Найти тему
Не учебник истории.

Средневековье, новое время, новейшая история... как наши внуки назовут время, в котором живем мы?

Оглавление

Периодизация прошлого поистине абстрактное понятие. Многие историки задаются вопросом, действительно ли необходимо фрагментировать историю человечества на разные эпохи?

Работа Жан-Пьера Уэля, иллюстрирующая штурм Бастилии, событие, которое стало отправной точкой начала Французской революции. В политической истории это событие принято началом отсчета современной эры. Открытый источник
Работа Жан-Пьера Уэля, иллюстрирующая штурм Бастилии, событие, которое стало отправной точкой начала Французской революции. В политической истории это событие принято началом отсчета современной эры. Открытый источник

Читая научную историческую литературу, или же обычные книги, где описываются события давно минувших дней, иногда мы чувствуем себя сбитыми с толку. Средневековье... находится между чем и чем? Почему мы называем XVI - XVIII века Новым временем, хотя, по сути, оно уже давно не отличается особой новизной. Новейшая история закончилась в тот момент, когда мы попрощались с ХХ веком. Тогда, в каком же времени мы живем сегодня?

Сами историки признают, что периоды, на которые условно поделена история человечества, представляют собой абстрактную и произвольную конструкцию. Ни в одном мало-мальски официальном документе не прописаны даты, когда заканчивается один период истории и начинается другой.

Правда существуют условные даты. Например, год падения Западной Римской империи - 476 используют для обозначения окончания эры Античности. Собственно, а почему именно Западной, а не Восточной?

Еще интереснее обстоит ситуация с Новым временем. Одни историки считают, что этот исторический период связан с великими географическими открытиями, поэтому, отправной точкой советуют считать 1492 год - дата великого путешествия Колумба. Иные настаивают на том, что Новое время началось в 1789 году, и привязывают его к началу Французской революции. А тем не менее, между этими датами пропасть в 300 лет!

Единственное, с чем мы вынуждены согласится, так это с тем, что день ото дня все не становится более средневековым и менее новым.

Высадка Колумба в Америке. Худ. Джон Вандерлин, 1847 г. Открытый источник
Высадка Колумба в Америке. Худ. Джон Вандерлин, 1847 г. Открытый источник

В своей книге историк-медиевист Жак Ле Гофф задается вопросом, действительно ли необходимо дробить историю на кусочки? Согласитесь, предложение поистине шокирующее. Однако, прежде, чем протестовать, следует следует немного углубиться в тему, которую он затрагивает - периодизация прошлого.

Под периодизацией мы понимаем процесс разграничения различных эпох, в которых мы фрагментируем историю человечества от палеолита до наших дней. Основная сложность в этом вопросе заключается в том, как правильно обозначить начало и окончания каждого из фрагментов?

В свою очередь, деление истории на фрагменты имеет свою собственную историю (прошу прощение за тавтологию). Средневековье во многом является изобретением гуманистов эпохи Возрождения. Они хотели подчеркнуть свою духовную связь с культурой классической античности и дистанцироваться от варварского средневековья. Несмотря на это, сам термин не существовал вплоть до конца 17 века. А термин «Новое время» возник во Франции в конце XIX века, однако его англосаксонский эквивалент «Раннее Новое время» получил распространение только с 1960-х годов.

Карта мира Паоло Петрини, 1700 г. Открытый источник
Карта мира Паоло Петрини, 1700 г. Открытый источник

Диспропорция и границы

Попытка периодизации истории наталкивается на массу проблем. Начнем с того, что отсутствует четко очерченная связь во времени, которое захватывает тот или иной период. Кроме того, каждый из условных исторических периодов имеет радикально различную продолжительность, явно непропорциональную и заметно уменьшающуюся с течением времени.

-4

Существует целых три миллиона лет, которые в нашем понимании есть предыстория. Лишь с появлением первых письменных источников человечество получило отправную точку для отсчета истории.

Каждый последующий период истории продолжается значительно меньше, чем предыдущий. Так, на период Античности приходится около 3500 лет, тогда как новейшее время окончилось, не отметив своего двухсотлетия. Какую продолжительность отведут наши потомки для времени, в котором живем мы?

Таким образом, чем дальше тот или иной период от сегодняшнего дня, тем большее количество лет он умещает под своим зонтиком. Например, «Предыстория» охватывает сотни тысяч лет существования небольших групп охотников-собирателей, аграрное и животноводческое общество существовало несколько тысяч лет, а Европа Средних веков в VI веке мало чем походила на средневековую Европу века XV...

Границы эпох также значительно различаются в зависимости от дисциплин, которые их изучают. Для политической истории современная эпоха начинается с Французской революции, тогда как в экономике сдвиг начинается с промышленной революции, произошедшей несколько раньше. Историки, изучающие культуру, со своей стороны, делят историю на эпохи Возрождения, Барокко и Просвещения и при этом даже не задумываются о том, что все это период Нового времени.

Выраженный европоцентризм

Еще одной проблемой, которую необходимо решить, является вопрос европоцентризма. Все начинается с деления времени на «до» и «после» Христа. Даже когда мы используем светскую версию – «до новой эры» (до н. э.) – мы подразумеваем очевидное и явно христианско-центричное разделение, которое игнорирует или затемняет другие события истории. А тем временем, к примеру, мусульмане, установили свой маркер - путешествие Мухаммеда из Мекки в Медину (хиджра 622 год).

Северочешский мастер-стеклодув Мартин Фридрих Младший и его семья, картина предположительно Элиаса Хилле 1596 год. Открытый источник
Северочешский мастер-стеклодув Мартин Фридрих Младший и его семья, картина предположительно Элиаса Хилле 1596 год. Открытый источник

Размышляя о периодизации истории следует не забывать о парадоксах, которая она нам приготовила. Например, в один и тот же период времени христианская Европа, переживала мрачные века раннего средневековья, тогда как для исламского мира это было время экспансии, экономического и культурного расцвета.

Когда небезызвестный Кортес с вооруженными по последнему слову военной техники конкистадорами отправился завоевывать Америку, та еще находилась практически в доисторическом периоде. У великой Империи Инков даже не было собственной письменности.

Если то, что характеризует современную эпоху, — это индустриализация и строительство современных государств, то немалая часть Азии вступила в этот период только в ХХ веке.

Академический журнал поделенный на исторические периоды. Открытый источник
Академический журнал поделенный на исторические периоды. Открытый источник

К упомянутым выше проблемам идентификации истории можно добавить еще одну, казалось бы, незначительную, но нетривиальную. Навешанные ярлыки влекут за собой ощутимые последствия в академическом мире. Преподаватели исторических факультетов зачастую навязывают студентам ту точку зрения, которой придерживаются сами, при этом игнорируя все остальные.

Руководства и энциклопедии, написанные разными авторами несут в себе существенные различия в периодизации истории, сея тем самым хаос в сознании тех, кто их изучает.

В конечном итоге все это не может не оказывать воздействия на студентов и более широкую аудиторию, которая интересуется историей. В данном случае происходит фрагментация исторических знаний, хотя на самом деле они должны быть более глобальными и интегрированными.

Наше настоящее в будущем

Несмотря на имеющиеся проблемы в периодизации прошлого, тем не менее существующий подход имеет и некоторые важные преимущества. Вот почему мы продолжаем их использовать.

Священнослужитель, воин и фермер, три средневековых ордена. Средневековая рукопись. Открытый источник
Священнослужитель, воин и фермер, три средневековых ордена. Средневековая рукопись. Открытый источник

Ярлыки «Античность», «Средневековье», «Новое время» и «Новейшее время» помогают нам лучше понять каждую из этих эпох, исходя из общих черт, которые мы считаем важными при периодизации истории. Мы анализируем экономику того или иного периода времени, была ли она преимущественно аграрной, или люди, оторвавшись от земли уже жили в городах? Стояла ли в приоритете торговля или промышленный прогресс? Было ли на тот или иной момент общество поделено на сословие или классы? Какова была политическая структура, культура? Чем руководствовались люди: умом или повелениями религии? Как мы понимаем, этот список вопросов далеко не исчерпывающий...

Рассматривая периодизацию истории с этой точки зрения, мы вынуждены признать, что деля бесконечность на века и царствования мы помогаем, в первую очередь детям, мысленно перенестись в тот или иной период прошлого и понять особенности жизни людей давно ушедшей эпохи.

Остается один единственный вопрос, вероятно, он выглядит несколько анекдотично... и тем не менее: Как назовут наши потомки время, в котором живем мы с вами?

Быть может наши внуки назовут это время эпохой антропоцена, как предложили Пауль Йозеф Крутцен и Юджин Стормер? Эти ученые расценили влияние людей на земную атмосферу за последние столетия как начало новой геологической эпохи.

Или же потомки прислушаются к мнению Жака Ле Гоффа, который был одним из авторов и популяризаторов концепции «долгого Средневековья».

А может объединив средние века и новое время воедино, историю поделят на до индустриальную эру и постиндустриальную, как предложил социолог Даниел Белл в 1973 году.

Несомненно одно, для того, чтобы получить ответ на этот вопрос требуется время, а посему... оставим возможность принятия решения нашим внукам.

Открытый источник
Открытый источник

Спасибо, что дочитали статью до конца. Подписывайтесь на канал. Оставляйте комментарии. Делитесь с друзьями. Помните, я пишу только для Вас.

Не учебник истории. | Дзен