Очное обучение персонала в собственном корпоративном университете или в учебном центре является далеко не единственным подходом. Системы дистанционного обучения (СДО) помогают сделать процесс учебы более удобным, эффективным и при этом недорогим процессом. Под системой дистанционного обучения подразумеваются платформы, на которых ученики (сотрудники) самостоятельно получают доступ к знаниям, а также участвуют в онлайн-дискуссиях, вебинарах, проходят промежуточное и итоговое тестирование.
Рассмотрим предъявляемые к СДО требования, узнаем, проведем небольшой обзор популярных систем дистанционного обучения и определим лучшие решения для бизнеса.
Основные требования к системам дистанционного обучения
Платформы для дистанционного обучения имеют схожий набор функций. Часто в качестве конкурентных преимуществ разработчики предлагают те или иные уникальные решения, но, в основной массе, функционал одинаковый:
- Конструктор курсов. Инструмент, позволяющий собирать в определенных форматах учебные курсы. Сами курсы состоят из текстов и различной графики, видео, иногда – интерактивных элементов.
- База знаний. Все необходимые знания, структурированные и собранные в одном месте – инструкции и техническая документация, рекомендации, схемы, статьи с таблицами, изображениями, ссылками на связанные материалы.
- Тестирование. Реализация тестов может быть разнообразной – вопросы для самопроверки после каждого блока (урока), промежуточное, итоговое тестирование. Стандартные типы вопросов – с одним правильным ответом, с несколькими ответами, с расстановкой ответов по порядку.
- Выполнение заданий. Сотрудники должны иметь возможность самостоятельно выполнять задания, прикреплять к ним необходимые файлы, загружать на платформу.
- Система оценок. Обычно оценивание успеваемости осуществляется посредством баллов.
- Инструменты аналитики. Анализ успеваемости по группе учеников, по каждому сотруднику, по материалам и пр.
Также в СДО предусматривается автоматическое деление сотрудников в зависимости от занимаемой должности или структурного подразделения для автоматического назначения курсов, домашних заданий, тестов. Важно, чтобы в системе была предусмотрена возможность интеграции с календарями для автоматической публикации уроков. В сервисе «Добыто. Знания» можно установить даты публикации лекций с оповещением сотрудников. Как только материал станет доступен, сотрудники получат соответствующее уведомление, и смогут продолжить обучение.
Мнение эксперта. Строго говоря, система дистанционного обучения – это площадка, аналог здания университета со всем оснащением при очной форме обучения. Под СДО подразумевают платформу в интернете, где можно получать знания. К таким системам можно отнести и LMS, и базу знаний «Добыто. Знания».
Популярные сервисы, платформы, системы дистанционного обучения
На замену зарубежным платформам Moodle, EdApp и другим пришли российские аналоги. Какие-то отечественные сервисы включают в себя только базу знаний, но с расширенным функционалом, другие – более универсальные, с возможностью загрузки готовых курсов или создания собственных учебных программ с достижениями, наградами, выдачей сертификатов по окончанию учебы. Можно выделить следующие платформы:
- «Добыто. Знания»
- Эквио.
- ТренингСпэйс.
- Platrum.
- Motivity.
- Zenclass.
- Teachbase.
- iSpring Learn.
- Skill Cup.
- JetSkills..
Какие-то из вышеперечисленных систем дистанционного обучения подойдут крупным компаниям, какие-то и небольшим фирмам. Рассмотрим подробнее каждую платформу.
«Добыто. Знания»
Сервис «Добыто. Знания» – это база знаний с широким набором дополнительных функций для обучения персонала. Подходит как для коммерческих организация, так и госучреждений. К характерным особенностям системы управления знаниями «Добыто. Знания» стоит отнести следующее:
- Многоуровневая система доступа – знания могут быть доступны как структурным подразделениям, так и по сотрудника индивидуально.
- Инструменты для самоконтроля – можно проверять полученные знания посредством тестирования.
- Использование искусственного интеллекта при поисковых запросах – быстрее получение ответов на вопросы, отслеживание статистики запросов, релевантности, построение аналитики.
По сравнению с другими системами дистанционного образования «Добыто. Знания» обходится дешевле – подписка только за тех, кто будет учиться, а не за всех зарегистрированных сотрудников, стоимость за каждого ниже, чем у конкурентов.
Мнение эксперта. Система «Добыто. Знания» ориентирована, в первую очередь, на получение профессиональных знаний, но может использоваться и для улучшения навыков (т.н. скиллов). Все в одном – зачем искать дорогие LMS-системы и СДО, когда обучение можно сделать проще и дешевле?
Эквио
Многофункциональная платформа для обучения, мотивации сотрудников, общения и управления персоналом. Модуль обучения состоит из нескольких компонентов:
- Траектории обучения. Можно предусмотреть индивидуальный трек для каждого сотрудника или для структурного подразделения компании. Соответственно, задачи будут ставиться автоматически в зависимости от конкретной траектории обучения.
- Программы обучения. Развитие профессиональных навыков в соответствии с установленными для сотрудников учебными программами.
- Задания. Выполнение заданий с отправкой на проверку, чек-листы и вопросы для самоконтроля.
- Тестирование. Оценка полученных знаний с автоматической проверкой правильности ответов.
По сравнению с «Добыто. Знания» платформа Эквио нацелена больше на мотивацию сотрудников для учебы. База знаний «Добыто. Знания» помогает в самообучении и контроле работников, которым нужно получить информацию для более эффективной трудовой деятельности.
ТренингСпэйс
Набор цифровых решений для обучения сотрудников компании. По большей части сервис ориентирован на геймификацию учебного процесса, а также на его социальную составляющую. Т.е. сотрудник остается не один на один с учебными материалами, упражнениями и тестами, а с командой. Именно командное обучение – основа ТренингСпэйс.
Из особенностей выделим следующее:
- Онлайн обучение для проведения онлайн-тренингов и офлайн инструменты для очных встреч.
- Инструменты для вовлечения сотрудников – мозговой штурм, геймификация, ролевые игры и командные упражнения.
- Два отдельных сервиса – платформа для организации обучения и программа для создания курсов с настройкой траекторий обучения.
В ТренингСпэйс есть образовательная аналитика, интерактивные доски, таблицы лидеров, презентации. Можно настроить индивидуальное обучение для сотрудников – в «Добыто. Знания» для этих целей можно предоставлять персональный доступ к отдельным материалам базы сведений для специалистов подразделений.
Platrum
Система дистанционного асинхронного онлайн-обучения. Возможна синхронизация с Google Календарем. В целом, обучение на Platrum строится по принципу создания материалов для самообучения с добавлением проверочных вопросов и тестов, хотя и предусмотрен редактор курсов.
Особенности:
- Создание обязательных для прохождения курсов с установкой дедлайнов и тестированием для допуска сотрудников к тем или иным видам работ.
- Автоматическое назначение курсов.
- Поддержка открытых вопросов при оценке знаний.
Под «красивой обложкой» на деле скрывается база знаний с возможностью самоконтроля, автоматического назначения обязательных для ознакомления статей с системой комментирования (открытые вопросы). Все это реализовано и в «Добыто. Знания», но в более привычном формате.
Мнение эксперта. Часто разработчики «украшают» традиционную базу знаний, превращая ее в платформу для дистанционного обучения (добавление элементов геймификации, тестов, отслеживание успеваемости). В этом нет ничего плохого, но кому- то привычнее классический процесс обучения, когда база знаний выступает в качестве учебного пособия, самоучителя. Такой подход идеален, когда сотрудники сами заинтересованы в получении знаний – например, для карьерного роста или всего лишь для автоматизации рутинных процедур трудовой деятельности.
Motivity
Корпоративный портал для обучения и мотивации сотрудников. С помощью сервиса можно создать свой корпоративный портал, где можно будет публиковать новости, общаться, обучаться и проходить тестирование. Фактически, Motivity состоит из 4-х «модулей»: обучение, социальная сеть, мотивация персонала и образовательная аналитика.
Среди особенностей выделим следующее:
- Система достижений и наград для мотивации обучения.
- Оценивание сотрудников – как профессиональных, так и личностных качеств, включая комплексное оценивание («Метод 360»).
- Возможность брендирования платформы – фирменные цвета, логотип.
Если сравнивать с системой «Добыто. Знания», то Motivity – это больше инструмент для взаимодействия сотрудников и командного обучения с элементами геймификации, тогда как сервис от «Добыто» представляет собой полноценное решение для учебы мотивированных сотрудников, заинтересованных в повышении уровня знаний, приобретении навыков.
Zenclass
Многофункциональная платформа для организации обучения сотрудников. Можно проводить курсы, организовывать общение сотрудников. Отсутствуют ограничения по количеству сотрудников на курсе.
К особенностям относится следующее:
- Конструктор курсов с возможностью создания простых (не интерактивных курсов), тестов.
- Тестирование с автоматической проверкой правильных ответов, с проверкой вручную ответов в свободной форме.
- Детализированная статистика и аналитика, которая поможет не только оценить успеваемость сотрудников, но и улучшить курсы.
В «Добыто. Знания» тоже есть инструменты статистики – можно отслеживать, к каким материалам базы знаний чаще обращаются сотрудники, какие поисковые запросы используют для поиска знаний. Это тоже можно использовать при формировании собственных курсов или при редактировании, публикации статей в системе.
Teachbase
Сервис для обучения и развития сотрудников, в котором все необходимое собранно на одной платформе. Возможна доработка Teachbase под нужды клиента – разработка и внедрение дополнительных дашбордов, отчетов и пр.
Среди особенностей выделим следующее:
- Возможность подбора экспертов платформы и разработки курсов командой Teachbase Content.
- Оплата за активных сотрудников, т.е. тех, кто за расчетный период обучался на платформе не менее 5 мин. в сутки.
- Карьерные треки – персональные указания сотрудникам, какие именно навыки им нужно развивать.
У платформы есть ограничения – отдельные функции доступны только при определенном количестве сотрудников. В «Добыто. Знания» никаких ограничений доступа к материалам нет – все сотрудники могут изучать статьи, которые помогут им в получении нужных знаний.
iSpring Learn
СДО с большим количеством готовых курсов для бизнеса. По большей части – инструмент для повышения навыков сотрудников, их личностного роста, хотя можно загружать собственные учебные материалы и запустить курс за 1 день, в том числе и интерактивный. Можно использовать и для обучения, отрабатывая различные ситуации посредством диалоговых тренажеров.
К особенностям отнесем следующее:
- Собственные мобильные приложение, возможность открывать курс с любого устройства.
- Собственные эксперты iSpring, которые смогут обучить сотрудников компании.
- Отсутствие ограничений по выделяемому пространству в облаке для хранения учебных материалов (презентаций, видео и пр.).
По сравнению с iSpring Learn сервис «Добыто. Знания» в плане инструментов для самообучения сотрудников удобнее, проще в освоении и выгоднее для бизнеса.
Skill Cup
Сервис представляет собой библиотеку готовых курсов для повышения навыков ключевых сотрудников в разных сферах бизнеса. Ориентация платформы – b2b. Среди характерных особенностей можно отметить следующее:
- Доступ со всех устройств, запуск за 1 день.
- Можно создавать контент и учиться.
- Готовые специализированные решения – ретейл, банки, дистрибьюторы производителей и пр.
Сервис Skill Cup полезен при повышении уровня навыков сотрудников, но бесполезен для обучения каким-либо производственным процессам, тонкостям работы с программным обеспечением, инструкциями. Если вам нужно именно научить сотрудников делать что-то, и делать это эффективно, то лучше отдать предпочтение системе «Добыто. Знания».
JetSkills
Простой сервис для определения уровня компетенций сотрудников и управления обучением. Можно определять недостатки в навыках, развивать систему внутреннего лидерства, автоматически назначать подходящие курсы.
Особенности:
- Загрузка собственного контента и свыше 33 готовых курсов.
- Массовое и индивидуальное тестирование сотрудников – как по профессиональным знаниям, так и личностным навыкам.
- Автоматическое назначение курсов на всех этапах «жизненного цикла» сотрудников – от онбординга до кадрового резерва.
Если сравнивать по возможности доступа к знаниям компании, то JetSkills уступает сервису «Добыто. Знания» по ряду параметров. Нет, как таковой, базы знаний, т.е. сотрудники не могут искать материалы для самообучения. Не реализован поиск с применением искусственного интеллекта, недостаточный функционал системы аналитики.
Преимущества «Добыто. Знания» для дистанционного обучения персонала
У «Добыто. Знания» много плюсов среди конкурентов, если сравнивать по функционалу базы знаний:
- Удобный поиск и навигация в совокупности с современным дизайном.
- Отсутствие рекламы, «жесткой» привязки к экосистеме сервисов «Добыто», как это встречается у многих разработчиков.
- Консультации специалистов по внедрению, обслуживанию и наполнению базы знаний – сотрудники «Добыто» обучают сотрудников компании обучению, а не просто учат работников через сервис.
Еще можно отметить отсутствие скрытых платежей и комиссий при оплате подписки, «умный поиск» материалов, расширенную статистику.
Заключение
- Системы дистанционного обучения помогают сотрудникам приобрести новые знания и повысить навыки, которые пригодятся при решении тех или иных задач. На платформах можно публиковать готовые курсы или создавать их самостоятельно, проводить тестирования с автоматической или ручной проверкой, внедрять элементы геймификации. Мы рассмотрели десять сервисов, хотя их и больше.
- База знаний «Добыто. Знания» поможет компании собрать не только необходимые инструкции, справочную информацию, рекомендации в одном месте, но и проводить обучение сотрудников. Работники могут получать персональный доступ к определенным разделам, отвечать на вопросы (чек-листы и проверка материала).
- Благодаря системе комментирования предоставляется обратная связь при учебе. Также на базе «Добыто. Знания» можно организовать командное обучение.
Вопросы и ответы
База знаний не относится к системе дистанционного обучения?
Относится. Это один из инструментов СДО, который может стать основным на примере системы управления знаниями «Добыто. Знания».
Можно ли интегрировать «Добыто. Знания» с «Добыто. КЭДО», например, чтобы делать отсылки из документа к должностным инструкциям, технологическим картам?
Да, такая возможность есть. Реализовано максимально просто, чтобы каждый кадровик мог добавить ссылки из одного документа в базе «Добыто. КЭДО» в информационную систему «Добыто. Знания».
Нужно ли платить за внешних пользователей, если им предоставлен доступ?
Система «Добыто. Знания» работает как внутренний (корпоративный) портал, как база знаний. Возможность предоставления ссылок для других пользователей есть, но условия и способы поделиться с документами уточняйте у технических специалистов.