55,3K подписчиков

Влюблённый Россини: три арии для Изабеллы Кольбран

230 прочитали

"Ты же знаешь, я рождён для оперы-буфф" - писал Россини господу Богу в послесловии к своей "Маленькой торжественной мессе".

Такого же мнения был и Бетховен, который категорически советовал Россини писать побольше "севильских цирюльников" и не замахиваться на что-то серьезное (он полагал, что у итальянцев для этого не хватает учености).

И всё же не за комические фейерверки сверхпопулярного "Севильского цирюльника" Россини называли великим гением, награждали всяческими званиями и орденами и ставили ему памятники при жизни. В фундаменте пьедестала его славы лежали серьёзные оперы - "Танкред", "Отелло", Моиссей в Египте", "Семирамида", "Дева озера", "Вильгельм Телль" и другие.

Десять из них он написал для главной оперной дивы того времени - Изабеллы Кольбран.

Иоганн Генрих Шмидт. Портрет Изабеллы Кольбран. 1817 г.
Иоганн Генрих Шмидт. Портрет Изабеллы Кольбран. 1817 г.

Примадонна

Она родилась в Мадриде 28 февраля 1784 года. Её отец Хуан Кольбран - скрипач и трубач - посвятил свою жизнь карьере одарённой дочери, подобно отцу Моцарта или Листа. Он обеспечил ей хорошее музыкальное образование и очень расчетливо организовал ее продвижение в музыкальных центрах Европы. Позже, когда она уже заняла прочные позиции в оперном мире, он выгодно вкладывал ее гонорары в ценные бумаги, недвижимость и землю, сколотив для дочери внушительное состояние.

К 25 годам она заняла позицию самой прославленной оперной певицы Европы с голосом, который по сегодняшним меркам не вмещался ни в одну категорию. Красивый глубокий меццо-сопрановый тембр сочетался с легкостью и подвижностью колоратурного сопрано, а диапазон охватывал почти три октавы.

Критика особенно превозносила её дар петь самые сложные арии с идеальной чистотой, естественностью и свободой певчей птицы - так, словно это не составляло для неё никакого труда.

Эта вокальная техника была наследием итальянских кастратов: Изабелла Кольбран училась у двух из них - Карло Маринелли и Джироламо Крешентини.

С 1811 года Изабелла Кольбран состояла в труппе неаполитанского театра Сан Карло - самого большого в Европе. По договору она имела статус primadonna assoluta, то есть была, фактически, царицей труппы с правами подстраивать оперный спектакль под себя (диктовать свои требования композитору, вырезать или добавлять сцены, ограничивать участие других певиц в свою пользу) и с соответствующими гонорарами.

С Россини она познакомилась в 1815 году, когда он приехал в Неаполь, чтобы принять должность музыкального директора двух королевских театров: Сан-Карло и Дель Фондо.

Директор театра

Россини был младше Изабеллы Кольбран на восемь лет (к моменту их встречи ему исполнилось 23 года).

Он начал заниматься композицией всего лишь четыре года назад, но успел написать за это время в темпе prestissimo 14 опер. Две из них принесли ему большой успех ("Танкред" и "Итальянка в Алжире") и репутацию лучшего молодого композитора Италии.

Внченцо Камуччини. Портрет Джоаккино Россини. 1819 г.
Внченцо Камуччини. Портрет Джоаккино Россини. 1819 г.

В Неаполе, наконец, закончился период его бедности и напряжённого труда в режиме "Фигаро тут, Фигаро там". Здесь он получил солидный и твёрдый оклад, прекрасную труппу с лучшими певцами (кроме Изабеллы Кольбран в ней были знаменитые тенора Андреа Ноццари, Джованни Давид, Мануэль Гарсиа), а также искушённую в музыке неаполитанскую публику.

К тому же Сан Карло был одним из двух итальянских оперных театров (второй - тот же Ла Скала), имевшим постоянный большой оркестр из профессиональных музыкантов, а не любителей, приходивших поиграть после работы, как это было в Риме, Венеции и других городах Италии.

В Сан-Карло Россини мог творить, что называется, не стесняясь в средствах. Он провёл здесь семь плодотворных лет.

К тому же, он нашёл здесь свою Музу.

Неизвестный художник. Портрет Изабеллы Кольбран. 1815 г.
Неизвестный художник. Портрет Изабеллы Кольбран. 1815 г.

Можно сказать, что Изабелла Кольбран была для него музой вдвойне: она зажигала его вдохновение своей женской привлекательностью и талантом и одновременно ставила перед ним высокие творческие задачи, поскольку могла спеть практически всё. Поскольку Кольбран выступала исключительно в драматическом амплуа, Россини развернул своё перо в сторону серьёзных опер.

В творческом смысле их союз был идеальным: он сочинял прекрасную музыку точно по мерке её голоса и темперамента, она её прекрасно исполняла, и их успех умножался на два. За семь лет в Неаполе слава Россини распространилась на весь мир и превратилась в то, что тогда называли "россиниевской лихорадкой".

Кольбран тоже достигла зенита славы, правда, огромные вокальные нагрузки привели к тому, что она начала стремительно терять голос. За год до того, как она в последний раз вышла на сцену в "Семирамиде" (1823) Россини, они поженились.

Через 6 лет Россини тоже решил закончить свою оперную карьеру, хотя ему не было еще и сорока. Увы, когда из их отношений ушел воздух творчества, этот союз быстро потерял смысл. Осталось только взаимное уважение и десять оперных партитур, написанных для её волшебного голоса - музыкальный отпечаток былого мастерства Изабеллы Кольбран.

Иоганн Баптист Райтер. Портрет Изабеллы Кольбран-Россини после окончания вокальной карьеры.
Иоганн Баптист Райтер. Портрет Изабеллы Кольбран-Россини после окончания вокальной карьеры.

Через некоторое время их жизненные траектории разделились, и последние десять лет жизни Кольбран прошли в одиночестве. Судя по её письмам друзьям, она так и не смогла заполнить образовавшуюся пустоту и смириться со статусом "бывшей" (во всех смыслах). После её смерти в 1845 году Россини женился вторично и пережил её на 23 года.

Упадок и возрождение

Ещё при жизни Россини его оперы стали постепенно уходить из репертуара театров - вектор музыкальной моды в Италии повернулся в сторону Верди с его бурными страстями и форсированной манерой пения, которую Россини называл "лаем".

К моменту его смерти в 1868 году хрупкие колоратурные материи россиниевского бельканто окончательно ушли в область преданий. Вместе с ними из репертуара театров исчезли и оперы Россини, рассчитанные на исключительные голоса и исключительную вокальную технику. Их просто некому было петь.

Почти 100 лет продолжалась эпоха забвения Россини. Только "Севильский цирюльник", несмотря ни на что, бодро держался на плаву в адаптированном к новым вокальным реалиям виде. Иногда исполнялись также сильно урезанный "Вильгельм Телль" и "Семирамида" - единственная опера из репертуара Изабеллы Кольбран.

Возрождение Россини началось в 1920-е годы с комических опер, до серьёзных дело дошло только после войны.

Кстати, в военные годы во время бомбёжки погиб архив издательства Рикорди, где хранились почти все нотные автографы композитора.

Первооткрывательницей "серьёзного" Россини стала Мария Каллас в 1950-годы. Дальше процесс пошёл более активно, заново стала осваиваться техника бельканто, вновь появились типично россиниевские вокальные амплуа (к примеру, такая редкость, как колоратурный бас).

Только к началу 21 века были, наконец, записаны в более-менее качественном исполнении все большие серьёзные оперы Россини, написанные им для голоса Изабеллы Кольбран.

Это: "Елизавета, королева английская", «Отелло», «Армида», «Моиссей в Египте» "Риччардо и Зораида", "Гермиона", "Дева озера", "Магомет II", "Зельмира" и "Семирамида".

Вот три прекрасные арии из этих опер, в которых Россини открывает лирическую сторону своего таланта.

Ария Анны из оперы "Магомет II" (1820)

(Giusto Ciel, In Tal Periglio)

Этой оперой Россини удивил и даже несколько шокировал неаполитанскую публику. В ней вообще нет увертюры, сценическое действие разворачивается в больших сценах, героические и драматические эмоции зашкаливают, а в конце героиня кончает жизнь самоубийством на кладбище (непривычно мрачный конец для итальянской оперы того времени).

Увидев, что понимания своих реформ он не дождётся даже от продвинутой неаполитанской публики, Россини уступил превосходящей силе традиции и сделал две новые версии оперы: одну - сокращённую и облегчённую, с увертюрой (в ней, как всегда, есть фирменное "россиниевское крещендо") и внезапным спасением героини - для Венеции, и вторую - с новым либретто на французском и новой увертюрой - для Парижа (она получила название "Осада Коринфа").

Эту арию-молитву Анна, дочь наместника Венеции, поёт в 1 действии. Она просит небеса спасти родной город от нашествия турок.

Нет сомнений, что Беллини писал свою знаменитую каватину Нормы под впечатлением от этой арии.

Меццо-сопрано Джойс ДиДонато:

А 👉здесь эту арию поёт Монсеррат Кабалье.

Ария (Рондо) Елены из оперы "Дева озера" (1819)

(«Tanto affetti in tal momento»)

"Дева озера" написана по одноимённой поэме Вальтера Скотта 1810 года на сюжет из истории Шотландии, имевшую огромный успех у читателей. Главная героиня - дочь шотландского повстанца Дугласа Эллен (в опере она получила имя Елена).

В самом конце оперы, когда распутываются все сюжетные узлы, и милостивый король Яков V прощает отца Елены Дугласа и выпускает из плена возлюбленного Елены, она поёт эту полную счастья и благодарности арию с виртуозной кабалеттой (быстрым заключительным разделом).

Меццо-сопрано Веселина Казарова:

Ария Дездемоны из оперы "Отелло" (1816)

("Assisa a' piè d'un salice...")

После того, как Верди написал своего "Отелло", опера Россини на этот сюжет была прочно забыта на сто лет. Только в 80-х годах 20 века она вновь увидела сцену.

Это та самая знаменитая "Песня об иве", которую Дездемона поёт в трагедии Шекспира перед приходом Отелло, только с другим текстом:

«У ивы подножия сидя
И в горе своё погрузившись,
Печаль изливала Изаура,
Жестокой любовью мучима,
И ветер печально в ветвях
Стенания те повторял»

Дездемона поёт её, играя на арфе.

Меццо-сопрано Фредерика фон Штаде:

Ещё один лирический шедевр Россини - дуэттино из "Семирамиды" 👉 здесь

Серьёзные оперы Россини всё же не настолько серьёзны, чтобы не пересекаться во многих точках с его комическими шедеврами - это сообщающиеся сосуды. Поэтому не нужно удивляться, что мелодии, а также целые арии и увертюры перемещаются у Россини из серьёзных опер в комические.

О Россини в комическом жанре 👇

Всё о Россини в этой подборке 👇

Моя книга о популярной классической музыке в издательстве АСТ👇

50 музыкальных шедевров. Популярная история музыки.

"Ты же знаешь, я рождён для оперы-буфф" - писал Россини господу Богу в послесловии к своей "Маленькой торжественной мессе".-5

Спасибо за лайки и комментарии! 🌺