В детстве, а я жил совсем недалеко от Парапета, мне почему-то казалось, что это место связано с бакинскими армянами.
Может потому что оно располагалось рядом с армянской церковью... хотя скорее из-за созвучности имени Карапет.
В то время, если помните, это имя было достаточно известно в детской среде из-за песенки:
Потерялся мальчик, ему 40 лет,
мама-папа плачут, где наш Карапет.
Карапета нету, Карапет пропал...
А еще карапетами называли детей маленького роста. По крайней мере на Завокзальной (насколько я помню).
Но даже после того, как прошло беззаботное детство и наступила суровая юность, Парапет продолжал ассоциироваться с чем угодно, кроме парка Карлу Марксу, коим был он в то время.
Выше, очень редкий, причем качественный, снимок. Это 1920 год, 1-й съезд народов Востока в Баку, только установленный памятник Карлу Марксу в сквере ныне называющемся "площадью Фонтанов". На "трибуне" Григорий Зиновьев и Карл Радек.
Вот так в полную величину:
Площадь Парапет
Я не буду слишком углубляться в историю, она в фотографиях дана в другой статье:
Пробегусь по верхам, ведь тема о другом.
Начало
В первом плане большого Баку 1864 года, бывшем фактически планом форштадта (поселения примыкавшего к городу), уже была заложена первая в истории бакинская площадь.
Была она безымянной, хотя и предполагалась как центр нового Баку.
В 1868 году, усилиями главного архитектора города Касым-бека Гаджибабабекова, площадь была спроектирована и построена.
Как и прилегающие к ней здания:
- Два двухэтажных караван-сарая (будущие кинотеатр «Араз» и музей им. Низами).
- Жилые дома предполагаемого коммерческого центра Баку.
- Гостиница "Гранд-Отель".
Почему "Парапет"?
В 1872 году от чахотки умирает бакинский губернатор Михаил Петрович Колюбакин, и площадь получает его имя — становится "Колюбакинской", но уже к этому времени носит два народных названия "Бесплодный сад" и "Парапет".
Почему "Бесплодный сад" понятно. Площадь много раз засаживалась деревьями и они каждый раз погибали. Уже Молоканский садик и Цициановский сквер цвели пышным цветом, а на Колюбякинской росли очередные маленькие деревца.
Только в 1914-18 годах, когда к площади подвели ветку Шолларского водопровода, она озеленилась, а одно из народных названий забылось.
С "Парапетом" все сложнее.
Парапет (франц. parapet, от итал. parapetto, от parare — защищать и petto — грудь)
1) невысокая сплошная стенка, ограждающая покрытие здания, террасу, балкон, набережную, мост и пр. П. часто служит постаментом для декоративных ваз и статуй.
2) Стенка, располагаемая на гребне плотины, мола, дамбы и т.п. и защищающая его от размыва волнами. П. называется также стенка, устраиваемая в судоходных шлюзах для ограждения территории, примыкающей к камере. (с) БСЭ
Скорее всего это связано с армянской церковью, которая начала строиться сразу после появления Генплана Баку в 1864-ом, а закончена была в 1887 году.
Через 23 года, когда площадь уже долгое время являлась центральной.
Во время строительства, с самого начала, церковь была окружена оградой (достаточно неестественно выглядевшей в центре города)
На увеличенном фрагменте снимка в начале статьи это хорошо видно:
Скорее всего ограда и дала название местности.
Причем это было настолько устоявшееся название, что даже в газетах того времени вместе с официальным указывалось и народное.
Выдержки из газеты "Каспий"
22 января 1894
На Императорской площади (Парапет) по распоряжению городской управы садовник городского сада, г. Емельянов, приступил к работам по посадке деревьев вокруг того места, где решено поставить памятник в Бозе почивающему Императору Александру II; деревья будут выписаны из Боржома, Тифлиса и др. мест.
17 января 1896
По распоряжению городского головы К.А. Ирецкого на Колюбакинской площади (Парапет) в скором времени будет приступлено к посадке акаций для устройства по сторонам ее аллей.
Парапет плановой
Возвратимся в советское время. Во времена, когда каждый бакинский юноша знал, что на Парапете продают "план".
99% никогда не пользовались этим знанием, но знали практически все.
Наверняка об этом знала и милиция, которая периодически проводила рейды. Но советский Баку был достаточно специфическим городом, обо многом все знали, но это продолжало существовать.
Более интересно, почему именно Парапет был выбран торговцами. Место центральное, с большим количеством народа и сотрудников органов.
Тут явно надо искать историческую подоплеку.
Возможно дело в кафе "Наргиз", где по вечерам собиралась продвинутая молодежь 60-70-х.
Ведь в Баку "курнуть" в компании одно время считалось особым лоском. Чем-то хипповым, а значит модным.
Впрочем, история может быть значительно глубже.
Идти еще из царских времен, когда торговцам травой было удобно прятаться от городовых в церкви.
Может приверженцы русской православной церкви не заходили в "монофизитский" армянский храм?
Парапет гулящий
Вот это назначение Парапета точно историческое.
И хотя я ни разу в жизни не встречал там девиц легкого поведения, они в советское время предпочитали некоторые известные гостиницы, все равно считалось, что на Парапете можно снять "веселую даму".
Впрочем, возможно до 70-х, пока Баку не обзавелся несколькими фешенебельными гостиницами и не была проведена реконструкция сквера, так оно и было.
Однако корни явления уходят в 19 век, когда порок стал настолько акутален, что освещался даже в газетах.
Парапет и Мариинский сквер по вечерам служат местом, где прогуливаются “эти дамы”, благодаря чему порядочным женщинам без провожатых ходить там рискованно.
Не далее, как 3 февраля по Парапету шла молодая девушка, дочь чиновника С-кая, к которой подлетели два армянина с самыми недвусмысленными предложениями. Девушка, сильно перепуганная, обратилась к помощи проходившего мимо военного, благодаря чему только и избавилась от непрошенного знакомства.
Таких сцен бывает каждый вечер несколько, причем военные не всегда являются на выручку.
(с) Газета "Каспий" 05.02.1894
Бакинский бордель
Я не знаю какого года двухэтажное здание выходящее на нынешнюю площадь Фонтанов.
Оно примыкает к дому Мусы Нагиева, построенному в 1911 году.
Более узнаваемый вид нагиевского дома со стороны Торговой:
Возможно двухэтажка более ранняя (все-таки существует явный разнобой в этажности).
Поэтому вполне возможно, что те дамы из газетной заметки не просто так прохаживались по Парапету. Ведь в здании рядом был элитный бакинский бордель.
Из воспоминаний старых бакинце известно, что еще в советские годы сохранялись настенные росписи пикантного содержания. Причем по внутренней конструкции было видно, что это не дом для жилья с отдельными квартирами, а именно здание с «нумерами» по сторонам от центрального коридора.
Советы неряшливо замазали "безобразие" и вселили жильцов. Один из них рассказал: "то там, то здесь вылезала из-под аскетичных советских обоев дореволюционная срамота".
Это все, что у меня есть рассказать... 😁