Найти тему
Библия и Жизнь

Мудрость и глупость в контексте библейской книги Притч

Оглавление

Книга Притч относится к еврейской литературе мудрости. Исследователи подчеркивают, что там мы видим обращение к проблемам повседневной жизни. Причем в каждой детали просматривается божественное влияние, иногда явно, иногда скрыто.

Нам необходимо понимать, что повседневность с ее практическим аспектом не менее важна, нежели духовная составляющая христианства. Верующим иногда свойственно акцентировать свое внимание на духовных моментах, упуская при этом естественные вещи. Подобный дисбаланс становится причиной неудач в служении, а также в личной и семейной жизни.

Уирсби пишет: «Мудрые люди понимают значение ситуации, они знают, что делать и как поступать правильно в нужное время». Нам необходимо смотреть на вещи так же, как видит их Бог. Мудрость – это единственное средство, благодаря которому мы можем это делать.

Безусловно, истинная мудрость берет начало в Боге. Какие-то вещи нам открывает Дух Святой – иногда Он делает это сверхъестественным образом. Но это не значит, что нам теперь нужно отвергнуть разум и естественную человеческую мудрость, которая поможет иметь правильное понимание той или иной ситуации.

Джон Уэсли хорошо заметил, что для водительства в пустяковых жизненных обстоятельствах Бог дал нам логику, хотя это не исключает получения помощи от Духа Святого.

Иными словами, нам не нужно интерпретировать события только с помощью Божественного откровения. Господь дал нам разум, способность мыслить, анализировать, предвидеть. Мудрость и рассудительность – это важная сторона христианства. Помимо молитв, постов и изучения Библии нам необходимо использовать логику.

Некоторые люди сравнивают логическое мышление с ветхой природой человека, противопоставляя разум духу. Однако мы не видим такого противопоставления в Писании. Разум возрожденного человека – наш помощник. Если мы мыслим категориями Писания, обновляя наш ум, то можем оценивать происходящее в правильном ключе. Мы не должны быть фанатиками и глупцами, которые живут только молитвой и прочими духовными категориями. Настоящая духовная жизнь не должна идти в противовес с рациональной составляющей.

Бриджес пишет: «Здравомыслящий христианин равно далек и от формального служения, и от слепого фанатизма». Нам необходима духовность, поскольку мудрость – это нечто больше, нежели простые знания. Однако духовный рост без мудрости – явление ненадежное и недолговечное. Во всем необходим баланс, гармония, полнота.

В этой статье мы будем изучать тему мудрости в книге Притч. Важно показать сущность и проявления мудрости и глупости.

Что такое мудрость

Перед тем как говорить о мудрости, необходимо дать определение этому понятию.

Согласно Библейской энциклопедии Брокгауза, мудрость – это постижение смысла явлений в их взаимосвязи. Человек обладает такой мудростью частично благодаря врожденным способностям, частично благодаря опыту. Но в любом случае мудрость является даром Божьим (Пр. 2:6).

Мудрость подразумевает некий баланс. Людям свойственно впадать в различные крайности. Кто-то делает излишний акцент на духовности, другой человек увлекается практической составляющей бытия и при этом забывает о духовной. Это приводит к дисбалансу. Но мудрый человек лишен подобных крайностей, поскольку «постигает явления во взаимосвязи». Он находит золотую середину между верой и делами, молитвой и ожиданием, разрушением демонических твердынь и поклонением Господу, заботой о своей семье и служением в церкви. Такой человек может ходить в Божьем присутствии, но при этом не забывать о том, что происходит у него вокруг. Мудрый человек умеет делать правильные вещи в правильное время.

Уирсби справедливо заметил: «Библейская мудрость начинается с правильных отношений с Господом».

Об этом мы можем судить на основании Пр. 1:7. Мы хорошо знаем, что началом мудрости является страх Господень – благоговеянное почтение перед Богом. Это не панический страх перед некой абстрактной субстанцией, а признание Бога и Его Слова. Это та отправная точка, от которой идет приобретение истинной мудрости и разума.

Спрол заявляет: «Если мудрость начинается со страха перед Богом, то отрицание Бога есть высшая степень безумия».

Согласно Библии, неверие и отрицание божественного авторитета нельзя считать признаком ума.

Неверующий человек может быть интеллектуально развитым и образованным, но жизнь без Бога не принесет ему пользы. Образование, знания, эрудиция – это хорошо. Развиваться не только нужно, но и необходимо. Некоторые люди настолько кичатся своей необразованностью, что даже не замечают, как впадают в гордость.

Необходимо понимать, что надмевает не знание как таковое, а знание без любви (1 Кор. 8:3). Незнание не может назидать человека. В мудрости заключается великая сила, а глупость приводит к разрушению и проблемам.

Августин сказал: «Мудрое и глупое – это как пища, полезная или вредная».

Человек сам решает, идти по пути истинной мудрости или глупости. Нет проблемы в том, что мы чего-то не знаем, не умеем и не понимаем. Никто из нас не может быть совершенен в познании. Вопрос в том, к чему мы стремимся. Библия называет блаженным человека, который нашел мудрость (Пр. 3:13). Это больше чем обычные знания. Бог хочет, чтобы мы познавали Его, соблюдали заповеди и имели правильное мышление. Нам необходимо познавать Господа, самого себя и познавать жизнь. Такой подход позволит правильно ходить пред Богом.

В 8 главе книги Притч мудрость изображается как женщина. В Пр. 8:22-31 сказано, что Бог творил все с помощью мудрости. Некоторые исследователи видят здесь одно из подтверждений доктрины Троицы. Однако, по словам Элвелла, в этом тексте скорее присутствует персонификация божественного атрибута, которым Бог пользовался при творении всего сущего и которым Он хочет наделить человека, чтобы тот жил праведно.

Говоря о мудрости, следует подчеркнуть еще один момент. Еврейский народ не отделял мудрость и знания от жизни. Потому мудрость можно трактовать не только как постижение явлений в их взаимосвязи, но и как искусство жить согласно приобретенному смыслу. Так что притчи – это не философские высказывания абстрактного характера, а, скорее, практические советы, которыми стоит воспользоваться.

Проявления мудрости в книге Притч

Слова «мудрость», «мудрый» и производные от них употребляются в книге Притч 96 раз. Геллей пишет: «Книга Притчей – книга практической этики». С этим нельзя не согласиться. В Притчах мы видим руководство к жизни. Чтобы поступать правильно, нам необходима мудрость.

Как уже было сказано, началом мудрости является страх Господень (Пр. 1:7). Она так же приходит от слушания мудрых людей (Пр. 1:2, Пр. 13:20).

Бриджес пишет: «Истинно мудрый человек – это не человек, постигший все, а человек, знающий, что ничего еще не достиг, человек, стремящийся к совершенству».

Отвержение истинной мудрости основано на отвержении страха Божьего, нежелании познавать истину и внимать обличению (Пр. 1:20-33). Нужно прикладывать усилия к тому, чтобы искать мудрость (Пр. 1:2-5). Это нисколько не противоречит тому, что мудрость является даром от Господа (Пр. 2:6). Она способна спасти от злых людей, от обмана, от коварства чужой жены (Пр. 2:10-22).

Очень важно не воспринимать себя мудрецом. Такая позиция является проявлением гордости и мешает развитию. Нужно бояться Бога и удаляться о зла (Пр. 3:7). Человек, нашедший мудрость, является блаженным (Пр. 3:13). Он становится целостной личностью, человеком, в котором органично сочетаются дух и разум.

В Пр. 3:19-20 сказано, что Бог основал землю с помощью премудрости. Это Божье качество, позволяющее Ему разумно управлять мирозданием. Мудрый человек знает, какие способности имеет, как реализовать их, чтобы добиться успеха. Потому к нему приходит слава (Пр. 3:35).

Мудрость нужно приобретать, хранить и ценить (Пр. 4:5-9).

Бриджес призывает нас: «Получив небесную мудрость, постараемся не забывать ее и не уклоняться от нее».

Нам нужно вникать в Божьи заповеди, приобретать духовные, светские и профессиональные знания. Мудрость возвышает, потому нужно стремиться к познанию правильных вещей. В Пр. 5 показано, что мудрость хранит человека от греха прелюбодеяния.

В Пр. 6:6-11 рассказывается о ленивце, которому ставят в пример муравья. У этого насекомого есть чему поучиться. Его мудрость заключается в планировании, самодисциплине и способности делать дела в нужное время. Человек должен быть трудолюбивым и дисциплинированным. Господь не благословляет лень.

Мудрый человек способен признавать свою неправоту и менять свои взгляды. Потому он может принимать обличения (Пр. 9:9-10). По словам Бриджеса, мудрый человек будет только счастлив услышать своевременный выговор. Я думаю, что не стоит говорить об этом так однозначно, поскольку слушать в свой адрес обличение и выговор неприятно и порою довольно трудно. Мудрость здесь проявляться не в восторге от тех слов, которые тебе приходится слушать, а в готовности принимать такие обличения и меняться.

Мудрый сын радует своих родителей (Пр. 10:1). Однако эта мудрость не приходит на пустом месте. Она становится следствием правильного родительского воспитания, хотя нужно учитывать и фактор человеческой свободы. Родители могут лишь научить своего ребенка, показать ему хороший пример, но не могут прожить жизнь за него. Хотя многое зависит от отца и от матери, каждый человек сам выбирает свою дорогу.

Мудрость свидетельствует о смирении (Пр. 11:2). Мудрый человек не противится Богу, не превозносится над другими людьми. Его смирение не является чем-то напускным или показным.

Мудрый человек понимает, что не может знать все, потому готов слушать и принимать советы от других (Пр. 12:15). Это качество особенно необходимо руководителю. Отсутствие советников может свидетельствовать о гордости и высокомерии (Пр. 13:10). Даже такие мудрые цари, как Давид и Соломон правили государством с помощью советников.

Мудрый человек умеет говорить так, чтобы не ранить своими словами других людей (Пр. 12:18). Его слова несут жизнь, в них содержится ободрение и вдохновение. Мудрый даже обличает иначе. Он знает, когда нужно говорит резко, а когда мягко.

Мудрый понимает, каким путем ему необходимо идти (Пр. 14:8). Это понимание приходит в результате отношений с Господом, изучения Слова Божьего и разумного подхода, который приводит духовную жизнь к необходимому балансу.

Мудрость не имеет ничего общего с распутством (Пр. 14:8) и злом (Пр. 14:16). Люди, которые живут в грехе, могут быть образованными и интеллектуально развитыми. Они могут иметь большие знания и разбираться во многих вещах. Однако истинная мудрость не совместима с грехом.

Мудрый умеет находить подход к людям. Он может расположить сердце высокопоставленного человека и предотвратить его гнев (Пр. 16:14). Мудрый также способен контролировать свой собственный гнев (Пр. 29:11). Мудрость проявляется в словах и рассуждениях человека. Зачастую высказывания показывают, кто мудр, а кто нет.

Библия ценит приобретение мудрости больше, нежели приобретение серебра или золота (Пр. 16:16). Мудрость выше силы (Пр. 21:22), поскольку мудрый человек по-настоящему силен, а сильный не всегда будет мудр. Мудрость ограждает от самонадеянности (Пр. 28:26).

Для разумного управления домом также нужна мудрость (Пр. 24:3). В этом вопросе многое зависит от «мудрой жены» (Пр. 14:1). Интересно, что понятие «мудрый муж» в Притчах не встречается. Мужчина больше ориентирован на внешнюю деятельность, а женщина больше склонна к устройству домашнего очага.

В 30 главе приводятся некоторые изречения Агура. В Пр. 30:24-28 он рассказывает о мудрости муравьев, горных мышей, саранчи и паука. Как мы уже говорили, мудрость муравья указывает на необходимость разумного планирования. Горные мыши, несмотря на свою слабость, «строят домы свои на скале». Нам нужно извлечь из этого следующий урок: мы имеем силу во Христе, который является нашей Скалой.

Саранча не имеет царя, начальника или предводителя, но это не мешает ей лететь строем. Это должно наталкивать нас на мысль о личной ответственности верующего. Если человек принимает неверные решения, виноват в этом не пастор, наставник или лидер ячейки. Необходимо почитать служителей, советоваться с ними, но не нужно их обожествлять или им поклоняться. К сожалению, трактовка современного учения о послушании в умах людей бывает настолько искажена, что нередко напоминает католическую доктрину об особенном положении Папы Римского. Мудрость заключается в том, что человек почитает других, никого не осуждает, прислушивается к мнению других, но самостоятельно принимает решения и берет за них ответственность.

Мудрость паука в его целеустремленности и стабильности. Человек, имеющий четкое понимание цели и двигающийся в верном направлении, рано или поздно дойдет до места назначения. Не так важно, что мы имеем сейчас, важно то, во что мы верим и куда идем. Посвящение всегда вознаграждается.

О проявлении мудрости можно говорить много. Мы рассмотрели лишь некоторые моменты из книги Притч. Геллей пишет: «Божьи законы необходимы для разумной жизни». Книга Притч показывает нам, как правильно жить на земле, чтя Бога и соблюдая Его заповеди.

Проявления глупости в книге Притч

Слова «глупость», «глупый» и производные от них встречаются в книге Притч 83 раза.

Брюггеман заметил интересную деталь: «Учителя мудрости, безусловно, знали о существовании греха, однако предпочитали говорить о разрушительной силе не как о «грехе», а как о «глупости»».

Религиозно-философский словарь Василенко дает следующее определение глупости: самодовольное непонимание, соединяемое с отказом быть внутренне самостоятельным в мышлении и поступках, сопротивление истине, нередко опасное для других.

Автор этого издания подчеркивает, что христианские мыслители нередко отмечают присутствие греха в глупости. В частности, об этом говорили Иоанн Златоуст и немецкий лютеранский пастор Дитрих Бонхеффер.

В Притчах глупость противопоставлена мудрости. Эти два качества выступают как антиподы. Основанием глупости является презрение к мудрости и наставлению (Пр. 1:7). Глупые ненавидят знания (Пр. 1:22), проявляют упорство и беспечность (Пр. 1:32). Такое поведение окажется губительным для этих людей. Бесславие, которое наследуют глупые (Пр. 3:35), распространяется не только на земную жизнь, но также охватывает и вечность. По крайней мере, так думают некоторые исследователи.

Бриджес пишет: «Глупые, конечно, узнают, о суетности мирской славы, но будет слишком поздно, чтобы принять мудрое решение. Бесславие – вот их участь. Даже на земле их слава мимолетна. Страшно представить, что их ждет в вечности».

Глупый сын является огорчением для родителей (Пр. 10:1). Очень важно, чтобы отец и мать воспитывали детей правильно, прививая им Божьи ценности и показывая правильный пример.

Глупость проявляется в греховном поведении, в неспособности слушать и воспринимать советы. Глупый всегда считает, что он прав (Пр. 12:15). Одним из самых опасных проявлений глупости является клевета (Пр. 10:18). Такой человек может очернить невиновного, настроить против него других людей. Некоторые комментаторы считают, что защитить от клеветы не могут ни невиновность, ни мудрость, потому доброе имя любого благочестивого человека может находиться в опасности. В какой-то мере это правда. Ведь защитить нас от клеветника может только Бог.

Глупость человека видна из его слов и действий (Пр. 13:17). Глупый не пытается уклоняться от зла (Пр. 13:20), такому человеку свойственно превозноситься над другими (Пр. 14:3). Важно понимать, что мы оказываем друг на друга влияние, потому Библия советует не дружить с глупыми (Пр. 13:20). Глупый человек легкомысленно относится к греху (Пр. 14:9). Он может быть раздражителен, самонадеян и вспыльчив (Пр. 14:16-17).

Иногда стремление верить каждому слову проповедника трактуется в христианских кругах как признак особой духовности. Однако Библия утверждает, что всякому слову верит глупый (Пр. 14:15). Речь не идет о скептицизме или предвзятом отношении к учителям и наставникам. (Такое поведение тоже можно рассматривать как глупость в контексте книги Притч). Мы говорим о глупой доверчивости, которая может проявляться как в повседневной жизни, так и в духовных вопросах. Это не детская наивность или недостаток прозорливости, а упорство, из-за которого человек не желает замечать очевидные вещи.

Глупый человек может быть очень опасен (Пр. 17:12). Если он получает власть, это может привести к трагедии. Живший во времена Гитлера Бонхеффер утверждал следующее: «Глупец способен на любое зло и вместе с тем не в силах распознать его как зло. Здесь коренится опасность дьявольского употребления человека во зло, что может навсегда погубить его».

Если говорить об ученых, которые отвергают Бога и Библию, то, с точки зрения обычных мирских ценностей, этих людей можно считать высокообразованными и интеллектуально развитыми. Однако книга Притч называет такую ученость глупостью (Пр. 16:22).

Для глупости характерна неспособность извлекать уроки из ошибок, неудач и наказаний (Пр.17:10). Глупому бесполезно что-то говорить или советовать (Пр. 23:9), поскольку он не готов воспринимать эти наставления.

Глупый человек иногда получает незаслуженные почести (Пр. 26:1). Таковы реалии жизни. Поведение глупого отличается непредсказуемостью (Пр. 29:9). Глупость также проявляется в стремлении блеснуть умом посредством публичных умных высказываний. Они могут звучать довольно нелепо, поскольку человек не стремится к мудрости (Пр. 18:2).

У глупости много проявлений. Эти аспекты касаются как духовной, так и обычной жизни. Глупый не желает познавать Бога, себя и жизнь. Он не хочет видеть события и факты такими, какие они есть. Глупость в библейском понимание – это нечто большее, нежели отсутствие знаний. Это недостаток ума Христова и признание данного факта за норму.

Заключение

Исследуя тему мудрости и глупости в книге Притч, необходимо понимать жанровую особенность этого произведения. Притчи не являются законами. Они описывают то, что обычно происходит. Они не предсказывают результаты всех поступков. Определенные пути ведут к хорошим результатам и угодны Богу. Другие пути ведут к бедам и неудачам. Мудрые люди делают мудрый выбор.

Мудрый человек видит целостную картину. Он правильно воспринимает действительность. Причем его восприятие базируется не только на знаниях, но и на правильном отношении к Богу, себе и другим людям. Мудрость помогает верно оценивать происходящее. Хотя мы остаемся несовершенными людьми, которые не застрахованы от ошибок или некоторых проявлений глупости, очень важно иметь правильные стремления. Полнота мудрости есть только у Бога. От нас требуется любить Его, любить ближнего как самого себя (Мф. 22:37-39) и приобретать мудрость (Пр. 4:7). Мудрость в жизни верующего можно определить как способность жить по законам Царства Божьего. Эту способность невозможно получить без прикладывания усилий.

Уирсби пишет: «Обретение духовной мудрости — не случайное занятие. Это дело всей жизни. В наше время микроволновок, фаст-фуда, дайджестов и книг, написанных на скорую руку, многие люди отвыкли каждый день тратить время и силы на тщательное изучение Писания и на приобретение мудрости Господней».

Однако не нужно отвергать светские и профессиональные знания. Эти вещи способны обогатить нас. Ведь даже для правильного понимания Библия нам необходимо учитывать принципы и методы толкования, знать культурный и исторический контекст.

Мудрость – это правильное понимание жизни, взгляд на себя, на других людей и на события через призму Божьих ценностей. Для того чтобы ее иметь необходимо прилагать духовные усилия – познавать Бога, молиться, читать и изучать Писание, а также пользоваться естественными средствами. Нам необходимо развивать ум, способность мыслить и анализировать. Очень полезно читать историческую, научно-популярную, специальную и художественную литературу. Важно чтобы наши акценты не были смещены – пусть Библия останется на первом месте – но развитие должно стать естественным спутником верующего человека. Бог избрал немудрое не для такого, чтобы оно таковым и оставалось.

Подписывайтесь на канал, ставьте лайки, делайте репосты!