Найти тему

Нужно ли греть коробку передач? - Подробный разбор

Инструкции к автомобилям зачастую умалчивают о необходимости прогрева трансмиссии. В отличие от двигателя, о котором обычно указывается, что прогрев не требуется и можно сразу начинать езду, информация по трансмиссии остается неясной. Давайте попробуем разобраться, нужно ли прогревать коробку передач.

ПРОГРЕВАТЬ ИЛИ НЕТ?

Теоретически, при отрицательных температурах, коробка передач действительно требует прогрева. Однако на практике это не всегда выполнимо, даже если у вас есть желание это сделать.

Если на улице температура около нуля или выше, можно не беспокоиться за состояние трансмиссии. Немного прогрев двигатель, можно смело отправляться в путь. Но что, если на улице -30 градусов?

ПРОГРЕВ ТРАДИЦИОННОГО АВТОМАТИЧЕСКОГО УСТРОЙСТВА

Прогрев автоматической коробки передач наиболее удобно осуществлять с помощью функции автозапуска. Пока вы заканчиваете свой кофе дома, двигатель и автоматическая трансмиссия прогреваются. Когда вы подходите к автомобилю, можно сразу садиться и ехать.

Когда двигатель работает в режиме P (парковка), трансмиссионное масло в коробке передач медленно прогревается. Гидротрансформатор циркулирует масло, тем самым активизируя масляный насос, который прокачивает трансмиссионную жидкость по системе, позволяя ей постепенно нагреваться.

Учитывая тесное расположение автоматической коробки передач к двигателю, можно ожидать, что корпус трансмиссии также прогреется, что, в свою очередь, предотвратит отвод тепла от масла и способствует его более быстрому нагреву.

В автоматических коробках передач присутствуют такие компоненты, как охлаждающие радиаторы и теплообменники, которые в холодное время года стремятся выровнять температуру масла с температурой окружающей среды или с охлажденным антифризом. Это процесс может замедлить прогрев трансмиссионного масла. Однако в некоторых моделях АКПП установлены термостаты, блокирующие путь холодного масла через радиатор или теплообменник, хотя такие устройства встречаются нечасто.

Если у вашего автомобиля нет функции автозапуска, это не проблема. Запустите двигатель и уделите время очистке авто от снега и льда. Затем сядьте в машину, переключите коробку передач в положение D (движение вперед) или R (движение назад) — разницы особой нет — и удерживайте тормоз в течение 1-3 минут. В этот момент трансмиссионное масло интенсивно нагревается за счет активного движения и трения внутри гидротрансформатора.

Для понимания процесса, давайте рассмотрим устройство гидротрансформатора, который часто называют "бублик". Внутри него находятся две крыльчатки: первая приводится в движение двигателем (через маховик) и выбрасывает масло на вторую крыльчатку, заставляя ее вращаться. Вторая крыльчатка, через фрикционные пакеты (передачи), приводит в движение колеса. Когда включен режим D или R и автомобиль стоит на тормозе, происходит следующее: первая крыльчатка вращается от силы двигателя, а вторая остается неподвижной из-за заблокированной передачи. В результате интенсивного движения и трения масла, вытекающего от первой крыльчатки к второй, масло быстро нагревается.

Возьмем в качестве примера микроволновую печь, которая использует электромагнитные волны для нагревания пищи, заставляя молекулы воды в ней вибрировать и тем самым повышать температуру. Аналогичный процесс происходит в гидротрансформаторе автомобиля, где одна крыльчатка непрерывно "ударяет" по маслу, направляя его на неподвижную вторую крыльчатку, что вызывает его интенсивное движение и нагревание.

В некоторых автоматических трансмиссиях при остановке автомобиля на D (drive) происходит автоматическое размыкание гидротрансформатора. Это означает, что, удерживая ногу на тормозе, трансмиссия временно переходит в нейтральное положение N (neutral). Как только вы отпускаете тормоз, трансмиссия автоматически возвращается в режим D, несмотря на то, что вы не изменяли настройки. Для таких типов АКПП процедура прогрева, описанная ранее, не имеет смысла. В этих случаях лучше просто начать движение без резких ускорений. Нет необходимости ограничивать скорость до определенного предела, ехать со скоростью 60-80 км/ч вполне приемлемо, но проверять ускорение до 100 км/ч не рекомендуется.

ПРОГРЕВ ВАРИАТОРА

Вариатор – это тип коробки передач, который требует особого внимания при прогреве из-за особенностей используемого в нем масла. Масло в вариаторе выполняет двойную функцию: оно смазывает и обеспечивает необходимое сцепление ремня с шкивами. Такое масло должно сочетать в себе и фрикционные, и смазывающие характеристики, что делает его рабочий температурный диапазон довольно узким. Начиная интенсивное ускорение на холодном вариаторе, вы рискуете проскальзыванием ремня или цепи на шкивах, что может стать критической проблемой и привести к быстрому выходу вариатора из строя.

Для прогрева вариатора подходит та же методика, что и для обычных автоматических коробок передач: необходимо оставаться на месте с включенной передачей D, чтобы насос циркулировал масло.

Различные модели вариаторов имеют свои конструктивные особенности, но все они нуждаются в тщательном прогреве зимой. Избегайте быстрого разгона на холодном вариаторе. Лучше всего просто начать движение спокойно и без спешки, без стремления к резкому ускорению.

ПРОГРЕВ ТРАНСМИССИИ С РОБОТИЗИРОВАННЫМ УПРАВЛЕНИЕМ

Трансмиссия с роботизированным управлением представляет собой усовершенствованную механическую коробку передач, где изменение передач и сцепление контролируются автоматически с помощью сервомоторов. Такие коробки бывают двух типов: "сухие" и "мокрые", что относится к условиям работы сцепления. В "сухих" системах сцепление функционирует в воздушной среде, подобно классическим механическим коробкам, в то время как в "мокрых" сцепления погружены в масло, что способствует их охлаждению, увеличивает передаваемый крутящий момент и продлевает срок службы.

Для "сухого" робота особых мер по прогреву коробки передач не требуется; основное внимание стоит уделить прогреву двигателя. После прогрева двигателя можно сразу начинать движение.

Что касается "мокрого" робота, то здесь сцепления, схожие с фрикционными пакетами в АКПП, работают в масляной ванне. Присутствует масляный насос и теплообменник, обеспечивающие функционирование коробки передач. Прогрев этого типа коробки сводится к простому прогреву двигателя в режиме парковки P, после чего можно начинать движение без лишних ожиданий.

МОЖНО ЛИ НАЧАТЬ ДВИЖЕНИЕ БЕЗ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО ПРОГРЕВА?

Да, начинать движение без предварительного прогрева вполне возможно, особенно когда это неотложно. Однако важно избегать агрессивного вождения. Начните ездить медленно и плавно, увеличивая скорость постепенно. Большинство современных масел для автоматических трансмиссий сохраняют текучесть даже при температуре до минус 50 градусов по Цельсию.

В КОНЕЧНОМ ИТОГЕ

Автоматические коробки передач, вариаторы и роботизированные коробки, как правило, достаточно хорошо прогреваются вместе с двигателем, поэтому нет необходимости в дополнительных действиях по прогреву. Главное - не допускать резкого старта, чтобы обеспечить долговечность работы трансмиссии.

Не забывайте также о своевременной замене масла в АКПП, вариаторе и роботизированной коробке, включая "сухие" варианты, где масло присутствует в мехатронных и механических компонентах.

-2

Трансмиссионные масла бренда Synolex специально разработанные инженерами компании Synolex для новейших технологий коробок передач с бесступенчатой ​​трансмиссией (CVT), а так же для коробок передач с двойным сцеплением (DCT) в таких автомобилях, как VW, Audi, Skoda, Seat, а также для коробок передач с прямым переключением (DSG) в таких автомобилях, как Ford (Powershift), Chrysler, Volvo и др. Тщательно подобранные базовые масла и правильно подобранный пакет присадок защищают от пенообразования, что очень важно для коробок передач CVT. Автомобильные трансмиссионные жидкости Synolex обеспечивают бесперебойную работу даже в экстремальных условиях эксплуатации и при высоких температурах.

Купить трансмиссионное масло CVT, DCT и DSG можно:

в официальном магазине Synolex на сайте.