Дружба - это отношения, основанные на взаимном доверии, уважении и общих интересах.
Тогда почему отношения, называемые дружбой, должны мешать работе, если дружат руководитель и подчиненный?
Ведь дружба не основана на статусах и должностях. Общие интересы и доверие наоборот должны помогать в работе, так как они так же является основой команды.
Тогда почему мы часто слышим, что руководителю лучше не водить дружбу с подчиненными?
Как вообще могут подружиться руководитель и подчиненный?
Во-первых, они могли стать друзьями еще задолго до того, как приобрели разные статусы на работе.
Во-вторых, они могли подружиться, когда были в равных статусах, а затем один из них стал руководителем.
В-третьих, они могли подружиться, уже будучи подчиненным и руководителем. Человек существо социальное, и его интересы не ограничено только работой.
На мой взгляд, если люди дружат по настоящему, то они не станут смешивать свои личные и рабочие отношения. Даже наоборот, они будут оберегать свою дружбу от лишних рисков её потерять.
Но негативные риски дружбы подчиненного и руководителя все-таки существуют. И, как показывает практика, они реальны, даже если друзья не злоупотребляют своей дружбой в рабочих отношениях.
Вот основные риски, лежащие на поверхности:
- Нарушение субординации.
Друзья могут демонстрировать неформальное общение в рабочей обстановке. Это могут замечать другие сотрудники. Где гарантия, что они не начнут копировать такое поведение, что не понравиться руководителю . Дальше недовольство, сплетни и даже открытый конфликт.
- Потеря авторитета.
Отмечать заслуги подчиненных можно и нужно, но если руководитель делает это в отношении своего друга, то другие сотрудники могут увидеть в этом отсутствие объективности и справедливости. В коллективе могут возникнуть впечатления неравенства. Руководителя могут обвинить в отсутствии поддержки, неравной оценке результатов работы.
Но есть риски с более серьезными последствиями, если один из друзей начинает использовать дружеские отношения в своих целях.
Например:
- Конфликт интересов.
Это нередкая ситуация на работе, но если она возникла между друзьями, то это может стать серьезным препятствием в поиске и принятии решения.
- Снижение эффективности работы.
Руководитель может попасть в ситуацию, когда ему надо будет прикрыть своего друга, сделать за него его работу.
Подчиненный может злоупотреблять своим положением друга и отказываться от ряда задач, выполнять работу хуже, чем мог бы. Требовать для себя лучшие условия.
- Утечка конфиденциальной информации.
Да, такое возможно. Дружба в неформальной обстановке способствует откровению. Где гарантия, что подчиненный не воспользуется поученными сведениями .
Что делать? Не дружить?
Наверное, не стоит брать на работу друга в качестве подчиненного.
Если дружба сложилась на работе, а статус одного из друзей изменился, то тут все гораздо сложнее. Это настоящая проверка дружбы.
Да и руководитель, вышедший из среды подчиненных, это отдельная непростая тема.
Если дружба руководителя и подчиненного сложилась уже в этих статусах, то скорее всего она возникла на почве других интересов, не относящихся к рабочему процессу. Эти люди уже работали вместе, но нашли то, что их объединило не зависимо от статусов подчиненный и руководитель. Значит, для их дружбы это неважно.
Приглашать друзей на работу под свое начало, продолжать дружить или заводить дружбу с подчиненными на работе – каждый решает индивидуально.
Дружба - один из самых ценных аспектов человеческих отношений, ее стоит беречь в любых обстоятельствах и статусах. А иногда даже сознательно отказываться от того, чтобы работать вместе.
Больше полезной информации вы найдете в телеграмм канале. Подписывайтесь.