Программное содержание:
- учить детей составлять кроссворд по опорным буквам;
- вписывать печатными буквами слова в кроссворд;
- закреплять умение выделять первый звук в словах, обозначать его соответствующей буквой (игра «Кто внимательней»), читать полученное слово;
- упражнять в построении конструкций слов (игра «Поможем Буратино»);
- способствовать развитию навыков чтения (игра «Письма гномика-лесовичка»);
- активизировать мыслительную и речевую деятельность детей, используя антонимы (игра «Слова»).
Материал: кроссворд «Весна», фломастеры, игрушка (гномик), мольберт, полоска с цветными квадратами, картинки, кассы букв (для каждого ребенка), печатный материал для чтения (тексты), фланелеграф, елочки, подснежники, солнышко.
Ход занятия
Воспитатель (В.). Ребята, вы хотите немного поиграть? Знаете, ведь играя можно многому научиться. Вы любите разгадывать кроссворды? (Ответы детей.) Дети, посмотрите, к нам пришел Гном и принес свой кроссворд.
Игра «Реши кроссворд»
В. В сказочном лесу у Гнома хозяйничает весна. Теперь вы, наверное, догадались, о чем будет этот кроссворд? Правильно, о весне. Посмотрите, кроссворд большой, трудно будет его решить, но для того, чтобы нам было не так тяжело, Гном написал для нас начальные буквы слов. Какие вы знаете слова, характерные для весны?
Дети вместе с воспитателем решают кроссворд.
Превосходно, задание Гнома мы выполнили и отправимся дальше в путешествие по весне. Вот он, сказочный лес, где живет наш Гном. Ребята, что вы видите в лесу? (Ответы детей.)
Игра «Цветные рассказы»
В. Когда наш Гном отдыхает, он любит слушать фантастические цветные рассказы. Давайте порадуем Гнома, расскажем ему цветные рассказы про зеленую улитку и гусеницу, про доброго крокодила и весну. (Дети сочиняют рассказы и рассказывают Гному.)
В. Я думаю, что Гному понравились наши рассказы.
Посмотрите, ребята, здесь какой-то конверт лежит, на нем надпись. Помогите мне прочитать (дети читают надпись — «Игра»). Давайте сядем за столы и поиграем (на столах для каждого ребенка лежат кассы букв).
Игра «Кто внимательней?»
В. Мы должны назвать, что нарисовано на картинке, определить первый звук и обозначить буквой. (Картинка с изображением Буратино.) Приходил в гости к Гному Буратино. А как вы думаете, чем угощал Гном Буратино? (Дети составляют слова: сыр, молоко, рыба, булка, мороженое, торт, чай.)
В. Дети, вы, наверное, очень устали? Много работали, пора и отдохнуть.
Воспитатель проводит физкультминутку «Буратино»
В. Ребята, вы обратили внимание, что на полянке — два красивых маленьких домика. Давайте подойдем, посмотрим, кто в них живет? А здесь таблички, их нужно прочитать.
Первый домик: оса, шмель, пчела, жук, комар, муха, стрекоза, кузнечик, паук, муравей. (Дети по очереди читают слова.)
В. Вот мы и узнали, кто живет в этом домике. А теперь давайте узнаем, кто живет во втором домике?
Второй домик: сорока, жаворонок, грач, скворец, иволга.
В. Теперь мы знаем, с кем встречает весну Гном в своем сказочном лесу. Мы очень много узнали сегодня: где живет Гном, что ему нравится, как он встречает весну в своем лесу и т. д. А теперь нам пора возвращаться в детский сад.
В. Вот мы и дома. Понравилось вам у Гнома? (Ответы детей.)
Вот и пришел черед сыграть в игру «Наоборот».
Игра «Наоборот»
Скажу я слово «высоко»,
А вы ответьте… (низко).
Скажу я слово «далеко»,
А вы ответьте… (близко).
Скажу я слово «потолок»,
А вы ответьте… (пол).
Скажу я слово «потерял»,
Что скажешь ты?.. (нашел).
Скажу я слово «трус»,
А ты ответь… (храбрец).
Теперь «начало» я скажу
Ну, отвечай — … (конец).
В. Понравилось вам играть? (Ответы детей.)
Раздается стук в дверь, заходит почтальон, приносит письма от Гномика-лесовичка.
В. Посмотрите, Гномик нам прислал письма. Давайте их прочитаем.
Воспитатель раздает детям печатные тексты, дети по очереди читают вслух.
Чтение-игра «Письма Гномика-лесовичка»
В. ребята, вы сегодня молодцы. Потрудились на славу. Давайте скажем друг другу «спасибо».