Скорее всего, 30 июня текущего года будет последним днем выдачи заемщикам базовой льготной ипотечной программы с господдержкой. Дальше продолжат работать только «Семейная», «Дальневосточная», «Арктическая» программы и программа для IT-специалистов.
Вопрос, смогут ли они удовлетворить действующий спрос на новостройки, остается открытым. Ведь деваться заемщикам в городах больше некуда. Ставки на вторичном рынке просто заградительные. А что делать застройщикам в отсутствие спроса? Мы опросили их, какие меры они собираются предпринять и как стимулировать покупателей.
Незыблемое спокойствие
Судя по результатам опроса, застройщики не слишком нервничают. Продажи, правда, уже начали проваливаться. Но за прошедшие два года потребительского бума был накоплен такой запас прочности, который точно позволит девелоперам еще долго оставаться на плаву.
Особенно если не разбрасываться средствами на новые проекты, а, наоборот, сократить их количество. Все равно в строительной отрасли тотальный дефицит рабочей силы – будет меньше хлопот. Застройщики могут себе позволить применить самый эффективный способ стимулирования сбыта, которым они и без того привыкли пользоваться.
Владимир Щекин, основатель Группы Родина, объясняет: «У нас представлена и траншевая ипотека, и разные варианты рассрочки. Рассрочка на 6 месяцев дает возможность покупателям собрать необходимую сумму без привлечения ипотеки или в качестве дополнения к ней».
Его поддерживает Денис Коноваленко, управляющий партнер Prime Life Development: «За последние несколько лет кратно выросла популярность приобретения квартир с помощью рассрочки. Мы продолжим предлагать нашим клиентам выгодные программы рассрочки – первоначальный взнос по ним возможен от 5%, где предусмотрен индивидуальный график погашения и комфортные ежемесячные платежи».
«После 1 июля мы планируем продолжить использовать эти же стимулирующие схемы – скидки и рассрочку платежа. Эти схемы хорошо работают и привлекают покупателей», – согласен с коллегами Алексей Шаров, коммерческий директор компании «Риверхаус».
При хорошей рекламе и товар не нужен
Хотя подобные варианты популярны не везде. У части девелоперов рассрочки не сильно востребованны. Некоторые компании просто плывут по течению, рассчитывая только на ту льготную ипотеку, которая доступна именно сейчас. А кто-то успешно использует trade in, который чаще всего встречается у застройщиков частных домов.
Генеральный директор ГК «Стройсинтез» Виктор Лукин это подтверждает: «Мы предоставляем различные опции для оплаты, включая живые средства, ипотеку или бартерные схемы, рассрочки же используются минимально и их сумма составляет максимум 10% от стоимости объекта».
Также не стоит списывать со счетов традиционные маркетинговые инструменты, которые при правильном использовании могут вызывать повышенный спрос даже в том случае, когда покупка не является самой выгодной. Главное – показать клиенту, что она является безальтернативной. А во многих случаях это и без рекламы соответствует действительности.
Дарья Постникова, и.о. директора по продукту СИТИ21, комментирует: «В нашей компании, начиная с 2022 года, внедрено динамическое оперативное управление рекламными бюджетами как наиболее эффективный инструмент корректировки рекламной кампании, обеспечивающий высокую скорость реагирования на изменяющиеся условия спроса. Долгосрочное планирование рекламных кампаний отошло на второй план».
Свято место пусто не бывает
Но не все девелоперы переживают по поводу отмены льготных программ. Особенно безразлично это тем, кто работает в сфере индивидуального жилищного строительства. Последние аналитические данные показывают, что при резком падении спроса на квартиры, сектор ИЖС, наоборот, бьет все рекорды по ипотеке и объемам возводимых квадратных метров.
Юлия Березникова, член совета директоров Easy Home, полна оптимизма: «Наоборот, после 1 июля мы ожидаем всплеск интереса, так как покупатели начнут чаще присматриваться к домам для жизни и выбирать их в тех локациях и с тем качеством строительства, которые хотят, а не ориентироваться на ЖК, в которых есть доступные ипотечные предложения».
Действительно, после пандемии количество возводимых частных домов растет каждый год нарастающими темпами. И дело здесь не в страхе перед новой эпидемией, а в количестве денежной массы, напечатанной для поддержки экономики. Ее хватило не только на поддержку строительства массового многоквартирного сегмента, но и сектора ИЖС.
Скорее всего, отток покупателей с первичного и вторичного рынка недвижимости на рынок индивидуального домостроения не будет являться какой-то особой трагедией. Наконец произойдет естественное распределение спроса между этими секторами жилищного строительства. Возможно, что та часть строительных компаний, которые не будут к этому готовы, просто начнут возводить частные дома вместо многоэтажных «человейников».
Где хранить вещи, если нет балкона, или Как расхламить квартиру в современной новостройке
Сделайте мне красиво. Доля новостроек с отделкой уменьшается, но скоро начнет расти
Будущее льготной ипотеки. У динамичных регионов отнимут, депрессивным оставят
Подписывайтесь на наш Дзен-канал МИР КВАРТИР, чтобы не пропустить важное в недвижимости