Найти в Дзене

Че Гевара в Африке: как соратник Патриса Лумумбы и Фиделя Кастро воевал в ДР Конго. Часть 2

Оглавление
Че Гевара в Демократической Республике Конго
Че Гевара в Демократической Республике Конго

Окончание. Часть 1 здесь

Почему Демократическая Республика Конго?

С Конго у Че Гевары были связаны большие надежды, он полагал, что огромная территория этой страны, покрытая джунглями, даст прекрасные возможности для организации партизанской войны.

Гевара, ещё будучи в то время министром промышленности Кубы, посетил Алжир, Конго, Мали, Танзанию, Гану. В Алжире он поучаствовал в работе Второго экономического семинара афро-азиатских стран, где узнал о проблемах континента. На этом мероприятии Гастон Сумиало, представитель конголезских повстанцев, обратился к кубинцам за поддержкой. Просьбы "борцов с неоколониализмом" не смогли оставить Гевару равнодушным. Вне всякого сомнения, в той поездке у него родилось множество идей…

Кроме того, Че Гевара высоко чтил Патриса Лумумбу, который был героем революции в Конго. Команданте называл его мучеником мировой революции.

Я отправлюсь в Конго, потому что сегодня - это самая горячая точка в мире... Я думаю, в Катанге мы сможем нанести империалистам удар в самый центр их интересов,

- сказал Че Гевара египетскому революционеру, второму президенту Египта Гамалему Абдель Насеру.

В трёх тренировочных лагерях на Кубе началась подготовка бойцов. Был сформирован элитный партизанский отряд из полутора сотен чернокожих добровольцев. Руководил подготовкой капитан Виктор Дреке - участник кубинской революции, знакомый с Че.

Че Гевара
Че Гевара

Вечером 1 апреля 1965 года в лагерь под Гаваной прибыл, чтобы попрощаться с бойцами, сам Фидель Кастро. Он уже дал согласие на то, чтобы командиром партизан стал Че Гевара. Но никто, включая конголезцев, не должен был об этом знать. Исключение составляли, очевидно, лишь советские спецслужбы - первая небольшая группа кубинцев вылетела в Дар-эс-Салам через Каир из Москвы.

9 апреля 1965 года 14 кубинцев прибыли в Танзанию. В операции участвовали в общей сложности около 150 добровольцев.

Африка: Свобода или смерть

С самого начала операцию в Конго преследовали неудачи. Отношения с местными повстанцами во главе с будущим (в 1997-2001 гг.) президентом страны Лораном-Дезире Кабилой были достаточно сложными. Гевара не верил в местное руководство, считая, что единственным настоящим революционером в Конго замученного Лумумбу.

Тем не менее сохранилось письмо Гевары к Кабиле.

Дорогой товарищ! Я с нетерпением жду Вашего приезда сюда, потому что считаю Вас старым другом. Кроме того, я должен перед Вами объясниться. И можете быть уверены: я всецело отдаю себя в Ваше распоряжение. Я также прошу Вас об одолжении. Разрешите мне присоединиться к борьбе в качестве политического посланника моих товарищей,

- писал команданте.

На востоке Конго существовал так называемый освобождённый район, граничивший с дружественной Танзанией. Он представлялся Геваре идеальным местом для подготовки партизан. Туда-то и отправился отряд.

23 апреля 1965 года кубинцы двинулись из Дар-эс-Салама в порт Кигома на берегу озера Танганьика. Далее, переправившись на конголезский берег, отряд прибыл в деревню Кибамба. Там он был встречен друзьями - хорошо экипированным подразделением Конголезской народно-освободительной армии. Торжественная встреча, оснащение бойцов, а также возможность общаться с одним из них по-французски произвели на Че Гевару хорошее впечатление.

Че Гевара в Конго
Че Гевара в Конго

В Кибамбе Гевара столкнулся и с неожиданностями. Вместе с конголезцами в деревне располагались около четырёх сотен партизан из племени тутси, которые не говорили на суахили, что потом стало сильно мешать успешному проведению операций.

8 мая из Гаваны прибыла вторая группа кубинцев. Её членам перед отправкой в Конго Кастро намекнул, что там они встретятся с тем, кто пользуется его полным личным доверием. 20 июня смешанный отряд из конголезцев, тутси и сорока кубинцев отправился из Кибамбы на запад.

Первой военной миссией Че в качестве союзника племени симба было нападение на гарнизон охраны гидроэлектростанции в местечке под названием Фронт Бендела на реке Кимби в восточной части Конго. Однако не успели партизаны занять позиции, как тут же из осаждающих превратились в осаждаемых, попав под жесточайший обстрел из минометов и пулеметов. Силы кубинцев и повстанцев потерпели поражение.

Че Гевара ещё до операции сделал для себя обескураживающий вывод, что многие конголезцы попросту не способны стрелять. А если и брались за автомат, то с закрытыми глазами жали на спусковой крючок до тех пор, пока магазин не оказывался пуст.

После неудачи под Бенделой в лагере кубинцев впервые проявились пораженческие настроения. Если конголезцы, несмотря на все занятия с ними, не готовы к борьбе за своё дело, что с этим могут поделать кубинцы?

США против партизан в Конго

Провал миссии был связан с тем, что в конфликт вступили бельгийцы и американцы. Последние перебросили в Конго несколько вертолётов UH-1B "Ирокез" и с десяток тяжёлых бомбардировщиков-штурмовиков В-26 "Инвэйдер". Пилотами были наёмники из числа эмигрировавших в США кубинцев.

UH-1B "Ирокез"
UH-1B "Ирокез"

Впервые повстанцы попали по шквальный огонь бортовых пулеметов и пушек "Инвэйдеров", когда правительственные войска штурмовали Альбертвиль - город на озере Танганьика. Симба ударились в панику, и город был благополучно взят. В дальнейшем эти самолеты ещё времен Второй мировой много раз наносили повстанцам тяжёлый урон. Вылеты всегда согласовывались с агентом ЦРУ в Конго и с офицером ВВС США, находившимся в американском посольстве.

В то же время в ДР Конго начали воевать отряды белых наёмников, имевшие большую самостоятельность в действиях. Так, Майк Хор сформировал из англоговорящих наемников "Пятый отряд", который действовал на востоке страны. Франко-бельгийскую группу возглавил парашютист Боб Денар, француз.

Конголезские сухопутные силы и ВВС, окрепшие за счет помощи Запада, наносили симба одно поражение за другим. Они преследовали их даже на территории соседних стран.

Финальный удар по конголезской экспедиции Гевары был нанесён в октябре, когда к власти в Конго пришёл Жозеф Касавубу, вступивший в переговоры с Западом. После заявлений Касавубу Танзания, служившая тыловой базой для кубинцев, прекратила их поддерживать. Геваре не оставалось ничего, кроме как прекратить операцию. В конце ноября он вернулся в Танзанию и, находясь в кубинском посольстве, подготовил дневник операции в Конго, начинавшийся словами "Это история провала".

Организационная работа не ведётся, кадры среднего уровня ничем не занимаются, не знают, что они должны делать и не внушают никому доверия… Недисциплинированность и недостаток самоотверженности - главные признаки этих борцов. С такими войсками выиграть войну немыслимо… Что мы могли сделать? Все конголезские лидеры ударились в бега, крестьяне относились к нам всё враждебнее. Но осознание того, что мы покидаем район тем же путём, который нас привёл сюда, бросив беззащитных крестьян, было для нас всё же ошеломляющим,

- писал Че в этой книге.

Запад руками африканцев жестоко пытает и убивает неугодных политиков

После Танзании с февраля по июль 1966 года Че находился в Чехословакии под именем гражданина Уругвая Рамона Бенитеса. Как рассказывал Фидель Кастро, команданте не хотел возвращаться на Кубу, однако он уговорил Че тайно вернуться на остров. Требовалось начать подготовку к созданию революционного очага в Латинской Америке.

Че Гевара уехал из ЧССР 19 июля 1966 года - через Вену, Цюрих и Москву - в компании своего соратника Фернандеса "Пачо" де Ока, выдававшего себя за аргентинского бизнесмена. Он прибыл в Боливию 3 ноября 1966 года с фальшивым паспортом на имя Адольфо Мена Гонсалеса и сразу отправился в сельскую местность - в тренировочные лагеря - готовить новых партизан. Последняя миссия Че Гевары - в Боливии - заняла без малого год.

Президент Боливии Рене Баррьентос, напуганный таким раскладом, обратился за помощью к ЦРУ. Против Гевары было решено задействовать специально обученное для антипартизанских действий подразделение американской разведки, которое в итоге добилось успеха. Кроме того, были задействованы правительственные войска. Против 50 партизан отправили 5000 солдат. Отряд Че Гевары был окружён, а сам он, раненый, попал в плен 8 октября 1967 года.

Че отказался общаться с офицерами и разговаривал лишь с солдатами, которые его охраняли. Один из них, пилот вертолёта Хайме Нино де Гусман, писал, что Гевара выглядел ужасно: у него было сквозное ранение в правой голени, его волосы были в грязи, одежда разодрана.

Че держал голову высоко, смотрел всем прямо в глаза, а если о чём и просил, то только о возможности покурить,

- вспоминал Гусман.

Приказ о расстреле формально был отдан президентом Боливии генералом Рене Баррьентесом, но за этим решением стоял главный представитель ЦРУ в Боливии, который курировал всю эту операцию. Он сказал: "Кончайте немедленно, не тяните". Таким образом пленника казнили практически сразу, без суда и следствия.

Убитый Че Гевара
Убитый Че Гевара

Чтобы имитировать смерть команданте в бою, сержанту Терану было приказано стрелять сначала по ногам, потом в плечи и лишь потом в горло. Че Гевара получил девять пуль и умер в 13 часов 10 минут. Расправа над знаменитым командиром произошла 9 октября 1967 года.

Тело Гевары привязали к полозьям вертолёта и отправили в Вальегранде. Там его показали журналистам. Врач ампутировал у трупа кисти рук для того, чтобы можно было идентифицировать личность. Очевидцы рассказывали, что сначала собирались отрубить голову, но передумали. Не желая превращать могилу Че в место паломничества, власти захоронили его тайно.

Останки Че Гевары и его товарищей были обнаружены в июне 1997 года всё в том же боливийском селении Вальегранде. 16 октября того же года их торжественно перезахоронили в Санта-Кларе (Куба). Мавзолей революционера является одним из самых посещаемых мест на Кубе.

Стоит сказать и о судьбе сподвижника Патриса Лумумбы, министра образования при правительстве Лумумбы, главы восстания в Квилу Пьере Мулеле, которого Джон Хенрик Кларк, профессор Корнелльского университета, называл не иначе как "чёрный Мессия", "лучший сын Африки" и "Линкольн Конго".

После поражения восстания в декабре 1965 года Мулеле бежал. В 1968 году тогдашний президент Демократической Республики Конго Жозеф-Дезире Мобуту выманил Мулеле из изгнания, пообещав амнистию. Мулеле вернулся в ДРК, но в нарушение обещания, был публично замучен и казнён: ему вырвали глаза, отрезали гениталии, ампутировали одну за другой конечности, и всё это время он ещё был жив. Затем его утопили в реке.