Когда я была совсем маленькой, по телевизору показывали две передачи, которых я ждала, без преувеличения, всю неделю. Это были "Подводная одиссея" и "Клуб путешественников".
Это публикация без темы, просто брюзжание тётки околобальзаковского возраста на тему о том, какая я же нынче молодёжь не такая. Вот в наше-то время - ого-го! А сейчас не ого-го...
В общем, можно дальше не читать.
И если Жак Ив Кусто был для меня скорее сказочным персонажем, эдаким морским стариком (я бы совсем не удивилась, если бы вдруг оказалось, что у него на спине растёт чешуя, а на руках по бокам плавники), то добрый дядя Юра был совершенно реальным человеком. Живым, как любой сосед по лестничной площадке, но с тысячью историй про целый белый свет. В память впечатались кадры настоящего извержения вулкана, которое показывали в передаче. А добрый голос за кадром не оставлял никаких сомнений: дядя Юра видел и знает всё на свете.
После прочтения "Ра" ещё одним добрым соседом, до которого, казалось можно пальцем дотянуться, стал Тур Хейердал. Я плыла с ним и его компаньонами на Кон-Тики, пробиралась через шкуродёры на острове Пасхи (кстати, больше ни в одной передаче или статье про остров Пасхи я на рассказы эти подземные убежища-святилища островитян не натыкалась). Целый огромный мир открывался в их историях.
А потом их не стало. И я почувствовала себя осиротевшей. Будто у.мерли мои двоюродные дедушки. Ну, знаете, те дальние родственники, с которыми пересекаешься раз в год и всегда потом хранишь тёплые воспоминания об этих встречах.
Когда-то давно, когда я только пришла в нашу неформально-ролевую тусовку, у нас было что-то вроде игры: выбери себе расу из мира Средиземья. Я сразу твёрдо сказала: хоббит, без вариантов.
Это так, я абсолютный домосед, мечтающий о путешествиях. И каждый мой поход с палаткой в лес на игрушку сопровождался внутренним нытьём: "Зачем я в это ввязалась? Нахрена я тащусь по песку среди сосен? Ночью холодно, комары едят, палатка сырая... Хочу домой, чтоб горячий чай без песка и хвоинок и сухое одеяло."
А дома потом так хорошо вспоминались: поляна, залитая лунным светом, в котором тысячью брызг мерцают крохотные белые цветочки, озеро, отражающее рассвет, бобры, которым зачем-то понадобились наши дрова (а ещё они погрызли ворота крепости), сосны до неба и горячий песок, крутой спуск мимо водопада, ветер, чуть не унесший палатку с обрыва...
Мир, он большой или маленький? Если в радиусе двухсот километров от нашего города я видела каньон и скалы с таинственной пещерой, водопад, за которым можно встать в полный рост, степь, пахнувшую чабрецом, и пески, как в пустыне, сосновый бор и дубраву, то какие чудеса он может показать, если я заберусь ещё дальше? Своими ногами пройду, своими глазами увижу.
Сейчас можно найти тысячу блогов с видео и статьями про путешествия. Можно увидеть на экране и океанские глубины, и вершины восьмитысячников, и дебри Амазонки, но...
Избыток информации приводит к пресыщению. И всё-то ты уже видел, и везде-то побывал. Всё про всё узнал...
Только сейчас, находясь в непрерывном потоке информации, которая сама лезет в глаза и уши со всех сторон, я начала ценить то время, когда новые знания доставались по капле, дробно, как редкое лекарство.
Зато жажды узнать и добыть информацию было столько! Пойти в библиотеку, узнать, что этой книги нет, она есть только на взрослом абонементе. И добрая библиотекарь звонит туда и просит:
- Запишите её, пожалуйста. Девочке всего двенадцать лет, но она очень любит читать.
А потом ты бежишь на другой квартал со всех ног. Ура! Меня запишут во взрослую библиотеку!
Следующий факт, который на первый взгляд не очевиден: знания, добытые, не скажу, что с большим трудом, но хотя бы с усилиями, откладываются в голове гораздо прочнее. И желание увидеть своими глазами, потрогать своими руками тоже гораздо сильнее, чем в случае просмотра влога условного Васи, который при тебе в прямом эфире потыкал палочкой в бок индийскому слону на вырубке, а потом рассказал, что слон горячий, шершавый и сильно пахнет.
Интернет сделал наш мир маленьким. Подарил ложную экспертность во всём. И абсолютно натуральную пресыщенность.
Не раз наталкивалась на то, что одной из главных жалоб, которые озвучивают родители подростков психологам является:
- Он/она ничего не хочет. Лежит носом в телефоне и всё.
А что хотеть? Что можно хотеть, если в телефоне живёт огромный мир. Там есть всё и даже больше. Границ у виртуальной вселенной нет. И в виртуальной вселенной не надо пыхтеть, сгибаясь под весом рюкзака в 24 кг (я на интерес всегда взвешивала рюкзак перед выходом). Виртуальные комары не покусают тебе мягкие места, пока ты справляешь нужду в кустах. Диван не надавит спину торчащим корнем, который ты не заметил, когда ставил палатку.
Виртуальный мир подкупает комфортом и впечатлениями, которые можно получить, никуда не выходя из комнаты. И, как следствие, мир реальный превращается в что-то.... Трудное. Да-да, трудное. И пресное. Точно также, как после леденца с клубничным вкусом настоящая клубника кажется кислой, так и разглядеть радугу в капельке росы на листике жимолости трудно и скучно.
Ещё и промокнуть можно.
Вот картинка с капелькой росы на экране - это да. Там в капле не только радуга, но и отражение птицы, летящей в небе. А главное, её можно рассмотреть со всех сторон и переслать другу. Вовсе не нужно искать образы и эпитеты, чтобы словами передать увиденное.
...Картинка-поделиться-переслать в ВК...
...смайлик с поднятым пальцем...
Всё норм.
У меня нет ответов на вопросы, которые я задаю себе. Более того, меня саму затянуло в плен тёплого пледа и экрана.
Неужели это я когда-то не только мёрзла зимой на улице по дороге из школы, но и успевала увидеть гало вокруг луны, созвездие Орион над крышами домов, блеск снега в свете фонарей. А в воздухе пахло мазутом от кочегарки и холодом. И лаяли собаки на стоянке, так звонко, что эхо отражалось от домов.
Как современные школьники могут описать свою дорогу домой из школы?Мне было интересно, и я спросила пару знакомых школьников. Они впали в ступор.
Первый:
- Ну, ээээ... Гаражи сначала, потом по дорожке идёшь, потом мимо магазина и всё.
Второй:
- Аааа... Ну, сперва на остановку, потом маршруткой.
- А что вы проезжаете?
- В смысле?
- Что за окном ты видишь, когда едешь домой?
- В окно пялиться скучно, я чё псих? Я в игру играю.
Интересно, если бы эти двое вдруг очутились за городом. Не поход, хотя бы просто пикник. Какие бы впечатления они принесли? Увидели бы коршуна в небе, ящерок под ногами, припыленную степь? Или просто проскучали несколько часов, жуя бутерброды?
Несколько лет назад мы ездили большой компанией с палатками на озеро. Совершенно цивилизованное место, чуть меньше километра до дачного посёлка. К нам приходил поселковый мордатый кот. Весьма упитанный товарищ. Он благосклонно относился к тушёнке и отворачивался от каши. А ещё нас терроризировал сорочонок. Этот маленький наглец воровал всё, что ему нравилось (а нравилось ему всё, что он мог утащить) и начинал тут же прятать. Так он вытащил печенье из-под моей руки и тут же принялся его заталкивать под моё же полотенце. Чью-то зажигалку он засунул в расщеп дерева, так она там и осталась.
С нами был сын друзей. Он скучал все три дня. Ни сороку, ни кота он не запомнил. Всё, что он запомнил - долго в телефоне играть нельзя, надо батарею экономить...
Возможно, я сейчас брюзжу. А я замечаю за собой, что эта старческая черта уже проявляется во мне при взгляде на тех, кому меньше двадцати.
Возможно это просто очередной этап эволюции нашего общества. Ведь от нас же никто не требовал отличать след гружёной лошади от той, которую просто вели в поводу. (Тут, оказывается, живую лошадь с близкого расстояния не все видели). И по треску деревьев нам не нужно догадываться о похолодании, на это есть прогноз.
Так, может, через несколько лет всё устроится само собой, когда закончится этот фазовый переход? И наши подростки вынырнут из телефонов. Или наоборот, наденут шлемы виртуальной реальности и навсегда запрутся в недрах интернета. Бороться с этим или плыть по течению?
У меня нет ответа.
Следующая история: