Поль Гоген – важная фигура в современном искусстве. Вместе с Винсентом Ван Гогом и Полем Сезаннами французский художник был пионером постимпрессионизма, движения, возникшего в 1890-х годах.
Как и его коллеги-постимпрессионисты, Гоген интересовался исследованием сознания художника. В то время как Ван Гог был известен своими красочными широкими мазками, а Сезанн композициями, Гоген традиционно славится своей авангардной цветовой палитрой — ярким сочетанием тонов, вдохновленным поездками на Таити.
Хотя влечение Гогена к тропическому острову привело к его знаменитому подходу к цвету, оно также привело к противоречиям.
РАННИЙ ПЕРИОД ЖИЗНИ
Поль Гоген родился в Париже в 1848 году. Когда ему было всего полтора года, его семья, состоящая из отца-француза, матери-перуанки и старшей сестры, переехала в Лиму. Окруженный доколумбовой керамикой и красивыми пейзажами, именно здесь он развил свою любовь к искусству и путешествиям.
НАЧАЛО УВЛЕЧЕНИЯ ЖИВОПИСЬЮ
Когда Гоген достиг совершеннолетия, он вел почти кочевой образ жизни. После службы в Индии и на Черном море (во время службы во французском флоте) он вернулся в Париж в 1871 году, где проработал биржевым маклером более 10 лет. В этот период он познакомился с художником-импрессионистом Камилем Писсарро и начал писать сцены жизни людей французской столицы.
В 1884 году он переехал в Копенгаген со своей женой-датчанкой Метте и пятью детьми: Эмилем, Алиной, Кловисом, Жаном Рене и Полем-Роллоном. Однако всего год спустя он и его жена решили, что ему следует вернуться в Париж одному, чтобы продолжить карьеру художника.
ПЕРЕХОД К СИМВОЛИЗМУ
В течение своего первого года пребывания в Париже Гоген не достиг ни продуктивности, ни успеха. Хотя он выставлялся вместе с импрессионистами, их стиль его больше не интересовал. Чтобы продолжить свою карьеру и найти вдохновение, он решил провести лето в колонии художников в Бретани, регионе к западу от Парижа. Здесь он создавал пастельные произведения, вдохновленные картинами танцоров импрессиониста Дега. В конце концов, он использовал эти работы в качестве этюдов для некоторых своих постимпрессионистских картин.
Следующим летом он вернулся в Бретань. На этот раз он написал "Видение после проповеди" (Иаков борется с ангелом), картину, которая положила конец его отношениям с импрессионизмом. Отказавшись от широких мазков импрессионистов, интереса к повседневным предметам и сосредоточения внимания на натуралистическом свете и цвете, Гоген использовал плоскую манеру письма, символические сюжеты и яркую искусственную цветовую палитру.
Хотя сегодня эта картина считается одной из самых важных символистских работ Гогена, она не была хорошо принята сразу после создания в 1888 году. "И что мне нравится", — сказал Гоген Винсенту Ван Гогу в письме — "Я хотел отдать его церкви в Понт-Авене. Они, конечно, этого не хотят".
ОТНОШЕНИЯ С ВАН ГОГОМ
Позже, в том же году, Ван Гог пригласил Гогена присоединиться к нему в Арле, коммуне на юге Франции, в надежде со временем основать собственное сообщество художников. Хотя Ван Гог страдал психическим заболеванием, Гоген согласился сотрудничать. Однако вскоре они поняли, что им не очень хорошо вместе, и Гоген решил съехать. Это сильно расстроило Ван Гога, заставив его отрезать часть собственного уха (по одной из версий).
Хотя они больше не рассматривали совместную работу и даже не виделись, но все же поддерживали связь (до смерти Ван Гога) в течение двух лет.
ТАИТИ
Вернувшись из Арля, Гоген отправился на Таити, надеясь избежать драмы и финансовых проблем, с которыми он столкнулся во Франции, и пообещав жене начать все сначала по возвращении.
Он прибыл во Французскую Полинезию в 1891 году. За два года своего пребывания он жил в хижине и написал несколько красочных пейзажей и портретов полинезийских женщин. Хотя эти изображения являются одними из его самых известных работ, их все чаще рассматривают как примеры экзотики и часто осуждают за их колониальный подтекст.
Кроме того, в литературном произведении о путешествиях "Ноа Ноа", написанном Гогеном в 1901 году, художник рассказал, что во время своего путешествия он женился и зачал ребенка с 13-летней полинезийской девочкой по имени Техура. Она изображена на многих из этих портретов, что делает эти работы – и оценку самого художника – еще более спорной.
ПОСЛЕДНИЕ ГОДЫ
Когда Гоген вернулся в Париж в 1893 году, стало ясно, что его отношения с женой безвозвратно испорчены. В том же году они расстались, и в 1895 году Гоген навсегда переехал на Таити.
Он жил во Французской Полинезии шесть лет, в конце концов переехав с Таити на Маркизские острова. За это время он дважды женился (обеим женам было по 14 лет) и написал свою самую известную картину "Откуда мы пришли? Кто мы? Куда мы идем?".
Художник умер внезапно в 1903 году от, предположительно, сифилиса.
НАСЛЕДИЕ
Хотя Гогена прославляют посмертно уже более века, все большее число историков современного искусства осуждают его взгляд на Французскую Полинезию. Точно так же многие критикуют неуместный характер его отношений.
Тем не менее, крупные музеи по всему миру продолжают выставлять его работы, обеспечивая Гогену значимое место в истории постимпрессионизма и искусства в целом.