Как-то сразу из нескольких источников пришла такая мысль (вы тоже наверняка ее слышали), что мы, русские (я здесь говорю в широком смысле этого слова), знаем, что есть закон и есть справедливость. Это почва для юмора и сатиры, что закон у нас сам по себе, а справедливость сама по себе существует, потому что мы, якобы, не слишком на законы обращаем внимание. Мы патологически не соблюдаем законы. Правила дорожного движения, например. Они, вроде, есть, но мы все равно как бы сами по себе живем. Если я еду и вижу, что дорога хорошая, прямая, просматривается замечательно, нет никаких причин снижать скорость, то я ее не снижаю, несмотря на то, что на знаке ограничение "70". Почему этот знак там висит, непонятно. Есть закон, а есть еще чувство разумного, обостренное чувство справедливости.
А почему, собственно, так? Можно эту особенность объяснять какими-то историческими причинами, можно сказать, что это черта нашего характера. Или, что мы сами по себе злостные, вредные люди, которые не хотят соблюдать элементарные нормы, например, о ремнях безопасности в машине.
А если серьезно копнуть, очень глубоко? Я задумался над этим и вспомнил разницу в богословских мировоззрениях между католичеством (протестантизм тоже включим сюда) ― западным христианством ― и восточным христианством, а именно разницу во взглядах на грехопадение, грех и сотворение мира.
Западное христианство говорит, что Господь сотворил этот мир хорошим, совершенным. И неким бонусом сверху Бог еще окутал этот мир благодатью. И человека Бог тоже сотворил прекрасным, совершенным, замечательным. Когда произошло грехопадение, Господь в наказание этот бонус отобрал. То есть человек просто лишился вот этого бонуса, хотя сам по себе он остался таким, каким его сотворил Господь с самого начала. И мир тоже лишился этого бонуса, но сам по себе мир был именно таким. И западное христианство стоит на том, что мир, каким мы его имеем, именно таким и сотворен Господом.
Восточное христианство совершенно иначе смотрит на это и говорит, что Господь не бонусом сверху положил Свою Божественную Благодать, а сам мир был пропитан этой Благодатью. Это и есть тот первозданный мир и первозданный человек. Это не была сверху данная благодать, как снег на земле лежит. И когда произошло грехопадение, тогда не просто благодать была отобрана, а человек остался таким, каким был. Он изменился, как бы сломался, произошло его повреждение. И мир тоже не только лишился своего некоего благодатного придатка, мир тоже повредился. Перекорежило его целиком. О том, что пропали какие-то бонусы, вообще речь не идет.
Таким образом, последствия грехопадения для западного и для восточного христианства ― принципиально разные вещи. Фактически, на современного человека и на современный мир западное христианство смотрит так, что Господь нас сотворил такими. Поэтому для того, чтобы соблюдать порядок, нужны определенные законы, и всё будет упорядочено, четко, по полочкам разложено. Пошагово делаешь и получаешь. Поэтому если мужчину тянет к мужчине, ну что ж, таким его Господь сотворил. Вот откуда корни этого безобразия растут. Мужчина родился таким, так Господь его сотворил, что же мы его будем осуждать? Это западное мировоззрение.
Восточное говорит, что мир несовершенен, во зле лежит. В него привнесена поврежденность. Бог сотворил мир не таким, какой он сейчас есть. Он сотворил его прекрасным, а то, что сейчас, это уже результат грехопадения, ужасной катастрофы, трагедии. Поэтому мир несовершенен. Ты его здесь сколько угодно можешь упорядочивать, пытаться в какие-то четкие рамочки поставить и попробовать сделать хорошим, но он все равно не будет таким. И в человеке, каким бы он ни был замечательным, остается повреждение. И тут ничего не сделаешь. Поэтому эти законы, конечно, есть, и их надо соблюдать, но, в принципе, мы знаем, что есть некая Божья правда и некая Высшая справедливость. Закон мы чтим, но понимаем, что он совершенно холоден, он чужой нам, он очень жестокий, а есть Божья справедливость. Она выше, правильнее, она над законом стоит.
Богословские идеи впитаны, воплощены в конкретный менталитет, в конкретный характер, в конкретные национальные черты, культуру.
Единственное, нужно бы эту теорию проверить. А как можно проверить? Дело в том, что православные не только русские, но и украинцы, белорусы. Есть много православных церквей. Та же Греческая православная церковь, Арабская православная церковь. Есть православные курды, православные японцы, которые, правда, всего лишь сто лет как православные.
Было бы правильно посмотреть на Грецию. Если у них тоже эта черта проявляется, то, значит, это действительно зависит от богословия. А если нет, значит, я неправ, все мои построения неверны. Значит, богословские мировоззрения уже наложились на какие-то другие наши национальные черты.
Может, есть кто-то из Греции, кто знает хорошо эту страну? Вы как-то отметьтесь, отпишитесь, подтвердите или опровергните. Может быть, у сербов есть такая же черта?
Навигация по статьям канала Киберпоп ТВ
Дорогие друзья! В этой статье использованы вопросы, заданные мне на стримах или по е-mail в то время, когда я еще трудился священником. Темы, затронутые в аналогичных статьях, актуальны и сейчас, что показывает ваш живой отклик, поэтому и публикую.