14 марта Санкт-Петербургская Духовная Академия вспоминает своего выдающегося выпускника епископа Царскосельского Маркелла (Ветрова). Именно в этот день владыка Маркелл отошёл ко Господу в 2019 году.
К 5-летию со дня кончины приснопоминаемого иерарха его сестра Елена Геннадьевна Сидорова (в девичестве Ветрова) предоставила подробную биографию владыки и фотографии.
Также своими воспоминаниями поделились друг владыки Маркелла, преподаватель Духовной Академии протоиерей Александр Ранне, иподиакон и секретарь приснопоминаемого иерарха священник Алексий Гонтарчук и заведующая канцелярией СПбДА Ольга Ивановна Пономарёва.
Владыка Маркелл, в миру Герман Ветров, родился 8 июня 1952 года в городе Минеральные Воды Ставропольского края. Отец будущего иерарха работал инженером-испытателем паровозов на железной дороге, а мама, Жанна Семёновна Полякова, была по образованию преподавателем английского и немецкого языка.
В конце 1953 года семья переехала в Ленинград и жила сначала на улице Гоголя в коммунальной квартире, потом на улице Шаумяна в отдельной малогабаритной квартире, затем на улице Петра Лаврова, где родилась сестра Германа Ветрова Елена.
С 1959 по 1962 год Герман Ветров обучался в школе № 239 (бывшее училище Святой Анны).
В 1963 году он поступил в 3 класс школы № 183, где и проучился до самого окончания 10 класса.
Елена Геннадьевна вспоминает:
«В детстве нам запрещали приносить с прогулки найденные чужие игрушки: это приравнивалось к краже. И вот однажды брат нашёл выброшенный приёмник. Мы пришли домой, стали раздеваться, а он стоит в коридоре, держит за спиной приёмник и мнётся. Мама спрашивает: “Что там у тебя?” А Герман отвечает: “Я принес…” — он тогда ещё не знал как эта вещь называется. Мама строго ему выговаривает: “Я тебе говорила, что нельзя брать чужое”. Тогда он показывает свою находку. И какова же была его радость, когда мать разрешила приемник оставить! Столько радости было! С каким удовольствием мы разбирали его потом на винтики!».
Школа №183 отличалась тем, что ряд предметов преподавался на английском языке, а ученики изучали его не только посредством чтения классической английской литературы, но и английских газет.
Елена Геннадьевна вспоминает:
«Брат был очень общительным человеком, быстро сходился со сверстниками, учился легко. Вместе с друзьями занимался спортом, борьбой, шахматами. Меня учил приёмам самообороны (самбо), но, мало веря в мои способности, наставлял, чтобы кричала громко в случае опасности. Конечно, как все подростки, иногда хитрил: мог прогулять урок, однажды отключил домашний телефон, чтобы учительница не пожаловалась маме».
В 1966 году мама Германа Ветрова начала работать преподавателем английского, а затем и немецкого языка в Ленинградской Духовной Академии. В то время митрополию возглавлял митрополит Никодим (Ротов), который буквально перед этим спас Академию на Неве от закрытия, пригласив на обучение африканцев. Жанна Семёновна преподавала иностранным студентам русский язык, используя свои знания немецкого и английского.
Через небольшой промежуток времени юный Герман стал иподиаконом митрополита Никодима (Ротова) и до самой своей смерти продолжал дело одного из самых выдающихся митрополитов города на Неве.
За год до окончания школы Герман получил водительское удостоверение, пройдя курсы при районном военкомате. После окончания школы был призван на военную службу, которую проходил на Беломорской военно-морской базе Северного флота в городе Северодвинске. Вначале служил на подводной лодке, а затем, будучи водителем грузовика, участвовал в освоении целины. Он дослужился до звания старшины второй статьи.
Елена Геннадьевна вспоминает:
«Брат очень гордился своим флотским прошлым. Даже когда он стал священнослужителем, он всегда носил тельняшку под рубашкой и подрясником. Помню, как-то во время одного из богослужений он поднимает руку, а из под облачения выглядывает край его матросской тельняшки».
Военную службу Герман проходит с 1969 по 1971 год. Причиной его ранней демобилизации (в то время на флоте служили 3 года) стал несчастный случай. Участвуя в освоении целины, он поранил большой палец правой руки. Сначала рана не казалась серьёзной, но впоследствии развилось заражение и, чтобы не допустить гангрены, будущему владыке Маркеллу ампутировали фалангу пальца.
Елена Геннадьевна вспоминает:
«Мы часто ездили с мамой к брату в часть — привозили продукты: консервы, печенье, сахар, чай. В его подразделении было 12 человек. Конечно, было бы некрасиво, если бы мы привозили посылки только Герману, поэтому мы с мамой привозили продукты и другим ребятам, служившим с ним вместе. Деньги на всё это выделял из своих сбережений лично владыка Никодим (Ротов)».
Возвращение Германа в родной город тоже не обошлось без приключений. Елена Геннадьевна вспоминает:
«Германа спас Бог. Ехать из части они должны были на двух грузовиках. Брат должен был ехать в первом, но по какой-то причине перед самым выездом у него появились очень важные дела и он поехал на втором грузовике. В то лето горел торф и первый грузовик не доехал до пункта назначения — сгорел».
Когда Герман вернулся в родной город, выбор будущего перед ним не стоял. В 1971 году он поступил в Ленинградскую духовную семинарию, которую закончил за два года, вместо 4 лет, сдав все экзамены экстерном на отлично. Помимо учёбы, он продолжал своё иподиаконское служение и сопровождал владыку Никодима (Ротова) во всех его поездках. Он был всегда и везде при владыке. Всё это время он вместе с митрополитом Никодимом (Ротовым) служил в Никольском и Казанском соборах, в храме Ленинградской Духовной Академии, в Троицком соборе Александро-Невской лавры, в Вырице у протоиерея Владимира Сидорова по престольным праздникам. Во время этих поездок иподиакон Герман много общался с прихожанами.
10 июня 1973 года Герман Ветров принял монашеский постриг с именем Маркелл. Примечательно, что это не было случайностью. В то время с визитом к владыке Никодиму (Ротову) прибыл кардинал Йоханнес Виллебрандс, который служил в Риме в храме святого Маркелла, в честь которого и назвали нового монаха. Это имя уже тогда выделяло его среди многих других монахов того времени. 17 июня он был рукоположён в сан иеродиакона.
Сразу по окончании семинарии в 1973 году иеродиакон Маркелл (Ветров) поступил в Ленинградскую Духовную Академию, которую также с блеском окончил экстерном за два года, после чего отправился для продолжения обучения за границу, где в течение года обучался на богословском факультете Экуменического института города Боссэ в Швейцарии.
Вернувшись в альма-матер, иеродиакон Маркелл защитил кандидатскую работу. Примечательно, что защита шла на греческом языке. Это свидетельствует об образованности и эрудированности будущего владыки.
25 апреля 1976 года он был рукоположен в сан иеромонаха.
С 26 октября 1978 года иеромонах Маркелл начал преподавать общецерковную историю и сравнительное богословие. Этому благородному труду иеромонах, а впоследствии уже епископ Маркелл посвятил почти половину своей жизни — 30 лет. Его путь учителя завершился 26 августа 2008 года. За годы преподавания, по воспоминаниям Елены Геннадьевны Ветровой, своим отеческим отношением он снискал любовь и уважение среди учащихся.
Параллельно с преподавательской деятельностью иеромонах Маркелл нёс послушание дежурного помощника проректора по воспитательной работе. Примечательно, что он не требовал объяснительных. Вместо этого он давал хозяйственный инвентарь и отправлял провинившегося студента думать о своём проступке за выполнением физической работы.
9 октября 1988 года в академическом храме святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова митрополит Ленинградский и Новгородский Алексий (Ридигер) возвёл иеромонаха Маркелла в сан игумена.
В 1989 году игумен Маркелл стал клириком Спасо-Преображенского собора.
С 1995 года игумен Маркелл принимал участие в восстановлении Феодоровского государева собора в Царском Селе. Этот собор был построен специально для членов императорской семьи Николая II, Собственных Его Величества Конвоя и сводного пехотного полка. На момент прихода игумена Маркелла, храм представлял собой печальное зрелище: до Великой Отечественной войны здесь находился склад плёнки, которая с началом ведения боевых действий часто горела, а вся копоть осела на стенах собора. Перед началом восстановительных работ от храма оставалось всего три стены — всё остальное было разрушено.
Елена Геннадьевна вспоминает:
«Мы тогда жили всем миром: помогали друзья, первые 20–30 человек прихожан. Собирали материал, пекли пирожки для чаепитий, следили за территорией.
Брат научил меня тогда делать пасху. Кормил всех, кто приходил на службу: винегрет, чай, хлеб. В этом ему помогали друзья-военные: ставили палатки, раздавали крупы, консервы.
Брат тогда часто ночевал в соборе. Богослужения проходили в нижнем храме при ещё не убранной тогда гари на стенах.
Само по себе восстановление Феодоровского собора — это чудо Божие! Денег не было. Просили средства на восстановление у Бога в молитвах, а когда вечером открывали церковную кружку, то находили необходимую сумму.
Он очень любил людей и жалел их: посещал тюрьмы, больницы. В соборе у него служили священники с проблемами, а звонарём был человек с ментальными отклонениями. И всех их он жалел и заботился о них».
В 2012 году восстановленный собор торжественно отметил своё 100-летие со дня освящения. Сам же игумен Маркелл 20 апреля 1999 года в том же самом Феодоровском соборе был возведён в сан архимандрита митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским Владимиром.
19 июля 2006 года на заседании Священного Синода было принято решение о возведении архимандрита Маркелла в сан епископа и 26 сентября в Золотом зале Митрополичьих покоев Александро-Невской лавры в Петербурге состоялось наречение архимандрита Маркелла во епископа Петергофского, викария Санкт-Петербургской епархии. Это была первая архиерейская хиротония, совершенная в Санкт-Петербурге с 1987 года. 12 марта 2013 года решением Священного Синода епископу Маркеллу был присвоен титул Царскосельский.
Владыка Маркелл был большим любителем спорта. В молодости он очень любил играть в футбол и шахматы. Будучи уже епископом, он часто организовывал футбольные турниры и лично принимал в них участие, активно продвигая этот вид спорта среди студентов Академии на Неве. Но особенное место среди его увлечений занимала рыбалка.
Также владыка Маркелл принимал активное участие в церковной дипломатии, особенно по вопросу межцерковного общения. Он много ездил за границу, по долгу службы посещая США, Канаду, Францию, Англию, Италию и другие страны.
Скончался владыка Маркелл в ночь на 14 марта 2019 года в Санкт-Петербурге, на 67-м году жизни, после тяжёлой продолжительной болезни. Отпевание состоялось 16 марта в Троицком соборе Александро-Невской лавры, после чего иерарха похоронили на Никольском кладбище монастыря.
20 декабря 2021 на могиле иерарха открыли памятник.