Найти в Дзене
Дом Римеоры

Об измерении времени и проблеме начала

Рассмотрим ещё раз классификацию времени, которую предложила группа С.Б. Переслегина. Т-время описывает любые процессы и позволяет сопоставлять их. Единицей измерения выступают секунды и другие метрические и неметрические меры Тау-время описывает изменение систем. Единицей измерения выступает шаг. Шаги развития для одной системы необязательно должны быть равны по продолжительности (в Т-времени), но часто таковыми являются. А вот для разных систем продолжительность шага развития может отличаться радикально. Соотношение среднего шага развития является важнейшей характеристикой, когда мы описываем взаимодействие разных систем. Ѳ-время* описывает существование системы или иной совокупности от появления до исчезновения, как сюжет. Единицей ѳ-времени является акт (в том смысле, как это понимается в драматургии). Акты индивидуальны, ограниченно сопоставимы для разных совокупностей, и, как правило, не сопоставимы для одной и той же совокупности на разных этапах её существования**. Продолжит

Рассмотрим ещё раз классификацию времени, которую предложила группа С.Б. Переслегина.

Т-время описывает любые процессы и позволяет сопоставлять их. Единицей измерения выступают секунды и другие метрические и неметрические меры

Тау-время описывает изменение систем. Единицей измерения выступает шаг. Шаги развития для одной системы необязательно должны быть равны по продолжительности (в Т-времени), но часто таковыми являются. А вот для разных систем продолжительность шага развития может отличаться радикально. Соотношение среднего шага развития является важнейшей характеристикой, когда мы описываем взаимодействие разных систем.

Ѳ-время* описывает существование системы или иной совокупности от появления до исчезновения, как сюжет. Единицей ѳ-времени является акт (в том смысле, как это понимается в драматургии). Акты индивидуальны, ограниченно сопоставимы для разных совокупностей, и, как правило, не сопоставимы для одной и той же совокупности на разных этапах её существования**. Продолжительность акта в единицах Т-времени является неопределённой.

Индивидуальность и неопределённая продолжительность каждого акта ѳ-времени делает работу с ним крайне трудным делом с точки зрения как научного исследования, так и практического планирования. Возьмём в качестве примера развившуюся до предела социо-экономическую систему (вроде такой, в какой мы имеем счастье проживать прямо сейчас). В истории таких было и сгинуло много, так что мы знаем, что в какой-то момент система исчерпывает возможности для развития и претерпевает крах. Благодаря высокоразвитым технологиям сбора, агрегации и архивирования информации мы хорошо понимаем развитие нашей социо-экономическую системы в Т-времени. На основе статистики мы построили различные теории экономических циклов, т.е. описали движение социума в Тау-времени. Из общих соображений и исторического опыта мы предвидим грядущий крах, но точных сроков и обстоятельств этого краха не знаем - а значит всегда остаётся возможность, что текущая, такая привычная социо-экономическая система протянет ещё немного, и на наш век хватит. Результат немного предсказуем: в обществе могут царить откровенно апокалиптические предчувствия, но на принятие текущих решений они не влияют и разразившаяся, наконец, катастрофа оказывается для всех шокирующей неожиданностью.

Может показаться, что ѳ-время не имеет значения для сколь-нибудь точного анализа. Ничто не может быть дальше от истины. Значение ѳ-времени проявляется, например, в проблеме начала.

Суть этой проблемы в следующем: согласно представлениям современного естествознания некогда имел место первый момент времени, однако помыслить начало времён, оставаясь только в рамках Т-времени, невозможно. Это так же абсурдно, как координатная прямая, сломанная пополам. В геометрии существует понятие луча, но всякий луч подразумевает прямую, на которой он лежит. Здесь же нам предлагают поверить в "после", для которого невозможно никакое "до". Такие мыслительные конструкции проходят по категории психиатрии, а не логики***. Для нормального же человека вопрос "Что было до Большого взрыва?" является естественным.

В физике известна другая величина, которая имеет конкретное минимальное значение - это температура. Однако температура - свойство эмерджентное, она относится только к объектам макромира. На уровне же молекул понятие абсолютного нуля получает вполне понятное объяснение. Время же - свойство фундаментальное, имеющее примерно одинаковый смысл и для макромасштабных тел, и для элементарных частиц. "Абсолютный ноль времени" представляется противоестественным в обоих случаях.

И здесь на помощь приходит представление о сюжете всего мироздания, которое описывается ѳ-временем. Сюжет по умолчанию имеет начало, конец и историю, ведущую от первого ко второму. Причём связи, удерживающие этот сюжет, являются причинными, а не временны́ми. В рамках этого представления одним из событий, произошедших в завязке нашего мироздания стало появление физического Т-времени, которое, конечно, не имеет пределов, но имеет причину.

Это решение можно сформулировать в более общих терминах. Т-время соответствует частному, тау-время - общему, а ѳ-время - целому (а применительно ко Вселенной - всецелому). Общее формируется частным. Но целое не является суммой всех общих. Наоборот, оно представляет собой тот контекст (framework), в рамках которого частное только и имеет смысл.

Примечания:

* Ѳ - тэта, буква греческого алфавита.

** Если только на сцене не идёт "В ожидании Годо". Но природа редко ставит Беккета.

*** Есть такое своеобразное расстройство, когда человек воспринимает всё, что справа, но никто, что слева, и ведёт себя так, словно никакого "слева" не существует, или наоборот (см. Оливер Сакс "Человек, который принял жену за шляпу").

© Николай Килячков