Классик суицидологии Э.Шнейдман в 1985 году представил свою классификацию общих признаков самоубийств. Вот эти общие черты:
Особенности
Что делать, чтобы помочь
1. Общая цель: найти решение
Суицид всегда является целенаправленным действием и рассматривается, как выход из затруднений, вызывающих значительные страдания.
Для понимания причины самоубийства желательно знать проблему, для решения которой он был предназначен
2. Общая задача: прекратить поток сознания
Это – движение «к чему-то»: желание прийти к остановке потока сознания, причиняющего боль, так как решение проблем представляется невозможным, а это - невыносимо
3 компонента, которые сошлись в одной точке:
- высокий уровень волнения
- сильная тревога
- высокий летальный потенциал
3. Общий стимул: невыносимая психическая боль
Это – движение «от чего-то»:
желание устранить душевную боль
Правило клинической суицидологии: уменьшение душевной боли, даже небольшое, поможет выбрать жизнь
4. Общий стрессор: фрустрация психологических потребностей
Человеку, чье мышление сильно сосредоточено на какой-либо проблеме, готовому совершить суицид, он представляется логичной реакцией на острое неудовлетворение психологических потребностей (фрустрацию этих потребностей)
Социальные, психологические потребности, существуя во внутреннем мире, составляют его «текстуру».
Удовлетворите потребности, и суицида не будет.
5. Общая эмоция: беспомощность и безнадёжность
Если, под влиянием неблагоприятных, внешних или внутренних условий, в психике человека устойчивым становится переживание беспомощности и безнадёжности, то у человека может появиться ощущение, что он больше ничего не может сделать сам, и никто ему не поможет.
Глубокие базисные эмоции: гнев, вина, стыд, фрустированная зависимость сопровождаются сильным чувством пустоты внутри, и острым переживанием своей неспособности справляться с трудностями. Человек испытывает смятение, тревогу.
Практика оказания помощи показывает, что давление, разъяснения и увещевания не приносят пользы, когда человек оказывается в состоянии смятения. Помочь может только непрямое воздействие по снижению напряжения. Позиция терапевта, как опекуна, защищающего интересы и благополучие пациента, оказывается наиболее эффективной. Цель – снизить реальное давление жизненных обстоятельств, вызвавших напряжение.
6. Общее внутреннее отношение к суициду: амбивалентность
Человек может иметь два противоположных мнения по одному вопросу.
Для поведения в суициде типично одновременно пытаться покончить с собой, и, в то же время, просить о помощи. Человек при этом уверен в истинности обоих стремлений, он не притворяется.
Зная об амбивалентной природе суицидального поведения, психотерапевт может в разговоре с клиентом давать ему обратную связь о том, что он серьезно относится к обоим стремлениям, продолжать обсуждать их, с тем, чтобы снизить тревожность и уберечь человека от неосторожных действий.
7. Общее состояние психики: сужение мыслительной сферы.
Суицид – это временное «туннельное» сужение сознания человека, ограничивающее для него возможность выбора способов поведения, хотя в обычном состоянии ему доступно понимание и принятие разных вариантов.
«Туннельное» мышление часто сопутствует панике и характеризуется дихотомичностью («всё – или ничего!», «чудесное спасение извне, или радикальное прекращение потока сознания путём ухода из жизни»)
Образы близких людей при этом уходят из сознания и не помогают удержаться от такой категоричности выбора.
Попытки помочь страдающему человеку должны основываться на понимании того, что сознание болезненно сужено. Мы не можем требовать от человека, находящегося в состоянии кризиса, чтобы он вдруг начал ясно мыслить, основываясь на том, что когда-то это было ему доступно, или доступно кому-то другому.
Понимая эту важную особенность суицидального поведения, мы можем предпринять попытку расширить для страдающего человека возможность выбора. Можно, например, рассказать, что еще можно сделать, чтобы себе помочь. Но делать это не директивно, обесценивая текущее состояние человека, а мягко, метафорично.
8. Общее действие: бегство (с сопутствующей агрессией)
Если человек ощущает себя в беде, он желает удалиться из зоны бедствия (например, уход из дома, семьи, увольнение, дезертирство)
Суицид – окончательное бегство.
Задача помогающего: предотвратить бегство физически (например, отобрав орудие самоубийства), или уменьшить потребность в бегстве, помогая удовлетворить фрустрированные потребности.
9. Общий коммуникативный акт: сообщить о своём намерении покончить с собой
Вопреки распространённому мнению, общим коммуникативным действием при суициде является не вражда, и не замкнутость, а оповещение других людей о своём намерении.
Существуют признаки, вербальные (речевые) и невербальные, которые могут предупреждать о суицидальных намерениях человека. Желательно серьёзно относиться к подобным сообщениям, чтобы вовремя обратить внимание на эмоциональные трудности человека и оказать ему необходимую поддержку.
10. Общая закономерность: соответствие суицидального поведения общему стилю поведения
Можно предположить, что человек способен избрать суицидальное поведение, если человек склонен к сильному душевному волнению, недостаточно стойко переносит душевную боль, имеет привычку к дихотомическому (чёрно-белому) мышлению, уже пробовал другие стратегии бегства.
Желательно учитывать опасность «окончательного бегства» для людей с подобными поведенческими особенностями. Игнорирование таких стратегий, порицание человека приносят лишь усугубление ситуации.
Только бережное, тактичное, уважительное отношение поможет научить человека справляться со стрессом и волнением, расширить его кругозор и возможность использования гибких стратегий преодоления жизненных трудностей
Будем помнить главное правило оказания помощи: "Ты говоришь, что тебе больно, и я верю тебе!"
Автор: Ольга Егорова
Психолог, КПТ
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru