Найти в Дзене
Ваш дошкольник

Коррекционное занятие по развитию связной речи и формированию лексико-грамматических средств языка для детей старшей группы с ТНР

Оглавление

Программные задачи:

  • совершенствовать умение образовывать приставочные глаголы, составлять сложные предложения, образовывать сложные слова путем сложения основ, составлять рассказ по серии сюжетных картин;
  • развивать умение классифицировать предметы по заданному признаку;
  • развивать навык продолжительного, постепенного, сильного выдоха.

Материал и оборудование: магнитофон, массажный мячик, мультимедийная презентация; схематическое изображение воды, земли, воздуха; аудиозаписи звуков транспорта; картинки с изображением транспорта разного вида; руль, штурвал, колесо, скафандр, якорь, бинокль, огнетушитель; костюм лётчика; таз с водой, коктейльные трубочки, мяч, цветные карандаши

Ход занятия

Дети заходят в группу под песню «Голубой вагон бежит, качается».

Педагог (П.). Становитесь скорее в круг. Я твой друг и ты мой друг. Посмотрите, я принесла с собой массажный мячик. Мы его будем передавать друг другу указательным и большим пальчиком и приветствовать друг друга: «Доброе утро, Саша!». Доброе утро! Мы рады встрече.

Ребята, я приглашаю вас в путешествие. Нам предстоит долгая дорога. Вы согласны? Отправляемся в путь.

Игра «Назови одним словом»

П. Посмотрим на картинки (на столе разложены картинки с изображением транспорта). Возьмите по 2 картинки с изображением транспорта и повесьте их на прищепки рядом с соответствующей схемой (на доске находится схематическое изображение воды, земли, воздуха).

Ребята, вы правильно расположили картинки.

Назовите одним словом: самолет, вертолет, машина, автобус, лодка, троллейбус, трамвай — это... (Транспорт.)

А к какому виду транспорта мы отнесём метро? (Подземный вид транспорта.)

П. А сейчас дети прочитают стихи о транспорте.

П. Мы отправляемся в путешествие. А на чем — догадайтесь по звуку (звук парохода в аудиозаписи).

Да, сейчас поплывем на пароходе. (слайд с изображением парохода)

Упражнение на дыхание «Шторм на море»

(на слайде появляется изображение моря, звучит аудиозапись звуков моря)

(На столе стоит таз с подкрашенной водой голубого цвета. Дети дуют через коктейльные трубочки на воду, в которой плавают их бумажные кораблики, сделанные оригами.)

П. Вот мы и приплыли к берегу. Понравилось вам плыть на пароходе?

Продолжим наше путешествие? А на чем поедем — догадайтесь сами.

(Аудиозапись — звук движущегося поезда.)

Мы отправимся в путешествие на поезде. (Слайд с изображением поезда.)

Наш поезд начал движение. Поиграем пока едем.

Игровое упражнение «Сложные слова» (с мячом)

Есть транспорт со сложным названием:

• молоко возит — (молоковоз);

• муку возит — (муковоз);

• лес возит — (лесовоз);

• бензин возит — (бензовоз);

• мусор возит — (мусоровоз);

• рыбу возит — (рыбовоз).

Какой транспорт мы сейчас называли? (Транспорт специального назначения).

Какой транспорт специального назначения вы ещё знаете? (Пожарная машина, скорая помощь, полицейская машина).

Игра «Для чего нужно?»

П. Для чего нужна пожарная машина? Скорая помощь? Полицейская машина?

Какие номера телефонов набирают при пожаре?

Если что-то случилось?

Если заболел человек?

Продолжаем ехать на поезде

П. Ребята, поезд привез нас на конечную станцию, но мы продолжим наше путешествие на другом транспорте. (Аудиозапись — звук движущегося автобуса.)

Поедем на автобусе. Посмотрим на экран. (На слайде появляется изображение автобуса с пассажирами.)

Кем мы будем в автобусе? (Пассажирами).

А какой пассажирский транспорт вы ещё знаете? (Такси, автомобиль.)

А как должны себя вести пассажиры в автобусе и почему? (Дети отвечают.)

Становимся парами (Педагог—водитель, у него в руках руль. За педагогом парами стоят дети.):

В автобус мы дружно сели и в окошко поглядели.

Наш шофёр на педаль нажал и автобус побежал.

(Звучит аудиозапись песни «Мы в автобусе сидим». В соответствии со словами выполняются движения.)

П. Ой, мы остановились. Что-то случилось. Наш автобус сломался.

Игра «Что не так?»

(На слайде появляются изображения: у парохода нет колес. У паровоза колеса круглые, а не квадратные. У ракеты нет крыльев).

П. У вас на столах лежат картинки с изображением транспорта. У них не хватает деталей. Чтобы наш транспорт получился красивым, подготовим наши пальчики.

Проводится массаж рук.

Мелкая моторика «Дорисуй части транспорта»

(Дети дорисовывают части транспорта).

П. Наше путешествие продолжается. И мы пересядем на другой транспорт. Догадайтесь, на какой? (Аудиозапись — звук летящего самолета.)

Игра «На самолете»

(слайд — изображение самолёта)

П. Занимаем места в самолёте. (Самолёт сделан из больших кирпичей. Дети становятся в середину самолёта.)

Кто управляет самолётом? (пилот, лётчик)

Пилотом самолёта назначаю Тимофея. (На ребёнке надет костюм лётчика.) Тимофей, командуй!

Тимофей. Экипаж к взлёту готов? Готов! (включается аудиозапись звука полёта самолёта). Включить моторы у-у-у (руки опущены, запястья в стороны). Взлетаем высоко у-у-у (с увеличением громкости звука руки постепенно поднимаются высоко; затем звук затихает и руки медленно опускаются).

Ну вот мы и прилетели.

Тимофей. Экипаж, к высадке готов? Готов!

Игра «Кому что нужно для работы?»

Чтобы было веселей, поиграем мы скорей.

У меня в коробочке лежат предметы, необходимые людям разных профессий, работающих на транспорте. Вы достаёте эту вещь и говорите кому и зачем она нужна.

(Руль нужен водителю, чтобы управлять автобусом. Штурвал, колесо, скафандр, якорь, бинокль, огнетушитель.)

П. Мы продолжаем наше путешествие. Узнайте по звуку на чём поедем дальше. (Аудиозапись звука машины).

Нас ждет красивая машина.

На ней мы и вернемся домой. А какой будет наш путь, расскажем сейчас. Внимание на экран. (На слайде серия картин «Ехали мы, ехали».)

П. Ребята, помогите, пожалуйста, закончить предложение, если я остановлюсь.

Детям подарили красивую машину.

Мы в путешествие на машине… (поехали.)

К реке мы…(подъехали.)

Потом по мосту через реку…(проехали.)

Мы к горке… (подъехали.)

На горку сначала мы... (въехали.)

С горки потом мы… (съехали.)

Дальше по дороге и к воротам…(приехали.)

Закончилось наше путешествие. Давайте вспомним наш путь.

(Дети составляют рассказ по серии сюжетных картин.)

П. Вот мы и в детском саду. На каком транспорте мы путешествовали? (На самолете, машине, лодке, автобусе.).

Дети загадают загадки о транспорте.

П. Вам понравилось путешествовать? В какие игры понравилось играть? Какие задания были сложными? (Ответы детей.). Вы все молодцы!