Найти тему
Глазами психолога

Я преподаватель, и я устал

Что делать, если выгорание настигло меня раньше, чем моих учеников?

В преддверии конца учебного года, в том числе перед экзаменами, разумеется, сил нет ни у кого. А тут еще и весна, и даже если за окном минус и шапку снимать еще крайне рано, в душе уж так точно долгожданное время года заявляет о себе. Возможно, хочется пойти куда-то прогуляться, может быть, сходить в кино/театр/кофейню, почитать книгу, или, наоборот, никак не двигаться и наконец-то поспать... Но точно не к ученикам, да простят нас, взрослых, любимые дети, хотя дело совсем не в них. Учитель тоже человек (неужели), соответственно, отдыхать ему хочется, да и весна влияет на всех одинаково.

Что же делать, если впереди еще 2 активных месяца (а то и все 3), а силы уже – всё?

Источник: Яндекс.Картинки
Источник: Яндекс.Картинки

1. Баланс сна и бодрствования, баланс работы и отдыха

Самое сложное, но одновременно самое важное. Если более-менее есть рабочий режим и также запланированный отдых, то справляться с нагрузкой будет намного легче. Обратите внимание: заранее запланированный отдых! Если не подумать заранее о том, как и где и вы хотели бы отдохнуть в течение недели, если вы не выбрали для этого дни, вы рискуете проработать всю неделю, даже будучи дома. Разумеется, организму не будет хватать сил, потому что вместо перезагрузки случилась очередная переработка.

2. Больше прогулок/спорта/активности

Не забывайте больше двигаться, бывать на свежем воздухе, ведь даже обычная пешая прогулка поможет не только почувствовать себя лучше физически, но и морально.

3. Не забывать про увлечения

Часто во всяких коучинговых текстах можно найти фразу наподобие "Сделай своё хобби своей работой – и ты не будешь работать ни дня". Честно говоря, не совсем разделяю это убеждение, потому что работа есть работа, даже когда нет настроения, даже если ты не хочешь или не можешь, соответственно, постоянно получать огромное удовольствие от работы 24/7 крайне сложно, некоторые процессы превращаются в рутину и происходят не всегда из хорошего настроения и желания. Поэтому параллельно заниматься тем, что вас завлекает и интересует, тоже очень важно: так мы улучшаем и повышаем настроение, отвлекаемся, занимаемся тем, что дает нам заряд бодрости.

4. Поддержка/единомышленники

Для преподавателей может быть очень полезно постоянно обмениваться мнениями с коллегами, знать, что они не одни. Когда я преподавала, мне было очень важно понимать, что мы находимся в одном "поле", что я не одна устаю и не одна испытываю противоречивые чувства по поводу преподавания под конец года и определенное сопротивление по отношению к самим урокам. Сейчас на текущем месте работы как психолог я провожу консультации для учителей, а также тренинги и группы, чтобы каждый мог выговориться или даже просто побыть с нами молча и послушать других для того, чтобы понимать, что он не один, а также чтобы было ясно, что решение точно есть. И совместными усилиями его найти куда проще. Общайтесь больше с коллегами, перенимайте опыт – даже опыт того, как бороться с выгоранием и усталостью, это тоже очень полезно. И не стесняйтесь обращаться к психологам, если понимаете, что больше нет ни сил, ни мотивации. Это нормально, когда есть усталость и некоторое сопротивление из-за этого, но заботиться о себе тоже необходимо, чтобы это состояние не перешло на учеников и не определяло ваше к ним отношение и к учебному процессу в целом.

5. Разрешить себе отдохнуть

Возможно, самое банальное с точки зрения рекомендации, но самое важное, на мой взгляд, – это не просто планировать отдых, а на уровне мыслей и чувств его себе разрешить. Мы не роботы, мы, действительно, можем уставать, соответственно, от бесконечного труда и переработок лучше уж точно никому не станет. Если сложно сделать паузу – задайте себе вопрос: что будет, если...? Когда привыкаешь перерабатывать, очень трудно замедлиться и разрешить себе более спокойный темп, кажется, что дела будут копиться, но в реальности мы и так отвлекаемся (например, на телефон), по сути никак не отдыхая и еще больше усугубляя ситуацию.