Найти тему
Арт КомодЪ

Свет испанских зорь. В Эрмитаже до лета 2024

Что ж, выставка испанцев в Эрмитаже совсем крохотная. Но дорог не размер жемчуга, а его качество.

Есть несколько абсолютных шедевров. И все равно остается чувство недосказанности, потому что испанская классическая живопись - уникальное явление в мировой культуре и огромное.

Вот говоришь, Эль Греко - и мгновенно возникают образы в неземном синем. А вот Гойя? Это, скорее, все оттенки красного, все оттенки страсти… А ведь это только начало списка великих испанцев. Есть еще Веласкес, Мурильо, Сурбаран… да и всех не перечесть. Великие из Испании. Большая Живопись.

Мой фаворит текущей выставки в Эрмитаже - этот портрет художницы «Портрет художницы Лолы Хименес». И это, вы поняли, Гойя

Франсиско Гойя (1746–1828). Портрет художницы Лолы Хименос
Франсиско Гойя (1746–1828). Портрет художницы Лолы Хименос

Картина потрясающей выразительности - ни один фотоснимок не передает чувство живой встречи с этой синьорой на портрете (я проверяла). Здесь взгляд, достоинство, тайна, красота костюма и бледная кожа - всё знаки индивидуальности прекрасной образованной испанки. На мой вкус, это полотно - визитная карточка текущей экспозиции.

Очень хорош и вот этот «Благословляющий младенец Христос». Картина неожиданно «маленького роста». Но впечатляет теплотой и горней добротой - глаз не отвести.

Франсиско де Сурбаран (1598-1664). Благословляющий младенец Христос
Франсиско де Сурбаран (1598-1664). Благословляющий младенец Христос

Франсиско де Сурбаран (1598-1664). Благословляющий младенец Христос (попытка показать реальный масштаб полотна)
Франсиско де Сурбаран (1598-1664). Благословляющий младенец Христос (попытка показать реальный масштаб полотна)

Приведу еще работу Эль Греко. Все неземное синее… Ломаные линии, рельефная фигура и непропорционально малое и узкое лицо, неукротимая стихия как фон картины - это уже в XVI - ХVII веке… Что оставалось делать другому испанцу - Пабло Пикассо? Усугубить! Именно так он и поступил.

Эль Греко (1541 - 1614)
Эль Греко (1541 - 1614)

Еще несколько работ в качестве иллюстрации к испанским зорям в Петербурге этой весной (выставка продлится до лета 2024, до 7 июля).

Диего Веласкес. Портрет графа
Диего Веласкес. Портрет графа

Э. Мурильо
Э. Мурильо

Э. Мурильо. Девочка с цветами и фруктами
Э. Мурильо. Девочка с цветами и фруктами

Э. Мурильо. Мальчик с собакой
Э. Мурильо. Мальчик с собакой

Картины, представленные на выставке в Эрмитаже, из собрания Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина.

Эрмитаж. Двенадцатиколонный зал, выставка «От готики до Гойи» (фото автора)
Эрмитаж. Двенадцатиколонный зал, выставка «От готики до Гойи» (фото автора)

Есть много споров-разговоров о происхождении выставленных работ, о том, как они оказались в собрании музея и т.д. Я намеренно обхожу эту тему - пусть спорят специалисты - тема точно не для «рядовых зрителей».

И что интересно, послушать рассуждения на эту тему «происхождения» приглашают искусствоведы (эрмитажные?) на модные теперь Art brunch («всего-то» 5400 руб. - и вы «посвящены»… и позавтракаете?). Хорошо, когда есть выбор.

И «новые песни придумала жизнь»… И придумает ведь еще. Однако.

***

Ах, не забыть мне те чёрные глаза...

Великие мастера не имеют возраста - они бессмертны.

©️Мила Тонбо 2024