Найти тему
ИСТОРИЯ КИНО

"Невероятные приключения итальянцев в России" (СССР–Италия, 1974), "Карнавальная ночь" (СССР, 1956), "Гусарская баллада" (СССР, 1962)

Невероятные приключения итальянцев в России. СССР–Италия, 1974. Режиссер Эльдар Рязанов. Сценаристы: Эмиль Брагинский, Франко Кастеллано, Пиполо, Эльдар Рязанов. Актеры: Андрей Миронов, Нинетто Даволи, Антония Сантилли, Тано Чимароза, Евгений Евстигнеев, Ольга Аросева и др. 49,2 млн. зрителей за первый год демонстрации в кинотеатрах.

Режиссер Эльдар Рязанов (1927–2015) поставил 26 полнометражных игровых фильмов, 14 из которых («Служебный роман», «Невероятные приключения итальянцев в России», «Гусарская баллада», «Карнавальная ночь», «Девушка без адреса», «Вокзал для двоих», «Старики–разбойники», «Дайте жалобную книгу», «Берегись автомобиля», «Гараж», «Зигзаг удачи», «Совершенно серьёзно», «Жестокий романс», «Забытая мелодия для флейты») вошли в тысячу самых кассовых советских кинолент (и это не считая его телехитов – «Ирония судьбы» и «О бедном гусаре замолвите слово»).

Веселую комедию «Невероятные приключения итальянцев в России» только за первый год демонстрации посмотрели без малого 50 млн. зрителей.

И хотя итальянская сторона поскупилась и не предложила сняться в фильме Эльдара Рязанова своим звездам первой величины, блистательный Андрей Миронов и неподражаемый Евгений Евстигнеев сыграли, что называется, на твердую пятерку. А Рязанов добавил в эту эксцентрическую комедию элементы пародии (в сцене взрыва автозаправки, например, пародировался Zabriskie Point М.Антониони, а в питерских сценах – «Броненосец «Потемкин» и «Октябрь» С. Эйзенштейна) и отменно снятые погони…

Советские кинематографисты наверняка встретили «…Итальянцев в России» с завистью: еще бы, ведь часть фильма снималась в почти недоступном для обычного советского человека 1970–х Риме! Быть может, поэтому в 1974 году ни в «Искусстве кино», ни в «Советском экране» не появилось ни одной рецензии на эту работу Эльдара Рязанова…

А вот западным кинокритикам эта комедия понравилась.

К примеру, отмечалось, что в «Невероятных приключениях итальянцев в России» использованы очень смешные трюки, и это «единственный фильм Рязанова, где визуальный юмор является движущей силой повествования, а по гэгам и фарсовым действиям он напоминает работы другого гроссмейстера советской кинокомедии – Леонида Гайдая. … Есть и скрытый аспект фильма: показ советского милиционера, влюбленного в итальянскую девушку, как бы предлагал новый мир за пределами холодной войны и антагонизмов… Здесь Рязанов избегает как черно–белых понятий добра и зла, так и борьбы старого и нового. Скорее всего, он цементирует понятие благожелательности Государства, его повышенную открытость к Западу…» (Graffy, 2008).

Сегодня «Невероятные приключения итальянцев в России» заслуженно входит в золотой фонд отечественных комедий. И многие зрители до сих пор вспоминают его добрым словом:

«На мой взгляд, это одна из лучших отечественных комедий. Легкая, стильная, остроумная... Конечно же, можно найти параллели с лентой С. Крамера "Этот безумный, безумный мир". Но подобные сюжеты о не слишком везучих "охотниках за сокровищами" вообще не уникальны. Так, что же в этом плохого? Рязанов мастерски создал картину. Он создал нетипичный для себя фильм, и считаю, что он стал одной из лучших его работ. Фильм выдержал испытание времени, сохранил свое обаяние. Ничуть не страшно, что в нем нет итальянских звезд первой величины. Великолепен в фильме Андрей Миронов. А какой незабываемый образ хромого проходимца создал великий Евстигнеев... "Итальянцы в России" всегда вспоминаются с самыми добрыми чувствами» (Павел).

«Этот фильм не уступает Гайдаю! Рязанов показал себя и великолепным мастером эксцентрической комедии! Смех, смех, смех, сколько ни смотри!» (Илья).

«Мне очень нравится фильм. Да, юмор больше гайдаевский, чем рязановский, но это уж точно не недостаток. Смешная, добрая, отлично поставленная комедия с прекрасным А. Мироновым. С удовольствием пересмотрела его недавно и при случае, если вновь покажут, буду смотреть еще» (Анастасия).

«Этот фильм как раз и рассчитан на широкие зрительские массы. Он понятен и прост, как и полагается для типичной комедии, гайдаевские "гэги" и прочие смешные приёмы здесь вполне к месту. Фильм смешной, и тем хорош, пошлости в нём не более чем в любимых народом гайдаевских фильмах. Ну, а "сурьёзным критикам", с непомерным "интеллектуальным уровнем", данный фильм – удобнейший повод глубокомысленно высказать своё смачное "фи"» (Кинозритель).

«Веселая музыкальная комедия – для отдыха, для ностальгии, для того, чтобы вспомнить, какие хорошие у нас раньше были комедии. Увы, сейчас на таком уровне комедии снимать не умеют» (Учитель).

«Мне нравятся практически все комедии Рязанова 1950-х – 1970-х, в этой больше эксцентрики, больше «гайдаевского» (Антонина).

Но, как говорится, в каждой бочке меда есть ложка дегтя:

«Очень слабый фильм. Откровенное и жалкое подражание итальянским и американским комедиям. Жалко выглядят и Евстигнеев, и Миронов, для которого этот фильм стал началом движения по пути тиражирования наигранных шаблонов. Тот успех, который имел фильм, был обязан известному советскому комедийному безрыбью. Сценарий просто убог» (Магда).

Киновед Александр Федоров

-2

Карнавальная ночь. СССР, 1956. Режиссер Эльдар Рязанов. Сценаристы Борис Ласкин, Владимир Поляков. Актеры: Игорь Ильинский, Людмила Гурченко, Юрий Белов, Тамара Носова, Георгий Куликов, Сергей Филиппов, Ольга Власова, Андрей Тутышкин, Геннадий Юдин, Владимир Зельдин и др. 48,6 млн. зрителей за первый год демонстрации в кинотеатрах.

Режиссер Эльдар Рязанов (1927–2015) поставил 26 полнометражных игровых фильмов, 14 из которых («Служебный роман», «Невероятные приключения итальянцев в России», «Гусарская баллада», «Карнавальная ночь», «Девушка без адреса», «Вокзал для двоих», «Старики–разбойники», «Дайте жалобную книгу», «Берегись автомобиля», «Гараж», «Зигзаг удачи», «Совершенно серьёзно», «Жестокий романс», «Забытая мелодия для флейты») вошли в тысячу самых кассовых советских кинолент.

В январе 1957 «Советский экран» опубликовал короткую анонимную заметку о «Карнавальной ночь», которая лишь коротко пересказывала фабулу фильма (Карнавальная…, 1957: 5). По–видимому, редакция журнала посчитала, что большего эта комедия не заслуживает. Однако фильм вскоре стал одним из самых популярных в истории советского кино.

Правда, в том же 1957 году журнал «Искусство кино» откликнулся на «Карнавальную ночь» обстоятельной рецензией кинокритика Германа Кремлева (1905–1975): «Для нас, давно забывших уже о том, что режиссеры иногда рождались сразу, с первой постановки, случай с Рязановым кажется почти необъяснимым чудом. По динамике, темпераменту, постановочному блеску «Карнавальная ночь» под стать работам мастеров старшего режиссерского поколения. … В «Карнавальной ночи» веселье — это не просто отличительный жанровый признак персонажей, не побочный продукт отдельной, случайно возникшей ситуации, а непосредственный результат всех главных ситуаций, в которых выявляют себя персонажи фильма. Более того, здесь веселье — это не посторонний довесок, не какая–то дополнительная краска, независимая от темы и сюжета, а сама суть движения темы, пружина, раскручивающая сюжет. Это, наконец, та сказочная «живая вода», под волшебным воздействием которой разрубленные намелко куски тела срастаются «во едину плоть», а концертные номера перестают быть вставными и, как любят выражаться искусствоведы, «органически входят в ткань произведения» (Кремлев, 1957).

Права киновед Мила Федорова: «Значительная часть комедии разворачивается на языковом уров­не. Именно бюрократический язык Огурцова, неуместный в свобод­ном карнавале, является постоянным источником смеха: «Заслушаем клоунов», — милостиво предлагает он. А докладная записка–жалоба о срыве серьезного мероприятия представляет собой рассказ, по абсурду сравнимый с хармсовским… Комичность Огурцова — в его неспособности различать букваль­ный и переносный смысл слова, при том, что он постоянно задействует оба: «прямое попадание в ящик» из его докладной записки — конта­минация двух идиом — «прямое попадание» и «сыграть в ящик». На комплимент « Не зря... поработали серым веществом головного мозга » он обижается: « Не такое уж оно у меня серое!» Огурцов постоянно возвращается к проблеме слова, высказывания. «Танец — о чем го­ворит?»— требует он ответа. Задолго до официального возникновения деконструктивизма фильм становится исследованием штампов, заставляя соотнести их привычную бюрократическую метафоричность с буквальным смыслом: «Вот эта ваша музыка, дает она что?.. Надо, чтобы музыка тебя брала, надо, чтобы она тебя вела, но в то же время и не уводила» (Федорова, 2012: 169–174).

Теперь, наверное, можно согласиться с тем, что «Карнавальная ночь» остаётся куда более точным документом той недолгой, но незабываемой эпохи («оттепели» – А.Ф.), чем иные «официальные» произведения, санкционированные чуть ли не лично Никитой Хрущёвым. Разумеется, Огурцов по–прежнему наделён большими полномочиями… Однако попытки … продемонстрировать неограниченную власть оказываются смехотворными. … Искромётные гэги в исполнении «весёлых ребят» из опять–таки нового, послевоенного поколения бесподобны. Как невозможно забыть и замечательные, греющие душу лирические моменты, в том числе – позволившие раскрыться незаурядному дарованию Людмилы Гурченко, вскоре заслужившей поистине всенародную любовь» (Нефедов, 2007).

Н. Ирин считает, что «фильм устроен тонко. Рязанов — большой художник со звериным чутьем на психологическую достоверность, а не прикладной «сатирик». … Карнавальная ночь — время чудес и превращений, и авторы изобретательно и умело подключают фольклорную образность. … Мне очень обидно, что красивая, плотная, вечно актуальная конструкция Ласкина — Полякова — Рязанова воспринимается в качестве безобидного эстрадно–новогоднего ревю. Эта вещь очень хорошо придумана. … В сущности, Гриша Кольцов — брат–близнец Саши Савченко из «Весны на Заречной улице». Просто психологическая стадия электрика предшествует прорывной стадии сталевара» (Ирин, 2016).

Притягательность «Карнавальной ночи» была столь велика, что ее оператор – Аркадий Кольцатый, став режиссером, совместно с Игорем Ильинским в 1969 году поставил комедию–сиквел под названием «Старый знакомый», где непотопляемый бюрократ Огурцов стал директором парка культуры. «Старый знакомый» художественно значительно уступал «Карнавальной ночи», однако при этом смог привлечь внимание примерно половины аудитории фильма Эльдара Рязанова (26,6 млн. зрителей за первый год демонстрации).

В 2007 году уже сам Эльдар Александрович решил снять «Карнавальную ночь 2, или 50 лет спустя», но на сей раз – для телевидения…

Отзывы нынешних зрителей о «Карнавальной ночи» в основном положительные:

«Мой любимый фильм! Для меня этот фильм самый лучший у Э. Рязанова. Удивительный актерский ансамбль, шикарная музыка, создающие действительно новогоднее настроение» (Маргарита).

«Один из лучших фильмов Рязанова. Мне очень нравится этот фильм. Гурченко такая обаятельная, молоденькая... Как же всё–таки быстро бегут годы. И многих актёров уже нет. А фильм живёт и радует нас ежегодно. В праздничные зимние дни так хорошо его смотреть, и снова и снова смеяться над весёлыми эпизодами и подпевать любимые песни» (А. Алексеева).

«Замечательная, добрая и очень светлая комедия. Фильм–концерт. Даже через полвека смешно смотреть на астронома Филиппова. Доброта и юмор прямо с экрана озаряет зрителей. Браво Гурченко, Белову, Ильинскому! Браво советскому кино и молодому Рязанову!» (Андрей).

«Это не просто фильм, это шедевр из шедевров. Нет для меня Нового года без "Карнавальной ночи", не надоедает, не теряет своего очарования, первоначальной свежести, сколько ни смотри. Показывают летом – смотрю и летом, предвкушая любимые моменты, жесты, интонации. А самый потрясающий, уморительно смешной – Ильинский–Огурцов, обожаю!» (Лёля).

Но есть и зрители, придерживающиеся противоположного мнения:

«Для меня этот фильм устарел. Совершенно дурацкий персонаж Огурцов. Представляю, как заливались смехом зрители, слушая глупости, произносимые противным голосом этого старика. Но уже не смешно. Понятно, образ бюрократа и перестраховщика нарочито утрирован и гиперболически преувеличен, но... каким бы бюрократом и буквоедом он ни был, но до абсурда доводить зачем? Он бюрократ, но не дебил же. Здесь же показывают какого–то дикаря, слыхом не слыхавшего до сего момента о балете, о веселье на Новый Год, о юмористических сценках, о клоунах... Старик мелет явную чушь, а народ смеется до сих пор? А ничего смешного – старо, нафталинно. Каким бы дураком, ренегатом, идиотом не был директор Дома Культуры, но заменять музыкантов на пенсионеров, он бы не стал. Не смешно. Тоньше нужно юморить, изящнее. Чай, не дурак народ, разберется» (Лета).

Киновед Александр Федоров

-3

Гусарская баллада. СССР, 1962. Эльдар Рязанов. Сценаристы Александр Гладков, Эльдар Рязанов. Оператор Леонид Крайненков. Композитор Тихон Хренников. Актеры: Лариса Голубкина, Юрий Яковлев, Николай Крючков, Игорь Ильинский, Татьяна Шмыга, Юрий Белов, Феликс Яворский, Владимир Трошин и др. 48,6 млн. зрителей за первый год демонстрации.

Режиссер Эльдар Рязанов (1927–2015) поставил 26 полнометражных игровых фильмов, 14 из которых («Служебный роман», «Невероятные приключения итальянцев в России», «Гусарская баллада», «Карнавальная ночь», «Девушка без адреса», «Вокзал для двоих», «Старики–разбойники», «Дайте жалобную книгу», «Берегись автомобиля», «Гараж», «Зигзаг удачи», «Совершенно серьёзно», «Жестокий романс», «Забытая мелодия для флейты») вошли в тысячу самых кассовых советских кинолент.

Кинокритики Юрий Богомолов (1937-2023) и Марк Кушниров писали, что «Гусарская баллада» — «явление в нашем кинематографе во многих отношениях примечательное. Начнем хотя бы с того, что «Гусарская баллада» — экранизация известного водевиля А. Гладкова «Давным–давно». Стихотворный, ярко театральный водевиль с куплетами, переодеваниями и… киноэкран. И вроде бы ничего необычного. И песни, и танцы, и стихотворные диалоги — все это настолько цельно и органично в фильме, что у зрителя ни на секунду не возникает сомнения в обязательности каждого из этих компонентов. «Гусарская баллада», как нам кажется, выходит за рамки обычного киноводевиля. По жанровым признакам этому фильму скорее соответствовало бы определение — героическая комедия. Жанр редкий и очень нужный в нашем искусстве. И, конечно, хотелось бы видеть героическую комедию на современном материале. Это желание отвечает к планам самого режиссера» (Богомолов, Кушниров, 1963).

Рудольф Славский (1912-2007) тоже остался доволен «Гусарской балладой»: «Казалось бы, невозможно соединить в одном про­изведении два крайне противоположных начала — высокую тему патриотизма и водевильную форму со всеми ее при­знаками: веселой путаницей, переодеваниями, вставными куплетами. Но так только казалось. Авторы фильма бли­стательно убедили нас, что батальные сцены и легкая шутка, патриотический монолог и застольные куплеты мо­гут легко уживаться в одном художественном произведе­нии» (Славский, 1964).

Музыкальная комедия «Гусарская баллада» давно вошла в классический кинофонд, но зрители готовы спорить о ней и сегодня:

«За»:

«Отличная постановка, подбор актеров, их игра, костюмы, музыка, натура с прекрасными русскими пейзажами – все на "отлично"! Кстати Кинокомитет и министр культуры СССР Е.Фурцева были категорически против Игоря Владимировича Ильинского в роли Кутузова, считая это "клеветой на великого полководца и на нашу историю"? А сыграл–то он замечательно!» (Соловьев).

«Это просто потрясающий фильм! Атмосфера невероятная. Просто ловишь каждое слово, боясь пропустить хотя бы кадр, хоть раньше и смотрел этот фильм раз десять... Хвала актерам и режиссерам, сейчас так не играют и не снимают...» (Ирина).

«Превосходный фильм. Ранний Эльдар Рязанов вообще бесподобен, но "Гусарская баллада" даже среди них выделяется яркостью пейзажей, великолепными натурными съёмками, каскадёрскими трюками, не говоря уж о блестящем сценарии, великолепном актёрском ансамбле (юная Лариса Голубкина – страсть как хороша), музыке композитора Тихона Хренникова, ну и, естественно, самой истории "корнета Азарова"... Голосую за этот фильм!» (Петр).

«Я люблю оперетты, и здесь есть все, чем славится хорошая оперетта, к тому же много юмора. Очень хорошо играют актеры, особенно Лариса Голубкина, ей идет гусарский мундир» (Любитель).

«Против»:

«Насколько Рязанову удалось вытянуть неблагодарный жанр ревю в «Карнавальной ночи», настолько он слил «Гусарскую балладу». Трудно даже сказать, что в фильме особенно плохо, потому что плохо в нём всё. … Хотя оператор фильма, ведомый Рязановым, приложил максимум усилий к тому, чтобы фильм смотрелся плохо. Все сцены – от балов до драк – сняты уныло и, что называется, с пуза. Масла в огонь подлили художники, сшившие нелепые бутафорские костюмы – не всякий ТЮЗ может похвастаться такими! Но главный убийца фильма – конечно, сам Рязанов. Он не только допустил это безобразие. Он его усугубил чудесами своей постановки. Сесть и посмотреть «Балладу» от начала до конца довольно трудно. Темпоритм выбран тягучий и назойливый, как жужжание осенней мухи. Нудные и неестественные диалоги персонажей (стоит ли говорить, как фальшиво звучат стихи) сменяются не менее нудным экшеном... «Вот так компот!» – восклицает поручик Ржевский. Происхождение этой фразы темно и непонятно: очередная ли это гладковская острота или же банальное незнание истории. Из «Баллады» у Рязанова как раз и получился компот: мутное общепитовское варево, лишённое вкуса и аромата. Тем не менее, фильм ждал оглушительный успех. Поручик Ржевский в момент стал героем анекдотов (вслед за Чапаевым и предваряя Штирлица). Фильм вошёл в золотой фонд нашего кинематографа, и с тех пор его художественные достоинства даже не обсуждаются. А надо бы» (Кимберли).

Киновед Александр Федоров