Найти в Дзене
Ветеран ВПК

Учебный самолет для ГА

Взяться за статью меня заставило вот это сообщение: МОСКВА, 5 февраля/ Радио Sputnik. Новый учебный самолет для подготовки пилотов гражданской авиации создадут на базе Як-152, сообщили в пресс-службе предприятия ПАО "Яковлев". Наработанный опыт при создании Як-152 будет использован при формировании технического облика нового учебно-тренировочного самолета для училищ и учебных центров гражданской авиации. Технический облик будет разработан совместно с Росавиацией и потенциальными эксплуатантами. Сегодня в России в качестве учебных самолетов используются четыре типа воздушных судов. Самолетов советской или российской разработки в этом списке, к сожалению, нет. Первоначальная летная подготовка в любом учебном заведении гражданской авиации проводится на одномоторном воздушном судне, выпускным же типом обязательно должен быть самолет с двумя двигателями. Воздушные суда с одной силовой установкой первый самостоятельный полет, то есть полет без инструктора в кабине, курсант выполняет, получ
Оглавление

Взяться за статью меня заставило вот это сообщение:

МОСКВА, 5 февраля/ Радио Sputnik. Новый учебный самолет для подготовки пилотов гражданской авиации создадут на базе Як-152, сообщили в пресс-службе предприятия ПАО "Яковлев". Наработанный опыт при создании Як-152 будет использован при формировании технического облика нового учебно-тренировочного самолета для училищ и учебных центров гражданской авиации. Технический облик будет разработан совместно с Росавиацией и потенциальными эксплуатантами.

Сегодня в России в качестве учебных самолетов используются четыре типа воздушных судов. Самолетов советской или российской разработки в этом списке, к сожалению, нет. Первоначальная летная подготовка в любом учебном заведении гражданской авиации проводится на одномоторном воздушном судне, выпускным же типом обязательно должен быть самолет с двумя двигателями.

Воздушные суда с одной силовой установкой

первый самостоятельный полет, то есть полет без инструктора в кабине, курсант выполняет, получив всего 15 часов летной практики на самолете первоначального обучения.

Cessna-172 - легкомоторный четырехместный высокоплан с поршневым двигателем, выпускаемый американской компанией Cessna. Максимальная взлетная масса самолета составляет 1159 кг, мощность двигателя - 160 л. с. Самолет эксплуатируется с 1956 года. С тех пор самолет многократно модифицировался.

Самолет Cessna-172
Самолет Cessna-172

Cessna-172, как и отечественный Ан-2, рекордсмен - это самый массовый самолет за всю историю авиации: по состоянию на текущий момент выпущено более 44 000 единиц.

Diamond DA40 - легкомоторный четырехместный самолет с поршневым двигателем. Воздушное судно выпускается австрийской фирмой Diamond Aircraft Industries. Максимальная взлетная масса 1280 кг, комплектуется двигателем мощностью 150 л.с. Производится с 1997 года.

Самолет Diamond DA40
Самолет Diamond DA40

Самолеты с двумя двигателями

Выпускным типом воздушного судна в обязательном порядке является самолет с двумя силовыми установками. Наличие двух двигателей необходимо для выработки у курсантов навыков компенсации асимметрии тяги, возникающей при отказе одной из силовых установок. Это упражнение является обязательной частью программы подготовки пилотов гражданской авиации. Выпускных типов судов также два. Немного поговорим и о них.

L-410 Turbolet - двухмоторный самолет, оснащен турбовинтовыми силовыми установками. Максимальная вместительность - до 19 пассажиров, максимальная грузоподъемность - до 1800 кг. Максимальная мощность каждой силовой установки - до 800 л. с. в зависимости от модификации. Он разработан в Чехословакии в 1969 году.

L-410 Turbolet
L-410 Turbolet
Тренажер L-410 Turbolet,
Тренажер L-410 Turbolet,

В августе 2013 г. Уральская горно-металлургическая компания (УГМК) стала 100% владельцем акций чешской компании «Эйркрафт Индастриз (Aircraft Industries)», которая продолжает серийно строить L-410. Программа по поставкам отечественным авиакомпаниям самолетов МВЛ L-410 крупноузловой лицензионной сборки на Урале осуществлялась через механизм финансового лизинга ГТЛК с 2016 г. До весны 2022 г. на УЗГА собиралась русифицированная версия, в которой импортозамещен ряд бортовых систем. В апреле 2022 г. после начала СВО Чехия полностью выкупила у УГМК акции компании «Эйркрафт Индастриз».

В настоящее время у отечественных училищ ГА и авиакомпаний также возникли проблемы с приобретением новых моторов и запчастей для машин L-410. Чешский производитель прекратил техническую поддержку L-410, находящихся в эксплуатации в России. К началу 2022 г. в девяти российских авиакомпаниях эксплуатировалось около четырех десятков машин L-410. Сейчас некоторые авиакомпании стали постепенно избавляться от L-410, в частности, авиакомпании «Оренбуржье» и «Комиавиатранс».

Diamond DA42 - двухмоторный четырехместный самолет, оснащенный поршневыми дизельными двигателями. Мощность каждой силовой установки - по 135 л. с. Максимальный взлетный вес - 1783 кг. Выпускаются самолеты уже известной нам австрийской фирмой Diamond Aircraft Industries с 2002 года.

Самолет DA42
Самолет DA42

До начала СВО на Украине. оба Diamond для нужд училищ ГА выпускались на УЗГА согласно договора с Diamond Aircraft Industries.

В августе 2013 года Ростех заключил договор с Diamond Aircraft Industries об организации сборки в Екатеринбурге легких одномоторных четырехместных самолётов DA-40 с поршневым двигателем. И уже 11 ноября 2013 года была представлена первая партия из 49 изделий из австрийских комплектов, и собранный на УЗГА самолёт совершил свой первый полет. В 2015 году началась сборка двухдвигательных четырехместных Diamond DA42. В 2017 году уровень локализации производства самолётов Diamond составлял 30 %, в 2019 году было обещано достичь полной локализации.

***

Однако, из-за введенных западными странами санкций прекратились поставки двигателей и запчастей для самолетов и вертолетов училищ гражданской авиации

Теперь в сжатые сроки нужно создать новый УТС на базе легкого многоцелевого самолета Як-18Т, его усовершенствованную модификацию – одномоторную шестиместную машину Як-118.

Як-18Т
Як-18Т

Необходимо сказать, что разработка самолета Як-18Т была начата в 1964 г. Первый полет опытный образец машины совершил в 1967 г. Серийное производство долгие годы осуществлялось на Смоленском авиазаводе. Всего на сегодняшний день на разных предприятиях было выпущено более 750 самолетов Як-18Т. В настоящее время поршневой двигатель М-14П мощностью 360 л.с., которым оснащались серийные самолеты Як-18Т, серийно не выпускается. Предстоит создать не только новый УТС, но и двигатель для него. Можно предположить с большой долей уверенности, что быстро создать и развернуть одновременно серийное производство самолета Як-118 и двигателя не получится.

Авиационный турбовинтовой двигатель Walter М601F является двухвальным двигателем с петлеобразной формой газовоздушного тракта. Двигатель состоит из двух основных частей - турбокомпрессора и приводной части. Установлен на самолетах L-410 L-420, Ae-270W, М-101Т ГЖЕЛЬ, PZL 106ВТ TURBO JAVELIN.

Имеют место быть:

СМ-2000
СМ-2000

Легкий многоцелевой самолет СМ-2000 был разработан научно-коммерческой фирмой "Техноавиа" и выпускается Смоленским авиационным заводом. При создании этой машины за основу взяли всем хорошо известный Як-18Т. По итогу получился легкий 6-местный многоцелевой самолет, оснащенный турбовинтовым двигателем чешского производства М-601F.

В кабине двойное управление. Пилоты сидят рядом.
В кабине двойное управление. Пилоты сидят рядом.

Главные отличия от ЯК-18Т:

· цельнометаллические консоли крыла с баками-кессонами, с новыми элеронами и электрически управляемыми закрылками;

· новое хвостовое оперение увеличенной площади;

· шестиместный салон;

· беспереплетное остекление кабины;

· новая приборная доска и новая авионика;

· топливная и масляная системы, обеспечивающие перевернутый полет;

· система отопления салона повышенной эффективности;

· капот мотора с улучшенной системой охлаждения двигателя;

· новые двери кабины повышенной жесткости с новыми замками;

· новые компактные и легкие кресла пилотов

СМ-2000 может использоваться для:

· перевозка пяти пассажиров;

· первоначальное обучение и тренировка летчиков, обучение высшему пилотажу, включая выполнение штопора и перевернутого полета;

· перевозка одного носилочного больного в сопровождении медработника;

· обеспечение связи, доставка почты и мелких грузов;

· патрульные операции, экологический мониторинг;

· туристические и рекламные полеты;

· антитеррористические операции с использованием легкого вооружения.

***

СМ-92
СМ-92
В кабине СМ-92
В кабине СМ-92

Самолёт спроектирован коллективом фирмы Техноавиа. История его началась в далёком 1992-м - Под руководством Главного конструктора Вячеслава Петровича Кондратьева был разработан первый прототип, оснащённый двигателем М-14Х и при разработке ориентировавшийся на нормы и требования АП-23 (нормы лётной годности лёгких самолётов). Машина должна была стать многофункциональной - выполнять перевозку пассажиров и грузов (7 человек, груз общей массой до 600кг), иметь возможность использоваться для патрулирования границ, лесных массивов, линий электропередач, газопроводов, тренировки парашютистов.

СМ-92 с двигателем Walter M-601 совершил первый полёт 6 ноября 2000 года.

По европейским правилам сертификация была пройдена сравнительно быстро, а вот с российскими нормами АП-23 почему-то случилась «загвоздка». Нужный документ был получен в 2008-м (за №СТ294-СМ-92Т).

К началу 1996-го года «Техноавиа» получила предоплаченные заказы на 31 воздушное судно. Из них 16 машин потребовалось пограничникам, а 5 экземпляров отправились в Бельгию. К 2007-му Смоленский авиазавод выпустил 26 самолетов.

***

Самолёт М-101Т «Гжель»
Самолёт М-101Т «Гжель»

С 1989 года на заводе ЭМЗ в Москве разрабатывался легкий самолет бизнес-класса М-101Т «Гжель». Для самолета была выбрана классическая схема, количество пассажиров – до 7 человек. Серийное производство освоено на Нижегородском авиазаводе «Сокол».

Этот самолет стал первой гражданской моделью ОКБ Мясищева.

"Гжель" предполагалось использовать как самолет:

Бизнес класса, для перевозки 4-5 пассажиров в комфортных условиях;

Пассажирский - перевозить до 7 пассажиров;

Санитарный, учебно-тренировочный десантный, патрульный.

В кабине М-101Т
В кабине М-101Т

Всего было выпущено 26 самолетов. Часть из них поступили Бугурусланское лётное училище гражданской авиации. Где они и врастают потихоньку в землю.

В настоящее время Производство прекращено.

Оставшиеся самолеты находятся на хранении завода "Сокол" или в частном владении.

Рассчитывать, что в условиях жестких санкций авиапромышленность обретет «второе дыхание» и будет работать ударными темпами – это лукавство. У страны нет достаточных ресурсов. Для того чтобы успешно развиваться в условиях многочисленных санкций, необходимы куда большие ресурсы, чем имеются у России сейчас.

В атмосфере санкций без отечественного авиамотора все эти машины, включая Як-18, обречены на забвение.

Новости 2024-02-07

ПАО «Яковлев» работает над новым учебным самолетом для подготовки пилотов гражданской авиации. Его создадут на базе военного учебного Як-152.

Як-152. Программа государственных испытаний закончена в декабре 2023г.
Як-152. Программа государственных испытаний закончена в декабре 2023г.
-14

Як-152 представляет собой двухместный одномоторный моноплан классической аэродинамической схемы с низкорасположенным крылом, убирающимся трехопорным шасси с носовым колесом, двигателем RED A03Т. Амортизационные качества опор шасси с пневматиками низкого давления, небольшие длины разбега при взлете и пробега при посадке позволяют эксплуатировать самолет на небольших грунтовых аэродромах.

Установленное на самолете оборудование позволяет начинающему пилоту приобретать навыки обращения с современным пилотажно-навигационным, радиосвязным и прицельным оборудованием. Як-152 имеет двухместную кабину с расположением пилотов по схеме «тандем». Переднее место предназначено для ученика, заднее – для инструктора. Самолет может пилотировать один из членов экипажа как из первой, так и из второй кабины. На самолете установлена система катапультирования СКС-94М, которая обеспечивает аварийное покидание самолета членами экипажа.

Як-152 обладает более высокими возможностями, чем большинство машин первоначального обучения, которые присутствуют на рынке. Самолет позволит совершать полеты днем и ночью, выполнять фигуры высшего пилотажа, обучать штопору и выводу из него, пилотировать по приборам.

Совместные госиспытания перспективного отечественного учебно-тренировочного самолета (УТС) Як-152 для ВКС РФ завершены в конце 2023г.

Як-152 входит в состав учебно-боевого комплекса Як-130. Учебно-тренировочный самолет Як-152 дополняет учебно-боевой комплекс на базе Як-130. Оба самолета имеют унифицированное информационно-управляющее поле кабины, и комплексное использование двух учебно-тренировочных самолетов - поршневого на начальном этапе обучения и реактивного учебно-боевого - совершенствует навыки курсантов Воздушно-космических сил.

«Опыт, который был получен при создании этого самолета, используют при формировании технического облика нового учебно-тренировочного самолета для военных училищ и учебных центров гражданской авиации. Его создадут вместе с потенциальными эксплуатантами и Росавиацией.» - эта цитата говорит о том, что Як-152 никто строить не собирается.

Вот только проектировать заново, вместо серийного производства, это какой-то фарс. Самолёт проектируется под двигатель – это азы конструирования. Ни один самолет, разработанный наоборот, так и не дожил до серийной постройки.

Об этом смотри здесь. Бальные танцы от 18.02.2023г.

Может быть сначала сделать мотор? Ведь его так и нет.

Судя по сообщению в начале статьи никакого Як-152 не будет, а будет совсем другой самолет.

Проект гражданского УТС находится ещё только в начальной стадии, но уже сейчас можно предположить, что расположение курсанта и инструктора в нём будет реализовано в ряд, плечом к плечу, как на всех гражданских воздушных судах. Тем более, что ОКБ им. Яковлева имеет опыт создания лёгких самолётов с подобной кабиной – это учебно-тренировочный и пассажирский четырёхместный самолёт Як-18Т.

Як-18Т коллектив ОКБ проектировал как многоцелевой, однако решением правительства СССР самолёт был принят в качестве учебно-тренировочного. Всего на Смоленском авиазаводе было выпущено более 750 машин, которые передавались в Актюбинское, Бугурусланское, Кировоградское, Краснокутское и Сасовское училища гражданской авиации.

Таким образом, речь идёт о создании нового самолёта с унификацией его по основным системам с Як-152 и в концепции с уже давно проверенной и отработанной схемой компоновки кабины Як-18Т. Это сократит сроки, удешевит проектирование и не создаст трудности в его обслуживании в будущем.

-15

Заметили? В новостях не сказано о серийном выпуске Як-152. Почему? Об этом здесь: Орлята учатся летать.

Всё хорошо, прекрасная маркиза.

Уф, проголодались? Жмите сюда.