Найти тему

Пора уже реализовать идею К.Шахназарова об "уроках кино", о просмотре в школах советских фильмов. Моё предложение об этом

Оглавление

Карен Шахназаров на передаче В.Соловьёва регулярно сетует на то, что его предложение о введении в школьные планы "уроков кино", на которых дети смотрели бы советские фильмы, никак не реализуется.

Карен Шахназаров - активный участник передачи В.Соловьёва
Карен Шахназаров - активный участник передачи В.Соловьёва

Н.Михалков предлагал эту идею ещё в 2012 году.

В 2021 году В.Путин поддержал включение в школьную программу показов наших отечественных фильмов, назвав это "очень хорошей идеей".

______________________

Но воз и ныне там.

Впрочем, обо всём этом я уже писала в отдельной статье ещё год назад:

В этой статье уделим место только предложению по реализации идеи.

Предложение Карена Шахназарова по просмотру фильмов в школе

Ещё в 2020 году, К.Шахназаров, как участник форума "История для будущего", озвучивал своё предложение:

"Во многих странах национальный кинематограф введен в обязательную программу. Это нужно сделать и в России - ввести именно в обязательную [школьную программу]".

На заседании Совета по культуре и искусству при Президенте РФ он вновь выступил со своей идеей:
"Такие яркие картины, которые были созданы, они порой больше расскажут школьникам про историю, чем лекции в течение недель.
Два часа в неделю, хотя бы один фильм. Не надо объяснений детям, надо просто привести в зал и показать фильм".

Шахназаров старался доказать, что просмотр советских кинолент уже через год сделает молодое поколение лучше, поскольку лучшие отечественные картины пропитаны гуманизмом, они воспитывают любовь к родине:

"Ребенок – это необыкновенно восприимчивое существо, это губка. В 20 лет тоже влияет, но уже поздновато, а в восемь, десять, двенадцать лет вы детей воспитаете в том духе, в котором надо"

К.Шахназаров предполагает, что в программу просмотра школьниками отечественных фильмов должно войти около 200 картин.

Президент В.Путин дал поручение Министерствам просвещения и культуры подробнее изучить этот вопрос.

___________________________

Как видим, ничто не сдвигается с места даже после подключения к проблеме Президента.

Сомнения педагогов в реализации "уроков кино".

Почему не реализуется данная хорошая идея включения "кино-уроков" в школьную программу?

Прочитаем ответы ведущих педагогов страны, опрошенных по поводу данной идеи:

"Молча разойтись после фильма не получится, ребятам надо будет поделиться впечатлениями, учителю придется так или иначе направлять дискуссию. И почему только отечественное кино? У искусства разве есть национальность? Вопросов больше, чем ответов."

Да...дисциплина... Значит, опять необходимо выделить отдельную ставку учителя. А где её взять при нехватке учителей?

"Просто так преподносить произведения кино­искусства нельзя, их надо каким-то образом разбирать, и для этого не существует ни педагогов, ни методичек, все это надо разрабатывать.
Если учитель понимает, что такой прием поможет ему при изучении литературного произведения, тогда это оправданно. Возможно, это заинтересует и учителей истории."

Не совсем верное понимание, что "уроки кино" необходимы только для целей обучения. Они более важны для воспитания молодёжи.

"Я вообще не сторонник того, чтобы все в обязательном порядке включать в школьную программу, она и так очень насыщенная. А дети от этого более знающими не становятся.
Если следовать ранее предложенному списку, ученики будут разочарованы в предмете и станут его игнорировать либо скучать на таких просмотрах, сидеть в телефонах."

Дети будут игнорировать предмет? Так они сегодня уже игнорируют просмотр фильмов. Так что - хуже уже не будет.)))

Причины, мешающие реализовать идею об "уроках кино"

На основе мнений, высказанных учителями, можно назвать основные причины, мешающие реализации идеи К.Шахназарова:

  • Учебная программа итак перегружена уроками. Для "урока кино" просто нет свободных уроков.
  • Не во всех школах имеется возможно выделить отдельный кабинет под кинозал, по причине нехватки классов.
  • Сложно найти свободного учителя (предметника?) для преподавания данного урока.
  • Не каждая школа (особенно сельская) может найти необходимую материальную базу для воплощения данной идеи.

Есть ещё и другие причины, но и этих достаточно, чтобы понять, что "идея буксует" и долго ещё будет буксовать.

Но, оказывается, её довольно просто решить, даже на данном уровне развития нашего образования.

Почему так важна реализация идеи об "уроках кино" в школе?

Реализация важна потому, что при игнорировании воспитательного потенциала советских фильмов, мы можем "потерять" несколько поколений молодых людей.

Я не просто так разместила несколько статей тому "шлаку", что смотрят дети сегодня как по телевизору, так и по Интернету:

Поварёнок-govнёнок и скибиди-туалет - это герои "нашего времени", кумиры поколения "альфа"? И поколения Z тоже
За семью 👨‍👩‍👧‍👦, детство 👶, образование 📖 !6 марта 2024
Родители возмущены сериалом про "Скибиди-туалеты"? А я скажу так: туалетный сериал - приговор старшему поколению
За семью 👨‍👩‍👧‍👦, детство 👶, образование 📖 !9 марта 2024

При этом, дети сегодня не знают истории ни своей страны, ни мира, а восполнению данных пробелов вполне могли бы помочь исторические фильмы.

Дети нуждаются в нравственном развитии, а вместо пищи для ума и сердца они получают суррогат.

Почему нужно смотреть именно советские фильмы?

Если кто-то спросит, а почему именно советские фильмы?

Потому что они направлены на обучение разумному, доброму, вечному без лишних нотаций со стороны взрослых.

Кстати, я бы и мультфильмы многие включила на уровне начальной школы (и даже детского сада, уже с 3 лет).

Моё рацпредложение

Не знаю, заметили ли Вы главную сложность, мешающую воплощению идеи? Главная сложность, как я считаю, состоит в предложении показывать фильмы в школе (в актовом зале, в специально оборудованном классе).

Это , действительно, сложно "вклинить" ещё один предмет в учебные школьные планы, да ещё выделить кабинет для просмотра фильмов.

Кроме того, сразу возникнет необходимость следить за детьми, иначе - нарушения дисциплины сведут всю идею на "нет".

Но всё оказалось просто.

Реализовать необходимо только первый пункт:

составить список необходимых для просмотра фильмов, с разбивкой по возрастам. На все 11 лет школьного обучнения (и список мультфильмов для трёх возрастных групп детского сада: средней, старшей и подготовительной).

И не мучиться созданием в школах "мини-кинотеатров", а предоставить ученикам самим просматривать эти фильмы дома в любое свободное время.

Список со ссылками выложить в школьные чаты, подключить сервис типа "Учи.ру", или создать новый подобный.

Таким образом, просмотром фильмов в домашних условиях ещё и досуг детский можно заполнить полезными вещами.

И почему родителям не подключиться к просмотру интересных фильмов? Семейный просмотр фильмов - очень полезное дело! Есть что обсудить с детьми, о чём поговорить. Сближение поколений.

Иначе, что мы имеем? Вот типичный комментарий бабушки:

Одной внучке 3 года, внучке 6 лет-смотрят - КОШЕЧКИ - СОБАЧКИ, БАРБОСКИНЫ, ЛУНТИК и -МИ-МИШКИ - всё!!
Ну, погоди ! - и др. советские мультики не смотрят вообще, сколько не пытались им их показывать.
А старшей внучке 14 - включаем ей юношеские фильмы- даже на минутку ей это не интересно, тот же РОЗЫГРЫШ, "Не болит голова в дятла" , ну или что то подобное, про школьников, нет , не интересно.!!!
Про военные годы - это вообще не смотрят никак и никогда...
Поколение другое , жизнь другая...

И отпадут все разговоры о "перегрузке детей".

Просмотр фильмов даже и учёбой называть смешно. Посещение кинотеатра всегда был отдыхом. Как вспомню, с каким воодушевлением мы ходили в детстве в кино, как потом активно обсуждали просмотренный фильм!

Семейное обсуждение фильма станет средством сближения детей с родителями.

А просмотр и обсуждение фильмов с ровесниками - просто прекрасно!

Но одного просмотра мало. Необходим и определённый контроль.

Вот тут, я думаю, найдётся работа для сервисов, подобных Учи.ру, на которых достаточно размещать в соответствии с графиком просмотра (с отставанием в неделю, чтобы дети успевали посмотреть фильм) выкладывать по 20 вопросов по фильму. Можно в виде тестов (выбери нужный вариант).

Получается, что как раз просмотр фильмов, в отличие от других предметов, легко сделать частью дистантного образования, без всякого ущерба для освоения предмета. Дистант для курса "уроки кино" очень подходит.

P.S. (добавление от 20.03.24)

Нашла случайно список Н.С.Михалкова (и Министерства Культуры РФ) с сотней предложенных фильмов для просмотра школьниками.

Стенька Разин (Понизовая вольница), В. Ромашков, 1908
Месть кинематографического оператора, В. Старевич, 1913
Пиковая дама, Я. Протазанов,1916
Красные дьяволята, И. Перестиани, 1923
Аэлита, Я. Протазанов, 1924
Необычайные приключения мистера Веста в стране большевиков, Л. Кулешов, 1924
Броненосец «Потемкин», С. Эйзенштейн, 1925
Мать, В. Пудовкин, 1926
Человек с киноаппаратом, Д. Вертов, 1929
Земля, А. Довженко, 1930
Путевка в жизнь, Н. Экк, 1931
Веселые ребята, Г. Александров, 1934
Чапаев, Г. Васильев, С. Васильев, 1934
Юность Максима, Г. Козинцев, Л.Трауберг, 1934
Новый Гулливер, А. Птушко, 1935
Бесприданница, Я. Протазанов, 1936
Семеро смелых, С. Герасимов, 1936
Белеет парус одинокий, В. Легошин, 1937
Петр Первый, В. Петров, 1937
Александр Невский, С. Эйзенштейн, 1938
Волга-Волга, Г. Александров, 1938
Мечта, М. Ромм, 1941
Машенька, Ю. Райзман, 1942
Радуга, М. Донской, 1943
Иван Грозный (1-2 серии), С. Эйзенштейн, 1944—1946
Адмирал Нахимов, В. Пудовкин, 1946
Золушка, Н. Кошеверова, М. Шапиров, 1947
Подвиг разведчика, Б. Барнет, 1947
Молодая гвардия, С. Герасимов, 1948
Звезда, А. Иванов, 1949
Смелые люди, К. Юдин, 1950
Чук и Гек, И. Лукинский, 1953
Илья Муромец, А. Птушко, 1956
Летят журавли, М. Калатозов, 1957
Тихий Дон, С. Герасимов, 1957—1958
Баллада о солдате, Г. Чухрай, 1959
Марья-искусница, А. Роу, 1959
Судьба человека, С. Бондарчук, 1959
Дама с собачкой, И. Хейфиц, 1960
А если это любовь?, Ю. Райзман, 1961
Девять дней одного года, М. Ромм, 1961
Друг мой, Колька!, А. Салтыков, А. Митта, 1961
Иваново детство, А. Тарковский, 1962
Живые и мертвые, А. Столпер, 1963
Королевство кривых зеркал, А.Роу, 1963
Я шагаю по Москве, Г. Данелия, 1963
Гамлет, Г. Козинцев, 1964
Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен, Э. Климов, 1964
Застава Ильича (Мне двадцать лет), М. Хуциев, 1964
Морозко, А. Роу, 1964
Война и мир, С. Бондарчук, 1965—1967
Айболит-66, Р. Быков, 1966
Андрей Рублёв, А. Тарковский, 1966
Берегись автомобиля, Э. Рязанов, 1966
Крылья, Л. Шепитько, 1966
Неуловимые мстители, Э. Кеосаян, 1966
Обыкновенный фашизм, М. Ромм, 1966
Республика Шкид, Г. Полока, 1966
История Аси Клячиной, которая любила, да не вышла замуж, А. Кончаловский, 1967
Бриллиантовая рука, Л. Гайдай, 1968
В огне брода нет, Г. Панфилов, 1968
Доживем до понедельника, С. Ростоцкий, 1968
Щит и меч, В. Басов, 1968
Белое солнце пустыни, В. Мотыль, 1969
Внимание, черепаха! Р. Быков, 1969
Дворянское гнездо, , А. Кончаловский, 1969
Не горюй!, Г. Данелия, 1969
Бег, А. Алов, В. Наумов, 1970
Белорусский вокзал, А. Смирнов, 1970
Начало, Г. Панфилов, 1970
А зори здесь тихие, С. Ростоцкий, 1972
Монолог, И. Авербах, 1972
Освобождение, Ю. Озеров, 1972
Печки-лавочки, В. Шукшин, 1972
Проверка на дорогах, А. Герман, 1972
В бой идут одни «старики», Л. Быков, 1973
Калина красная, В. Шукшин, 1973
Плохой хороший человек, И. Хейфиц, 1973
Зеркало, А. Тарковский, 1974
Ёжик в тумане, Ю. Норштейн, 1975
Они сражались за Родину, С. Бондарчук, 1975
Сто дней после детства, С. Соловьев, 1975
Чужие письма, И. Авербах, 1975
Восхождение, Л. Шепитько, 1976
Ключ без права передачи, Д. Асанова, 1976
Неоконченная пьеса для механического пианино, Н. Михалков, 1976
Подранки, Н. Губенко, 1976
Дядя Ваня, А. Кончаловский, 1977
Школьный вальс, П. Любимов, 1978
Несколько дней из жизни И. И. Обломова, Н. Михалков, 1979
Охота на лис, В. Абдрашитов, 1980
Пацаны, Д. Асанова, 1983
Чучело, Р. Быков, 1983
Покаяние, Т. Абуладзе, 1984
Иди и смотри, Э. Климов, 1985
Курьер, К. Шахназаров, 1986
Маленькая Вера, В. Пичул, 1987
Холодное лето пятьдесят третьего, Андрей Прошкин, 987
Собачье сердце, В. Бортко, 1988
Утомленные солнцем, Н. Михалков, 1994

__________________

Это моё первоначальное предложение по реализации идеи К.Шахназарова. Оно, наверняка, нуждается в усовершенствовании. Но главное - начать.

А что бы Вы могли предложить по реализации данной идеи?

#советскиефильмы #кареншахназаров #кино #кинофильмы #урокикино #просмотрфильмов #дети #школа #семьяидети #семейныйпросмотр

-2