В начальной школе многие слышали от учителя, что не нужно самим подписывать тетради. Или первом классе можно, но дальше младшеклассник должен учиться это делать сам.
Время шло, кто-то из родителей больше участвовал, продолжая подписывать, а кто-то сразу передал эту задачу, чтобы маленькие ручки потихоньку, хороши или плохо, но отрабатывали навык.
И вот к четвертому классу две семьи подходят к совершенно разному результату. У кого-то ребенок так сам этого и не делает, потому что привык ждать и надеется, что помогут, или просто сделают за него. А в другой, по мере постоянной практики, исправлений, зачеркиваний, ошибок в предмете, когда ты отвлекся, и многих других сложностей, был наработан навык.
Со временем то, что было сложно в первом классе, по мере постоянной самостоятельной тренировки, переходило в опыт, а дальше в автоматизм.
Когда ты знаешь, что это твоя задача, и делаешь, потому что много раз уже этот путь проходил. Действие совершается без напряжения и усилий. Ребенок развил способность – подписывать тетрадки, не ожидая помощи от других.
Так, на одном маленьком примере, в зависимости от воспитательного подхода, семьи получаю совершенно разные результаты. В чем главная разница?
В первой семье, сознательно или не очень, понимают суть воспитательного процесса и его закономерности.
Это закон деятельности – при котором, формирование психологических новообразований ребенка не может осуществляться без участия самого ребенка, а только на основе и через его активность.
А теперь поднимемся на совершенно другой уровень компетенций.
Когда семья сталкивается с неспособностью старшеклассника взаимодействовать с цифровой средой, потерей мотивации к обучению, часто полной потерей интересов в реальной жизни. Самый популярный вопрос: «Что делать, ели подросток ничего не хочет делать?» Он уже давно плотно устроил свой маленький счастливый мирок где-то на просторах цифровой паутины, в онлайн игре, социальной сети, где хорошо и много бесплатного кафа.
Надо признаться себе, что сам сконструировал процесс воспитания, потому что поведение является продуктом семейной системы, а дальше влияния группы, инфокоммуникационного контекста, культуры и пр. Но семья первичней.
Понятно, что так же, как школьник не привык подписывать тетради, вечно ожидая помощи или указания это сделать, дальше развивается неспособность делать уроки, концентрироваться на задаче по собственной воле, непонимание зачем вообще это нужно.
Чем больше проблем, тем больше стресс, который как-то нужно компенсировать. И появляются пристрастия.
Толковый словарь В.И. Даля характеризует понятие «пристрастие» как сильную склонность или влечение к чему-либо. Так годами, в зависимости от воспитательной системы, взрослые формируют образ жизни своих детей.
Ребенок не научился контролировать и управлять технологиями, его поведение и мотивы сформировались вокруг главного стремления – попасть в цифровой мир. Так пристрастие начинает заполнять другие сферы жизни и формируется зависимость.
Сместиться с деспотичной иерархии просто. Достаточно сместить воспитательную модель в сторону собственного развития. Когда день за днем, в условиях реальной практики, личность нарабатывает навыки самостоятельного движения по этому миру, учится лавировать и переключаться, выстраивает какие-то привычки.
А родитель всегда рядом. И его сила в способности услышать мнение своего ребенка, его ход мысли, интерпретацию ситуации, вместе докопаться до истинной причины поступка и учить самостоятельно выбирать линию поведения.
Школьные сложности не испаряться, если вы заберете на неделю телефон. Наоборот, к ним добавиться гнев, направленный двумя детскими глазами в вашу сторону, и чувство подавленности, и желание от этого негатива освободиться.
Как школьник поймет, что нужно конкретно сделать, чтобы ситуацию исправить, если никто толком не способен ничего объяснить? А в своем ребенке видят только бездаря, которому лишь бы до интернета довраться. Важно понять, что мы сами и формируем эту направленность личности непоследовательностью и противоречивостью требований. Энтропия в сознании взрослого просто передается дальше, следующему поколению. И дело не в гаджетах.
Допустим, вы услышали много комментариев от учителя на родительском собрании. Главное, это успокоиться и вообще не предпринимать каких-то действий на эмоциях. А, дальше, с холодной головой, продумать стратегию решения.
Для этого нужно полностью разделить участки, не сваливать все в одну кучу. Цифровые компетенции отдельно, школьная жизнь – полностью другая сфера, отдельный мир, отношения с которым нужно последовательно выстраивать. Чтобы, начиная с начальной школы, ребенок адаптировался, нашел друзей, и идентифицировал себя, как школьник. Причем, эта роль не должна напрягать, а лучше нравится.
Самый короткий путь убить мотивацию к обучению – после каждый проблемы наказывать, в том числе лишением экранного времени. Этот способ воздействия возможен, но в очень серьезных ситуациях. Мы же, бессистемно разбрасываемся требованиями, в результате чего на них уже никто не реагирует, особенно подросток. «Делай что хочешь, только отвали!», кто уже слышал подобное?
Рассмотрим более системный подход. Когда от учителя вы получили очень конкретные комментарии. Причем, они могут быть совершенно в разных плоскостях –поведение на уроках, или ребенку сложно успевать за классом, держать концентрацию.
Вернемся к закону деятельности. В каждом случае вы просто обсуждаете конкретный случай и вместе, сообща ищете все варианты, как делать следующий раз, чтобы с этим больше не столкнуться. Обсуждаете сложности, которые могут помешать.
Например, школьник проявляет агрессию, то и дело дерется. Обсудите этот момент, что является спусковым крючком, когда ты переходишь в рукопашную? Кто-то задевает, оскорбляет, а ты решаешь ответить? Или другие начали, а ты не смог пройти мимо? Всегда есть причина, которая толкает к поступку. Или эмоция, после которой ребенок теряет контроль.
В этот момент вы развиваете способность к самонаблюдению. А дальше уже на уровне сознания проговариваете, как можно сделать следующий раз. По крайней мере постараться. Хотя бы маленькое усилие.
Дальше ребенок идет в школу, и уже по продуманному шаблону применяет новый способ реагирования и, самое важное, получает новые результаты.
Конечно, надо признать, что гиперактивность, например, это целый спектр способностей, над которыми придется последовательно поработать. Это и способность к концентрации внимания, и усидчивость, и дыхание.
Самое главное, что семья создает условия, где сын или дочь понимает, что нужно делать и в результате реально видит, что начинает получаться. Любой маленький успех или достижение, которое замечают взрослые, доставляет удовольствие. И появляется мотивация, вдохновение стараться, изменяться через сознательные решения. Посмотрите, насколько это отличается от деспотичной иерархии.
Любая проблема в поведении это просто возможность освоить еще один способ управления своим летательным кораблем. Очень часто происходит ситуация, когда на панели приборов все кнопки мигают, где-то начинается задымление, ситуация полностью выходит из-под контроля.
А семья, вместо плановой остановки и обсуждения, выбора каких-то решений, продолжает требовать измениться, применяя свою власть наказаний, в том числе экранным временем.
Так вы личность не строите, вы взращиваете ребенка, главная установка которого: «Я ни за что не отвечаю! А во всем виноваты родители, которые меня не понимают». То есть степень зрелости у такого человека очень низкая, хотя это может быть девушка или молодей человек 14-15 лет.