Служебный роман. СССР, 1977/1978. Режиссер Эльдар Рязанов. Сценаристы: Эмиль Брагинский, Эльдар Рязанов. Актеры: Андрей Мягков, Алиса Фрейндлих, Светлана Немоляева, Олег Басилашвили, Лия Ахеджакова и др. 58,4 млн. зрителей за первый год демонстрации в кинотеатрах.
Режиссер Эльдар Рязанов (1927–2015) поставил 26 полнометражных игровых фильмов, 14 из которых («Служебный роман», «Невероятные приключения итальянцев в России», «Гусарская баллада», «Карнавальная ночь», «Девушка без адреса», «Вокзал для двоих», «Старики–разбойники», «Дайте жалобную книгу», «Берегись автомобиля», «Гараж», «Зигзаг удачи», «Совершенно серьёзно», «Жестокий романс», «Забытая мелодия для флейты») вошли в тысячу самых кассовых советских кинолент (и это не считая его телехитов – «Ирония судьбы» и «О бедном гусаре замолвите слово»).
«Служебный роман» только за первый год демонстрации в кинотеатрах посмотрело 58,4 млн. зрителей (девятнадцатое место среди всех фильмов СССР и восьмое среди всех советских комедий).
Советские кинокритики приняли «Служебный роман» тепло.
К примеру, киновед Виктор Божович (1931-2021) в «Советском экране» писал, что «состоялась наша встреча с комедией, отмеченная взрывами смеха и растроганными слезами… Э. Рязанов и Э. Брагинский еще раз подтвердили, что они умеют смешить и волновать, говорить о серьезном весело и не впадая в назидательность. «Служебный роман» принадлежит к числу фильмов, которые принято называть «зрительскими». Заслужить такое наименование, не поступаясь при этом требованиями искусства, – высокая честь для кинематографистов» (Божович, 1978: 3).
Валентин Михалкович (1937–2006) в «Искусстве кино» был более строг, отмечая, что по сравнению с «Иронией судьбы» в «Служебном романе» «история продумана обстоятельнее, полнее; она потеряла свой анекдотический характер, крепче укоренена в действительность. Но, с другой стороны, из нее выветрилась новизна, свежесть и прелесть только что свершившегося открытия неизведанной прежде стороны жизни. … Плюс к тому – порой кажется, что картина топчется на месте, слишком медленно влечется к финалу» (Михалкович, 1978: 47).
Возвращаясь к причинам успеха «Служебного романа», постсоветский кинокритик Евгений Нефедов пишет об образе главного персонажа – скромного бухгалтера Новосельцева в блестящем исполнении Андрея Мягкова, – как об одной из главных удач фильма: «Среднестатистический (на что косвенно указывает и «говорящее» место действия!) советский служащий в тайне мечтал быть таким, как Самохвалов: обладать импозантным обликом и хорошо поставленной речью, занимать высокую должность, получать заграничные командировки, жить в многокомнатной квартире, оформленной на модный манер, по–западному, и разъезжать на личной «Волге» со встроенной музыкальной стереосистемой. А оказывался, как правило, точь–в–точь Новосельцевым – засидевшимся на одном месте, с неустроенной личной жизнью и вообще без радужных перспектив. С подачи сценариста и драматурга Эмиля Брагинского Эльдар Рязанов выступил подлинно «великим утешителем», мудро, с лукавой улыбкой, с искрящейся выдумкой и почти детским ощущением озорства показав, что порой мечты имеют свойство сбываться» (Нефедов, 2009).
И я полностью согласен с Е. Нефедовым, что сегодня «немеркнущее рязановское произведение ценится в первую очередь за точнейший (и тончайший) фотослепок со своего Времени. Как свидетельство о целой эпохе относительной стабильности и благоденствия, в которой жили, ссорились, работали, влюблялись люди – поколение за поколением» (Нефедов, 2009).
В 2011 году в российском ремейке рязановской комедии под названием «Служебный роман. Наше время» (режиссер Сарик Андреасян) роль Новосельцева сыграл нынешний украинский президент Владимир Зеленский. Российские кинокритики обоснованно разгромили эту нахальную подделку под легендарный рязановский хит. Нина Цыркун в «Искусстве кино» грустно констатировала, что в версии Сарика Андреасяна Калугина (Светлана Ходченкова) и Новосельцев (Владимир Зеленский) – «всего лишь безликие рядовые герои бесконечной череды «офисных» комедий» (Цыркун, 2011). Выводы кинокритика Лидии Масловой, на мой взгляд, еще жестче и точнее: «Главная катастрофа нового "Служебного романа", конечно, Новосельцев (Владимир Зеленский): … когда продюсер волевым решением назначает на совершенно не подходящую ему роль самого себя, не обладая не то что актерскими способностями, но хотя бы минимальной харизмой, становится до слез жалко всех остальных участников эксперимента» (Маслова, 2011).
На портале «Кино–театр.ру» опубликовано 10 тысяч зрительских откликов на «Служебный роман», почти все они позитивны:
«Фильм выдающийся! Смотрю каждый раз и просто радуюсь, что есть у нас еще, чем гордиться! Тема – вечная. Снято – превосходно. Актёрские работы (особенно главные роли) – до глубины правдивы и человечны! Спасибо огромное всем, кто принимал участие в создании этого Великого киношедевра!» (И. Воложанин).
«Служебный роман» – один из моих любимых фильмов! Смотрю его и не перестаю восхищаться талантом наших прекрасных актеров... А как С. Немоляева читает стихи... каждый раз, когда смотрю фильм на этом эпизоде, по телу пробегает мелкая дрожь и всякий раз в эти моменты с грустью вспоминается свое, личное (как стихи точно порой выражают то, что переживаешь в душе)... Фильм на все времена! Спасибо создателям фильма за этот шедевр!» (Галина).
«Вновь (уже в который раз) посмотрел с преогромным удовольствием этот шедевр, и, что удивительно, смотря его вновь у меня такое, всегда ощущение, что я смотрю его в первый раз, как много лет назад. Невозможно оторваться от экрана и на минуту, незаметно пролетает два с половиной часа. После окончания фильма мне хочется посмотреть этот кино вновь и вновь, благо он у меня есть на диске. И любоваться профессионализмом всех прекрасных актёров и прекрасного режиссёра и сценариста, а также наслаждаться прекрасной музыкой Андрея Петрова» (Р.П.В.).
Правда, есть и зрители, которым «Служебный роман» категорически не нравится:
«Очень люблю наше старое кино, у меня дома собрана огромнейшая фильмотека. Есть там и ранние картины Рязанова. Но "Служебного романа" там нет. И не будет. Не нравится он мне. Юмор примитивен, на уровне инженеров из НИИ ("Как умер? Я такого приказа не давала"). Песни – столь же примитивны и не интересны. Утрированная актерская игра раздражает. Почти все актеры переигрывают. Фрейндлих я не люблю, и, да простят меня ее поклонники, просто не могу на нее смотреть. То же относится и к Ахеджаковой и Немоляевой. Плохо там смотрится и незаурядный актер Мягков – не его это роль, да и грим подкачал, лишил его естественного обаяния. А вот Басилашвили там на своем месте – единственный, опять же, на мой взгляд, верный режиссерский выбор. Не впечатлили меня и эпизодические роли. … Извините, если кого обидела, но я высказала свое мнение, которое никому не навязываю. "Служебный роман" – не мое кино» (Люся).
Киновед Александр Федоров
Спортлото–82. СССР, 1982. Режиссер Леонид Гайдай. Сценаристы: Владлен Бахнов, Леонид Гайдай. Актеры: Альгис Арлаускас, Светлана Аманова, Михаил Пуговкин, Михаил Кокшенов, Денис Кмит, Нина Гребешкова, Борислав Брондуков и др. 55,2 млн. зрителей за первый год демонстрации в кинотеатрах.
Режиссёр Леонид Гайдай (1923–1993) поставил 17 игровых полнометражных фильмов, 11 из которых ("Бриллиантовая рука", "Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика", "Операция "Ы" и другие приключения Шурика", "Иван Васильевич меняет профессию", "Спортлото–82", "Не может быть!", "Двенадцать стульев", "За спичками", "Совершенно серьёзно" (альманах, режиссеры других новелл – Э. Рязанов, Н. Трахтенберг, Э. Змойро, В. Семаков), "Деловые люди", "Опасно для жизни!") вошли в тысячу самых кассовых советских кинолент.
Ранее с огромным энтузиазмом поддержавшие лучшие работы Леонида Гайдая («Операция «Ы», «Кавказская пленница», «Бриллиантовая рука») советские кинокритики встретили комедию «Спортлото–82» очень кисло, упрекая ее во вторичности:
«Конечно, испытываешь некоторую радость — от самого процесса узнавания виденного. Но ведь над чем смеялся в других фильмах, смешным больше не кажется… А тут, ну, просто все до капли знакомо — сюжет, персонажи, трюки. Может быть, Гайдай так и задумал — сделать попурри на тему собственных комедий? Так зачем Шурика нарек Костей, а пленницу — Таней? Зачем новых актеров пригласил — ведь старые со своими обязанностями справлялись?» (Крючков, 1982).
Любопытно, что многие сегодняшние зрители с этим мнением кинокритика тоже согласны:
«Фильм для Гайдая знаменательный. Конечно, здесь он уже "потух". Его зенит творчества остался в 60–х–70–х годах. Но есть кое–что новое. Пуговкин и Кокшенов – это прообразы кооператоров конца 80–х годов. Они хоть как–то оживляют этот, в общем–то, провальный фильм. Все герои и трюки из раннего Гайдая. Но в отличие от Шурика здесь молодой человек скучный и зажатый. Амановой тоже далеко до Варлей. Гонки на мотоцикле слабее, чем гонки в "Кавказской пленнице". И весь фильм уже не смеёшься, как на "Операции "Ы", например» (934).
«Пожалуй, один из немногих фильмов Гайдая, который мне откровенно не понравился. Показался никаким. Уж не хочу обижать поклонников этого фильма, исключительно мое мнение» (Инна).
Есть, конечно, и более мягкие зрительские отзывы:
«Угасающий Гайдай. Конечно, несмотря на сильный актерский состав, этот фильм уступает шедеврам молодого Гайдая. Но, по прошествии 25 лет, фильм смотрится по–другому. Не замечаются огрехи и наигранные эпизоды, умиляешься природе и наивным поступкам героев давно ушедшего времени» (Алла).
Впрочем, и сегодня у этого фильма масса поклонников:
«Гайдай – талант. … Сейчас таких нет, и не будет больше. Тысячи зрителей покатывались на их фильмах с хохоту. И весело, и смешно, и отдохнуть можно. Да и посмотреть приятно. А "Спортлото–82"? Это же прекрасно. Кому не нравится, не смотрите. Не портите настроение другим ценителям лучшего из лучшего» (Алексей).
«Единственный фильм из гайдаевских, который, может раз в год, но пересматриваю! "Спортлото–82" для меня самая нежная комедия Гайдая. Летняя, мягкая, без злых сатирических пинков, без взрывов хохота, но с определённым "своим", "феодосийским" очарованием. Два Михаила – Пуговкин и Кокшенов делают основную кассу, дуэт выбран режиссером безошибочно» (Д. Джамп).
Киновед Александр Федоров
Трембита. СССР, 1968/1969. Режиссер Олег Николаевский. Сценаристы Олег Николаевский, Владимир Масс (по оперетте Юрия Милютина, либретто В.Масса и М. Червинского). Актеры: Евгений Весник, Ольга Аросева, Николай Трофимов, Иван Переверзев, Савелий Крамаров и др. 51,2 млн. зрителей за первый год демонстрации в кинотеатрах.
За свою карьеру режиссер Олег Николаевский (1922–1998) снял около двадцати фильмов, однако настоящий кассовый успех выпал только на долю кинооперетты «Трембита» (1968). Кроме «Трембиты» в тысячу самых кассовых советских кинолент у О. Николаевского вошел еще детектив «След в океане».
«Трембита» – экранизация одноименной популярной оперетты – стала кинохитом советского проката 1968 года, на мой взгляд, во многом благодаря актерскому ансамблю популярных актеров.
Советские кинокритики встретили "Трембиту" без восторга:
«Манеру иронической присказки следовало бы выдержать авторам до конца. … Фильму же явно помешала боязнь авторов отступить от натуральности, излишняя бытовщина, крикливость красок и звуков…» (Кокарева, 1968: 13).
А вот в постсоветские времена Екатерина Лесникова писала, что «звездным мигом совпадения желаемого и возможного в жизни Олега Николаевского стал фильм «Трембита» (1968) — яркая, брызжущая радостью и весельем музыкальная комедия. Великолепное чувство юмора, артистизм, любовь к музыке и многие другие качества режиссера счастливо соединились в фильме с благодатным драматургическим материалом популярной оперетты Юрия Милютина. В фильме играли большие и серьезные актеры Евгений Весник, Ольга Аросева, был создан великолепный актерский ансамбль. … «Трембита», как никакой другой фильм Николаевского, высветила солнечное дарование режиссера» (Лесникова, 2004).
А вот отзывы о «Трембите» зрителей XXI века:
«За»:
«Потрясающий фильм! Одна из лучших советских комедий! Кто не видел – потерял половину жизни. История о том, как хитрый дворецкий возвращается после войны в деревню, где, по его мнению, в развалинах графского замка спрятаны сокровища, уже сама по себе интересна, а тут еще молодежь со своими интересами (кто замуж хочет, кто мины ищет), да жители деревни скучать не дают… В общем, это нужно смотреть, пересказать невозможно» (Гайдарика).
«Прекрасная оперетта Юрия Милютина! Смотришь, смеешься и забываешь обо всем! Чудесная музыка» (Светлана).
«Против»:
«На удивление бездарный и глупый фильм. Ничего общего с шедевром советской оперетты Ю.Милютина. Помните, герой Крамарова читает о себе в книжечке Филимона Шика: "Петро... свихнулся на минах". По–моему это не Петро свихнулся на минах, а режиссер. А уж заключительные кадры погони, ну простите. это вообще детский лепет. А ведь музыка Милютина (Владимир Аркадьевич Канделаки назвал мелодический дар композитора уникальным!) сильна именно своей лирической струей. А здесь это где–то за кадром. Очень неудачно подобрана актриса на роль Василины. Трудно поверить, что такая девушка вообще способна любить. Наиболее органичен, пожалуй, Н.Трофимов. Отличный комедийный актер с хорошим вкусом. Ну а за Крамарова просто обидно. Явно вставной персонаж и совершенно не к месту. При всем его большом таланте» (А. Ковалев).
Киновед Александр Федоров