Найти тему
Филфак

В тени Петра I (Царь Фёдор Алексеевич и его политика)

Царь Фёдор III Алексеевич Романов Милославский
Царь Фёдор III Алексеевич Романов Милославский

Речь идёт о судьбе сводного брата Петра I, царя Фёдора Алексеевича. Историки пытались тщательно отделить все преобразования царя Фёдора Алексеевича Романова Милославского от деяний Петра I для того, чтобы не нанести ущерб легенде — великому императору Петру I. Россия не была во тьме и во мраке до прихода на престол Петра I.

9 июня 1661 года на свет появился Фёдор Алексеевич Романов, сын русского царя Алексея Михайловича, сменивший отца на престоле в 1676 году.

Образование: над его образованием серьёзно потрудился его отец, царь Алексей Михайлович. Огромную роль в его образовании сыграл известный мыслитель и просветитель Симеон Полоцкий. Вторым учителем был очень известный монах, религиозный философ Сильвестр Медведев. Царь Фёдор Алексеевич получил блестящее европейское образование, как и его сестра Царевна Софья. А Пётр не получил никакое образование, потому что его отец умер и не успел дать ему его. Царь Фёдор Алексеевич знал иностранные языки (Польский, Латынь); писал стихи и песни; очень увлекался коневодством (благодаря страсти Фёдора к лошадям в России начинает основательно развиваться коневодство); кроме этого, у него была прекрасная библиотека.

Европейская мода на кареты, платья и тд. — это всё царь Фёдор Алексеевич, а не Пётр. С его именем связано каменные строения в Москве, постройка канализаций в Москве, появление мостовых каменных, так же с его именем связано появление парковой архитектуры и прудов в Москве.

Фёдор Алексеевич первый поставил вопрос о необходимости просвещения в России европейского уровня. Он поставил вопрос о создании Университетов в России, подчеркнув, что создание Университета — это государственная потребность. Именно он поставил задачу создания светской типографии и выпуска светских книг (и такая типография развивается при нём, появляются переводные с Латыни, европейские научные книги; это всё начинает распространяться в России).

В 1679 году стало очевидно, что Фёдор ставит задачу открытия Университета (академии). Сильвестр Медведев, учитель царя Фёдора, поставил задачу реализовать идею Фёдора создать славяно-латинскую гимназию. В 1682 году царь пишет документ “Привилей Московской академии”. В нём говориться о том, что:

  1. Просвещение — главная задача Государя. Просвещать свой народ — главная забота Государя.
  2. Академия, которую Фёдор Алексеевич планирует создать, будет создана для изучения всех гражданских и духовных наук (грамматика, поэтика, риторика, диалектика, логика, метафизика, этика, богословие, юриспруденция и тд.).
  3. Преподавать в этой академии должны были на трёх языках: русском, латыни и греческом.
  4. Во главе этой академии должен был стоять совет преподавателей. Совет преподавателей должен решать, какие предметы изучать и по какой программе.
  5. Эта академия должна обладать финансовой, юридической автономией от государства.
  6. Студенты должны быть представителями всех сословий. Если бедные не имеют возможности обучаться, то государство обязано выплачивать им стипендии.
  7. Выпускники этой академии должны иметь преимущество для занятия государственных должностей на высших постах, то есть они должны становиться высшими чиновниками.

Кроме этого, царь Фёдор считал, что нужно развивать и прикладные науки. А цель развития прикладных наук — ЛИКВИДИРОВАТЬ ОТСТАВАНИЕ РОССИИ ОТ СТРАН ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ. Он считал, что при академии надо создавать что-то наподобие профессиональных технических училищ. Надо собирать сирот для обучения по всей России и учить их инженерным наукам, фортификации, архитектуре, живописи, геометрии, артиллерии, шелкоткацкому делу, суконному делу, золотому делу, серебряному делу; готовить кадры токарей, часовщиков, кузнецов, оружейных мастеров и тд.

Также Фёдор Алексеевич поставил задачу поиска полезных ископаемых по всей России, то есть развитие геологии. Он считал, в отличие от Петра I, что не надо тратить деньги на иноземных специалистов. Надо готовить своих собственных специалистов, а затем уже можно перейти к экспорту в западные страны собственных ремесленных и промышленных изделий.

Царь Фёдор проявлял необыкновенную заботу о богатстве своих подданных. Он провёл упорядочение торговли, промышленности и начал проводить регулярные совещания в кремле с олигархами, купцами и крупными промышленниками (до Петра I были промышленники в России, были мануфактуры, фабрики, заводы).

У Царя было большое количество серии указов заботы об инвалидах войны, о бедных и увеченных. Это было одним из очень важных направлений деятельности царя Фёдора Алексеевича. Кроме этого, он издал указ о сиротах. Он поставил задачу построить богадельни на 1000 человек под присмотром аптекарского приказа (аптекарский приказ — это что-то наподобие министерства здравоохранения). При этом он начал строить эти богадельни для сирот на свои собственные деньги. Он очень рассчитывал, что по его примеру многие его богатые подданные начнут строить также за свои деньги сиротские дома. Фёдор призывал жертвовать на строительство сиротских домов и богаделен (духовенство (церковь) не откликнулось и встретило очень холодно призывы царя жертвовать деньги на строительство богаделен).

В 1679–1680 годах царь отменил жуткие членовредительские казни (отсечение руки, отсечение ушей, отсечение носа, языка и тд.). Он запретил применять эти наказания для преступников. А предложил вместо этого виновных преступников ссылать в Сибирь (при чём семьями) ЗА ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СЧЁТ, с постройкой там им дома. А дети преступников, если они старше 3-х лет, не могли ехать с родителями в ссылку в Сибирь; они брались на казённый счёт в богадельни, а затем должны были идти в академию. То есть Сибирь царь постепенно, с одной стороны, превращал в своеобразную тюрьму (наказание), а с другой стороны это способствовало освоению Сибири (потому что ссыльные жили в собственных домах и занимались там хозяйством).

Фёдор Алексеевич уменьшил налоги, простил недоимки. Он впервые в истории России стал применять систему разъяснения своей налоговой политики. Он отменил местничество. Именно он ввёл понятие “рекрутов”, и именно он начал создавать полки нового строя (это всё было сделано при царе Фёдоре, а не при Петре I). При нём появляются солдатские полки, рейтарские полки и тд. Он создал профессиональную армию европейского уровня (князь Василий Голицын занимался реформой армии, и он был организатором армии европейского уровня), и к моменту восхождения Петра I, эта армия европейского уровня была уже на 75%.

Можно ли сравнивать царя Фёдора Алексеевича и царя Петра Алексеевича I? Да, можно. Говоря о различии, надо сказать:

  • Для деятельности царя Фёдора была характерная черта — активное милосердие. Вот этим он принципиально отличался от Петра I, потому что никакого милосердия у Петра никогда в жизни не было;
  • Для царя Фёдора была важна опора на национальные кадры, а Пётр I опирался на иностранцев и в системе образования, и в военном деле (все профессионалы иностранцы получали заработную плату в 2 раза выше, чем Русские);
  • Царь Фёдор очень гневался, когда его сравнивали с Богом, он считал, что это неправильно. В то время как царь Пётр I наоборот вёл полную сакрализацию самодержавной власти, он отменил звание патриарха и объявил себя верховным пастырем всех верующих (европейские дипломаты писали о том, как в России всё удобно: у них папа и царь в одном лице);
  • Отличался Фёдор от Петра I тем, что всегда давал деньги в кредит.

Родственные черты:

  • Энергия;
  • Неспособность сидеть без дела;
  • Вмешательство во всю и вся;
  • Иногда у них похож стиль указов;
  • Гипертрофированная склонность к регламентации жизни подданных.

Последнее действие царя Фёдора Алексеевича как государственного деятеля — арест полковника Семёна Грибоедова за применение телесных наказаний к солдатам. Царь умер в апреле 1682 года.