К 26-ти годам Игорь Рюрикович повзрослел настолько, что ему доверили собирать дань после Олега. Тогда же он и женился на княжне из Пскова, Ольге, родственнице князя Олега. Однако, более серьёзные дела княжичу Игорю пока не доверяли. В Лето 6415-е (907 год) пошёл Олег на греков, оставив Игоря в Киеве. С собой Олег взял всю «Великую Скифь», в которую входили варяги, славяне (ильменские), чудь, кривичи, меря, древляне, радимичи, поляне, северяне, вятичи, хорваты, дулебы и тиверцы.
Князь Олег не первый раз уже ходил на греков. По всей видимости, он был участником неудачного похода Русов на Царьград в 860 году, когда познакомился со «Змеем Горынычем» или «греческим огнём». Олег видел своими глазами, какой эффект производило применение «греческого огня», потому решил не рисковать молодым и отчаянным в своей храбрости княжичем Игорем. Не стал он рисковать и своим войском, поставив корабли на колёса, тем самым лишил греков своего главного козыря — кораблей с установленным на них «греческим огнём».
«Греческий огонь» не совсем был греческим, потому как греки вряд ли бы сами до него додумались. Это было изобретение шумерского инженера, которого греки, за большие деньги, пригласили к себе. Устройство было чем-то похоже на огнемёт, а не на метательную машину, как часто его рисуют. Да и в летописи говорится о трубах, по которым «изрыгался» огонь.
Скорее всего, это были металлические котлы, установленные на палубе. В них наливалась сырая нефть в смеси с какой-то смолой (секрет смеси был у шумера). Далее создавался «эффект парового котла», заключавшегося в том, что под ёмкостями с нефтью разводили огонь и разогревшаяся смесь начинала парить и выделять газовые фракции. Пока крышку котла не надевали, газ просто улетучивался. Но, перед применением, на выходные трубки котла надевали направляющие трубы и плотно закрывали крышку, возможно даже её привинчивали. В котле скапливалось достаточно много нефтяного газа, который способствовал росту давления. Как только давление газа повышалось настолько, что из котла начинала вытесняться кипящая смесь (этот момент определяли по ручейкам нефти, вытекающей из направляющих труб), к запальному отверстию в крышке котла подносили факел и происходило взрывное воспламенение газа, который тут же давал резкий рост давления внутри котла.
Воспламенялась и поверхность смеси внутри котла. Под воздействием резко увеличившегося давления газов горящая нефть по направляющим трубам, как по пушечному стволу, выбрасывалась наружу, на расстояние примерно 10 — 20 метров от корабля. Этого было достаточно, чтобы воспламенить любой деревянный корабль того времени. Греческие военные корабли все были гребные, потому, после «выстрела» горящей нефтью, сразу давали «задний ход», чтобы не сгореть самим.
Главный секрет «греческого огня» был в составе смеси, которая прилипала, как напалм, к поверхности и её невозможно было ничем потушить. Смесь не тонула и продолжала гореть на поверхности воды, что наводило ужас на тех, кто пытался спастись с горящего корабля в воде.
Олег в том дальнем походе Русов (860 года), закончившимся тяжёлым поражением, насмотрелся на все ужасы, связанные с «греческим огнём», потому в новом походе избрал тактику, исключающую встречу с этим «чудом техники». Греки были покорены, а Олег получил титул «Вещий». На греков была наложена дань, которую те обязались выплачивать русским городам, сперва Киеву, затем Чернигову и Переяславлю, а потом и всем остальным.
«Итак, царь Леон и Александр заключили мир с Олегом, обязались уплачивать дань и ходили ко взаимной присяге: сами целовали крест, а Олега с мужами его водили в клятве по закону русскому, и клялись те своим оружием и Перуном их богом, и Волосом богом скота, и утвердили мир. И сказал Олег: «Сшейте для Руси паруса из паволок [шелковая ткань], а славянам полотняные». И было так! И повесил щит свой на вратах в знак победы, и пошли от Царьграда.»
© Повесть временных лет. Лаврентьевская летопись.
Интересный момент, указанный в летописи, говорит о том, что Русь хорошо владела искусством мореплаванья и умело обращалась с морским ветром при любых парусах. Славяне этим похвастаться не могли, потому как с ловкостью ходили по рекам, а вот море было для них чужим.
«И подняла Русь паруса из паволок, а славяне полотняные, и разодрал их ветер. И сказали славяне: «Возьмем свои простые паруса, не дались славянам паруса из паволок». И вернулся Олег в Киев, неся золото и паволоки, и плоды, и вино, и великое узорочье. И прозвали Олега Вещим.»
© Повесть временных лет. Лаврентьевская летопись.
Спустя пять лет после победы над греками, в Лето 6420-е (912 год) отправил Олег своих бояр в Константинополь, чтобы подписать договор о мире и сотрудничестве «между греками и русскими». Таким образом, величайшая держава того времени, Византийская империя, заключила равноправный договор с Русским государством, тем самым признавая его легитимность на мировой арене. Варяжская «сборная солянка», состоящая из племён всевозможной неопределённости, получила официальный статус — Русское княжество или сокращённо «Русь», признанное всем «мировым сообществом».
Произошло это, по византийским меркам:
«Месяца сентября 2, индикта 15, в лето от сотворения мира 6420».
«И жил Олег, княжа в Киеве, мир имея со всеми странами».
© Повесть временных лет. Лаврентьевская летопись.
Византийская империя в то время пользовалась уже Юлианским календарём, от начала которого прошло более 900 лет. Это значит, что к юлианской дате следует прибавить 6 дней, так как Юлианский календарь отстаёт от Тропического года на 3 суток каждые 400 лет (Григорианского календаря не было ещё и в помине). Таким образом, датой официального признания Русского княжества — Руси, с центром в Киеве, можно считать 2 (8) сентября 912 года от Рождества Христова. И произошло это благодаря усилиям русского князя Олега Вещего (Великого).
К великому сожалению русских людей, в этом же году князь Олег умирает, передав княжение Русской землёй князю Игорю Рюриковичу.
«Оплакивали его все люди плачем великим, и понесли его, и похоронили на горе, называемой Щековица. Есть же могила его и доныне, слывет могилой Олеговой. И было всех лет княжения его тридцать и три.»
© Повесть временных лет. Лаврентьевская летопись.
В Лето 6421-е (913 год), по смерти Олега, стал княжить Игорь Рюрикович и тут же столкнулся со многими проблемами внутри своей страны. Первыми сюрприз преподнесли древляне, которые затворились в своих городах и отказались признавать власть Игоря.
На древлянах лежало какое-то «родовое проклятье», которое им не могли простить русские князья. Сначала князь Олег победил их и наложил тяжёлую дань, «по кунице с дыма», то есть от каждого жилого дома, где была дымовая труба. Вступивший на княжение Игорь Рюрикович стал относиться к древлянам с ещё большей жёсткостью, облагая древлян более тяжёлой данью, чем его предшественник Олег.
Олег был князем русского рода, а Игорь из славян, из рода Рюрика. Олег, когда завоёвывал древлян, обложил их данью для порядка, по рассказам своего сродника, Рюрика, как говорится, ничего личного. А вот у Рюриковичей с древлянами были личные счёты, потому Игорь относился к ним с особой жёсткостью. Свой «грешок» перед родом Игоря знали и древляне. Потому-то они сразу затворились в своих городах, как только узнали о том, что Великим князем в Киеве стал Игорь Рюрикович.
Древляне не ждали от этого княжения ничего хорошего для себя, и предчувствия их не обманули. Игорь не стал с ними любезничать и церемониться, а собрал необходимую силу и привёл непокорное славянское племя к порядку.
«В Лето 6422 (914 год). Пошел Игорь на древлян и, победив их, возложил на них дань больше прежней.
© Повесть временных лет. Лаврентьевская летопись.
Помимо древлян возникли проблемы и с уличами, жившими в низовьях Днепра, и блокировавшими выход русских торговых судов в Чёрное море. После древлян князь Игорь отправился «приводить в чувство» и этот славянский народ.
«Затем он усмирил и непокорное Славянское же племя Уличей, которые жили в низовьях Днепра, близ нынешняго города Алешек; во время этого усмирения долго не покорялся город Пересечен, так что Игорев воевода сидел около него три года и едва взял. Тогда Уличи совсем перебрались с Днепра и сели между Бугом и Днестром.
После ухода их весь великий путь от Варягов в Греки был уже вполне в руках великаго князя.
Но от Варягов, по Русской Земле, существовала ещё дорога в иной морской угол — на далекий Восток, к богатому тогда Каспийскому морю».
© Нечволодов. Сказания о Русской Земле. Том 1.
В победе над древлянами и усмирении уличей существенную роль сыграл воевода киевского войска Свенельд, со своей дружиной. За эти отличия князь Игорь «отписал» Свенельду и его дружине брать дань с древлян, оставляя всё себе. Для того, чтобы не повторились события 913 года, часть русского войска, во главе с Свенельдом, была расквартирована в Деревской земле, став на полное их довольствие.
Для похода на Восток и восстановления Волжского торгового пути и далее на Каспий, Игорь отправил ещё одну дружину. Скорее всего, это были те, кто ходил с Олегом на Царьград в 907 году. Около 50 тысяч русских ратных людей, на 500 кораблях, отправились через Хазарские земли, через Дон и Волгу, в море Каспийское. Русские напомнили народам, жившим по Южному Каспию, о себе. Однако, из того похода мало кто вернулся живым. Большинство полегло на чужбине.
Игорь Рюрикович княжил в Киеве и в 915 году встретил ещё одну напасть, пока только посетившую Русскую землю. Пришли в Киев печенеги, заключили мирный договор с Игорем и направились к Дунаю. Со временем, печенеги заполонили все степи. расположенные между Доном и Дунаем, что осложнило русским выход в Чёрное море для торговли. Спустя пять лет (в 920 году), русское войско во главе с князем Игорем вынуждено было воевать против печенегов.
«После занятия Печенегами выхода из Руси к Черному морю, Греки, мало по малу, скоро стали опять обижать в Царьграде Русских людей и относиться к ним пренебрежительно, так как считали, что нам уже невозможно будет повторить набег на Константинополь, как это было во времена Аскольда и Олега. Однако, Греки ошиблись в своих расчетах. Заключивши с Печенегами мир, Игорь, в 941 году, поднялся на Царьград с большой силой.»
© Нечволодов. Сказания о Русской Земле. Том 1.
Видя подобное вероломство со стороны Византии, с которой был заключён договор о дружбе и торговле в последний год жизни Олега, князь Игорь решил напомнить грекам, что с русскими так поступать нельзя. Греков решено было наказать и Русское княжество пошло на них войной.
«В Лето 6449 (941 год). Пошел Игорь походом на греков. И послали болгары весть царю, что идут русские на Царьград: 10 тысяч кораблей. И пришли, и подплыли, и стали воевать страну Вифинскую, и попленили землю по Понтийскому морю до Ираклии и до Пафлагонской земли, и всю страну Никомидийскую попленили, и Суд весь пожгли. А кого захватили, — одних распинали, в других же, расстанавливая их как мишени, стреляли, хватали, связывали назад руки и вбивали железные гвозди в макушки голов. Много же и святых церквей предали огню, монастыри и села пожгли и с обеих сторон Суда захватили богатств немало».
© Повесть временных лет. Лаврентьевская летопись.
Против русских войск выступили: имперская гвардия, численностью в 40 тысяч, во главе с доместиком (главнокомандующим) Панфиром; патрикий Фока (представитель византийской служилой знати) вывел своих македонцев, элиту греческого войска; стратилат (военачальник) Федор вышел во главе фракийцев, а также сановные бояре. Все, кто мог держать оружие в Константинополе, включая и знать, вышли на битву и окружили русское войско.
«Русские же, посовещавшись, вышли против греков с оружием, и в жестоком сражении едва одолели греки. Русские же к вечеру возвратились к дружине своей и ночью, сев в ладьи, отплыли. Феофан же встретил их в ладьях с огнем и стал трубами пускать огонь на ладьи русских. И было видно страшное чудо. Русские же, увидев пламень, бросались в воду морскую, стремясь спастись. И так остаток их возвратился домой.
И, придя в землю свою, поведали — каждый своим — о происшедшем и о ладейном огне. «Будто молнию небесную, — говорили они, — имеют у себя греки, и, пуская ее, пожгли нас; оттого и не одолели их». Игорь же, вернувшись, начал собирать множество воинов и послал за море к варягам, приглашая их на греков, снова собираясь итти на них походом.»
© Повесть временных лет. Лаврентьевская летопись.
Собираясь отомстить грекам, Игорь Рюрикович не забыл и про обиды, нанесённые Русскому княжеству прикаспийскими народами. Собрав нужное войско, князь Игорь отправил около 3 тысяч воинов в Кавказскую Албанию, для того, чтобы дать понять тем народам, исповедующим к тому времени ислам (который основан на справедливости), что русские обид не прощают и всегда возвращаются, чтобы отомстить.
О тех событиях поведал арабский историк Ибн-Мискавейх, в своём рассказе «о походе Русов в Бердаа в 332 году». Эта дата соответствует 943/944 годам от Р. Х.
«В этом году отправилось войско народа, известного под именем Русов к Азербейджану. Устремились они к Бердаа, овладели им и полонили жителей его.
Народ этот могущественный, телосложение у них крупное, мужество большое, не знают они бегства, не убегает ни один из них, пока не убьет или не будет убит. В обычае у них, чтобы всякий носил оружие. И сражаются они пешими, особенно же эти прибывшие (на судах).»
«Вышло тогда вместе с ними (войско) из добровольцев около 5.000 человек на борьбу за веру. Были они (добровольцы) беспечны, не знали силы их (Русов) и считали их на одном уровне с армянами и ромейцами. После того, как они начали сражение, не прошло и часу, как Русы пошли на них сокрушающей атакой. Побежало регулярное войско, а вслед за ним все добровольцы и остальное войско, кроме Дейлемитов. Поистине, они устояли некоторое время, однако все были перебиты, кроме тех среди них, кто был верхом. (Русы) преследовали бегущих до города (Бердаа). Убежали все, у кого было вьючное животное, которое могло увезти его, как военные, так и гражданские люди и оставили город. Вступили в него Русы и овладели им.»
«После того, как размеры бедствия стали большими, и мусульмане в различных странах прослышали о нем, обратились они к военному призыву. Собрал Марзубан-ибн-Мухаммед войско свое, воззвал к населению с призывом, и пришли к нему со всех окрестных земель добровольцы. Пошел он (Марзубан) во главе 30.000 человек, но не мог сопротивляться Русам, несмотря на большое число собранных им сил, не мог произвести на них даже сильного впечатления. Утром и вечером он начинал сражение и возвращался разбитым. Продолжалась война таким способом много дней и всегда мусульмане были побеждены. Когда дело мусульман утомило их, и Марзубан понял создавшееся положение, обратился он к уловкам и военной хитрости.»
«Не прекращали войска Марзубана войны с Русами и осады до тех пор, пока последние не были окончательно утомлены. Случилось, что и эпидемия усилилась. Когда умирал один из них, хоронили его, а вместе с ним его оружие, платье и орудия, и жену или кого-нибудь другого из женщин, и слугу, его если он любил его, согласно их обычаю.»
«После того как дело Русов погибло, потревожили мусульмане могилы их и извлекли оттуда мечи их, которые имеют большой спрос и в наши дни, по причине своей остроты и своего превосходства.»
«Когда уменьшилось число Русов, вышли они однажды ночью из крепости, в которой они пребывали, положили на свои спины все что могли из своего имущества, драгоценностей и прекрасного платья, остальное сожгли. Угнали женщин, юношей и девушек столько, сколько хотели, и направились к Куре. Там стояли наготове суда, на которых они приехали из своей страны; на судах матросы и 300 человек Русов, с которыми поделились они частью своей добычи и уехали.»
© Ибн-Мискавейх. Книга испытаний народов.
В этом рассказе арабского историка показано, какими были русские воины времён Игоря Рюриковича; каким они обладали оружием, уровнем боевой выучки и стойкостью духа. Те русские, которые ходили на Каспий, ничем не отличались от тех, кто ходил вместе с князем Игорем на греков и печенегов.
Оправившись от понесённого поражения, Игорь Рюрикович в течении трёх лет собрал новое войско и пошёл на Византию.
«В Лето 6452 (944 год). Игорь же собрал воинов многих: варягов, русь, и полян, и славян, и кривичей, и тиверцев — и нанял печенегов, и заложников у них взял, — и пошел на греков в ладьях и на конях, стремясь отомстить за себя. Услышав об этом, корсунцы послали к Роману со словами: «Вот, идут русские, без числа кораблей их, покрыли море корабли». Также и болгары послали весть, говоря: «Идут русские и наняли с собой печенегов». Услышав об этом, царь прислал к Игорю лучших бояр с мольбою: «Не ходи, но возьми дань, какую брал Олег, прибавлю и еще к той дани». Также и к печенегам послал паволоки и много золота.
Игорь же, дойдя до Дуная, созвал дружину, и стал с нею держать совет, и поведал ей речь цареву. Сказала же дружина Игорева: «Если так говорит царь, то чего нам еще нужно, — не бившись взять золото, и серебро, и паволоки? Разве знает кто — кому одолеть: нам ли, им ли? Или с морем кто в союзе? Не по земле, ведь, ходим, но по глубине морской: всем общая смерть». И послушал их Игорь, и повелел печенегам воевать Болгарскую землю, а сам, взяв у греков золото и ткани на всех воинов, возвратился назад и пришел в Киев во-свояси.»
© Повесть временных лет. Лаврентьевская летопись.
В следующем, 945 году, византийские цари Роман, Константин и Стефан прислали в Киев, к князю Игорю Рюриковичу своих послов, чтобы восстановить прежний мир, какой был заключён при князе Олеге Вещем. Игорь принял греческих послов и с ответным визитом отправил в Константинополь (Царьград) своих представителей, чтобы установить прочный мир и «утвердить любовь между греками и русскими». Между Русью и Византийской империей был подписан мирный договор о взаимной дружбе и торговле.
К концу своего правления Игорь Рюрикович имел мир со всеми странами, и потому решил заняться улучшением своего положения внутри Русского княжества.
«Игорь же начал княжить в Киеве, мир имея со всеми странами. И пришла осень, и стал он замышлять поход на древлян, желая взять с них еще больше дани.»
© Повесть временных лет. Лаврентьевская летопись.
Продолжение в статье Ритуальное убийство князя Игоря, кому оно было выгодно?