюзеляжа в 144 см было не очень удобно

Под ней было рабочее место штурмана, в качестве общественно полезного тура в его ведении был курсовой пулемет.

-4

Один стрелок лежал в хвосте возле 12,7-мм пулемета, второй стрелок управлялся с 7,62-мм пулеметом, стрелявшим назад-вверх и пулеметом, стрелявшим через боковые окна.

Оборонительное вооружение не поражало своей мощностью: всего 2 пулемета 7,62 и 1 калибра 12,7 мм.

А вот бомбовое вооружение радовало разнообразием. Самолет мог взять одну бомбу 908 кг ( 2000 фунтов) или торпеду, кассету с 12 бомбами 45,4 кг ( 100 фунтов) или различные комбинации бомб весом 113,5 кг (250 фунтов) , 136,2 кг (300 фунтов), 227 кг (500 фунтов), 272,4 кг (600 фунтов) и 499,4 кг (1100 фунтов).

Впервые самолет поднялся в воздух 19 августа 1940 года под управлением Вэнса Бриза, ему помогал инженер Рой Феррен. Он хорошо слушался рулей. Но летные испытания выявили проблему с курсовой устойчивостью. Любой порыв ветра сбивал машину с курса. От инспекторов отдела летных испытаний USAAC, майора Стенли Амстеда и лейтенанта Джорджа Хатчера, самолет получил негативную оценку. Инженеры победили проблему изменив конструкцию консолей крыльев.

На это ушел почти год. Следующие испытания прошли только 25 февраля 1941 году. В воздух поднялись Эд Верджин и Луи Уэйт на 2 часа. Вторая попытка оказалась удачной и самолет пошел в серию. Оба пилота отметили, что летные характеристики самолета радикально улучшились.

первая модификация B25A перед отправкой
первая модификация B25A перед отправкой

Джон Ли Этвуд предложил назвать новый бомбардировщик в честь отца американской авиации - бригадного генерала Уильяма Митчелла.

больше известен как Билли Митчелл (29 декабря 1879 — 19 февраля 1936) — генерал армии США.
больше известен как Билли Митчелл (29 декабря 1879 — 19 февраля 1936) — генерал армии США.

Война в Европе уже началась. Американские военные и конструкторы пристально следили за передовым опытом. И какие же выводы они сделали:

  • если бомбардировщики работают без прикрытия, то они становятся легкой жертвой истребителей противника;
  • оборонительное вооружение бомбера устаревает слишком стремительно и становится не эффективным;
  • зенитная артиллерия тоже развивается стремительно и становится все большей проблемой.

Американские конструкторы понимали, что не может быть абсолютной защиты, но все таки постарались прикрыть экипаж. Для этого их рабочие места оборудовали противоосколочной броней толщиной 1 мм. Топливные баки сделали самозатягивающимися. Немного, но лучше чем ничего.

Разумеется, это привело к ухудшению летных характеристик. Масса машины возросла с 7835 кг до 8112 кг. Чтобы сэкономить вес, пришлось сократить объем топливных баков в крыльях до 2 619 л. Естественно, дальность полета сократилась, с 3 218 км до 2 172 км. Потолок тоже снизился, с 9 144 м до 8 360 м.

Оборонительное вооружение тоже усилили. Тут на помощь "NAA" пришли инженеры из "Бендикс". Они разработали турель с электроприводом, на два пулемета 12,7-мм от "Кольт-Браунинга". Нижнюю турель можно было выдвинуть при необходимости, стрелок наводил пулеметы при помощи прицела-перископа, не очень удобно. Но турели имели круговой сектор обстрела без "мертвых" зон. Они позволили отказать от хвостовой огневой точки и боковые окна в фюзеляже, снять с этих мест бронирование. Тем не менее, турели еще добавили веса. Скорость упала до 482 км/ч, а потолок до 7 160 м. Эту версию назвали В-25В. Всего до мая 1942 года успели построить 120 машин.

B25B на аэродроме
B25B на аэродроме

Развитие В-25 с учетом боевого опыта не прекращалось.

"Райт" уже закончили новый мотор "Циклон" R-2600-13 с мощностью 1700 л.с. Самолет получил систему антиобледенения, автопилот, выпускающийся хвостовой костыль заменили неподвижным костылем в обтекателе. Добавили систему отопления кабины, новый бомбардировочный прицел. Вместо курсового 7,62-мм пулемета установили два пулемета 12,7-мм, один закрепили неподвижно, а второй мог наводиться в пределах небольшого сектора.

грозный B25 с измененным передними пулеметами
грозный B25 с измененным передними пулеметами

Под крыльями установили бомбодержатели, а под фюзеляжем крепления для подвески торпеды. Появилась система аварийного выпуска шасси.

Инженеры NAA настолько угадали с простой конструкции, что она позволила вести доработки прямо в войсках. Первая была В-25 "Strafer". Родилась она на Тихом океане. При классическом бомбометании корабли успевали уклоняться от бомб, к тому же очень сложно было учитывать океанские порывы ветра. Плюс японцы огрызались огнем своих 25-мм зенитных автоматических пушек. Поэтому штурмовая версия, ее задачей стало подавление зенитных точек противника. Атаку мог проводить пилот без помощи штурмана, поэтому в штурманской кабине разместили 4 пулемета 12,7-мм. Еще 2-4 таких же пулемета расположили по бокам кабины. Стекло кабины заменили бронелистом.

примерно так выглядел кабина штурмана на В-25 "Strafer"
примерно так выглядел кабина штурмана на В-25 "Strafer"

Для атак по наземным объектам типа аэродромов на островах американцы начали оснащать самолеты кассетами из 100 бомб по 10 кг каждая. Эти небольшие бомбы буквально перепахивали полосы аэродромов, делая их непригодными для полетов. Не менее эффективно они действовали по батареям ПВО противника.

"Штурмовик" пришелся ко двору. Он мог одновременно и подавить расчеты ПВО, и нанести бомбовый удар. Всего австралийцы переоборудовали 175 машин. А вот в Европе успеха такая доработка не добилась, не смотря на одобрение от NAA.

Для европейского театра пришлось усиливать оборонительное вооружение. Истребители Люфтваффе наносили весьма ощутимые потери американским бомбардировщикам. В Джорджии с машин снимали нижнюю турель, отверстие в днище фюзеляжа наглухо заваривали. В бортах снова делали два окна, в них выставили по 12,7-мм пулемету. В хвостовой кабине снова установили два 12,7-мм пулемета, который обслуживал вернувшийся в хвостовую часть стрелок.

задний стрелок снова на своем месте.
задний стрелок снова на своем месте.

В Тунисе, на базе Сиди-Ахмед, на самолеты устанавливали дополнительную броню: бронеспинки кресел, для приборной доски, бомбоотсека, пола и бортов хвостовой огневой. В таких условиях допилили почти 300 машин. Многие решение оказались такими удачными что встречались уже на серийных модификациях.

В небе войны.

Первое применение было после нападения Японии на Перл-Харбор. В-25 патрулировали Западное побережье США, искали подводные лодки японцев. В 1942 году В-25 начали аналогичные патрульные облеты Восточного побережье, но в поисках немецких субмарин.

сухопутные бомбардировщики B25 "Митчелл" на палубе авианосца "Хорнет" перед атакой Японских островов
сухопутные бомбардировщики B25 "Митчелл" на палубе авианосца "Хорнет" перед атакой Японских островов

18 апреля 1942 года 16 бомбардировщиков B-25В "Mitchell" под командованием полковника Джеймса Дулиттла, взлетев с авианосца «Хорнет», совершили первый налет на Японские острова. Даже после обнаружения противником, американские летчики смогли отбомбиться по целям в Кобе, Нагое, Иокогаме и Токио, после чего направились в сторону Китая. Для японского командования аката была полной неожиданностью. Их зенитки молчали, истребители не поднялись в воздух. Урон японской промышленности был невелик, но морально-политическое воздействие сложно переоценить.

Джеймс Дулиттл и экипажи B25 перед взлетом с авианосца "Хорнет"
Джеймс Дулиттл и экипажи B25 перед взлетом с авианосца "Хорнет"

B25, благодаря простоте в управлении, взлёта-посадки прописался на Тихоокеанском театре военных действий. Его экипажи охотились за судами, бомбили аэродромы и пути снабжения. Началось всё с Австралии. Боевые действия на островах в Тихом океане сильно отличались от боевых действий на континенте: нет хороших бетонных полос, нет сплошной линии фронта и хорошо организованной ПВО, а цели мелкие и очень сильно разбросаны. В-25 оказался просто шедевром: В-17 был слишком тяжел для импровизированных аэродромов, В-26 был слишком нежен для таких условий.

Для австралийских "Митчеллов" 5-й ВА главными целями были объекты на Новой Гвинее и Новой Британии. Самолеты бомбили линии коммуникаций, опорные пункты, наносили удары по морским целям.

В Европе для B-25 отвели Средиземноморский ТВД. С августа 1942 г. в Египте воевала одна вооруженная B-25 группа. Она поддерживала британские войска в сражении у Эль-Аламейна. В декабре 1942 — январе 1943 гг. её самолеты участвовали в нескольких налетах на о. Крит.

С начала 1943 г. главными целями для В-25 станут вражеские аэродромы в Северной Африке и на Сицилии. Налетам подвергались и морские конвои, курсирующие между Тунисом и Сицилией.

Активное участие "Митчеллы" приняли в поддержке десантной операции у Анцио, 22 января 1944 г. Здесь очень пригодились пушечные самолеты из 321-й БГ. Важную роль сыграли "Митчеллы" в сражении у Монте-Касино. С середины марта 1944 г. главными задачами для B-25 стали удары по линиям коммуникации в северной Италии

Воевали В-25В и на Восточном фронте. 6 ноября 1941 года два первых В-25В погрузили на советский пароход "Декабрист", который с одним из конвоев направился к родным берегам. 20 декабря он пришвартовался в мурманском порту.

Первой строевой войсковой частью советских ВВС, приступившей к освоению бомбардировщика В-25 летом 1942 г. стал 37-й БАП. Скоро к нему присоединились еще два бомбардировочных полка: 16-й и 125-й. Их пересадили в Пе - 2.

советские летчики у B-25
советские летчики у B-25

У нас "Митчеллы" применяли в основном в темное время суток, для ударов по железнодорожным узлам, аэродромам, местам скопления немцев. В-25 часто использовались для обеспечения основного удара бомбардировщиков: поиска и обозначения целей, для подсветки, подавления наземных средств ПВО и блокировки аэродромов ночных истребителей.

Всего в СССР по ленд-лизу отправили 870 В-25, из которых до места дошел 861.
В августе 1945 года эти машины сражались против Японии.

Мнение.

Парадокс - у B-25 "Митчелл" не было выдающихся характеристик. Он уступал даже "внутреннему конкуренту" - B-26 "Мародер". У "Митчелла" оказалась своя "фишка": главным козырем оказались эксплуатационные качества. Он отлично подходил для тех условий, в которых ему пришлось работать.

В-25 после поражения цели
В-25 после поражения цели

Это позволило очень среднему по характеристикам самолету не просто продержаться в серии до конца войны, а сохранить потрясающую эффективность.

Середний. Иначе не скажешь. Радиус меньше чем у Ил-4. Потолок ниже, чем у Ju-88А-4. Характеристики ниже чем у В-26. Бомбовая нагрузка меньше, чем Не-111. А в итоге провоевал всю войну и вошел в историю, став таким же символом американских ВВС, как Р-47 "Тандерболт" или В-17 "Летающая крепость". Выдающихся характеристик нет, а выдающиеся заслуги есть.

***************************************************************************************

P.S. Если вам нравится контент и хочется помочь каналу развиваться, буду рад любой поддержке:

Донат на карту: 2200 7001 4990 8369

Или оформите ежемесячную подписку

Даже маленькая помощь вдохновляет на новые материалы. Спасибо, что вы здесь!