Найти тему
Рок на БиС

"Настоящий хеви", о котором автор "ничего не знает". Выпуск шестой. Led Zeppelin. От Святых Домов до Входа Через Выход

Подъем "свинцового дирижабля", как говорилось в предыдущей заметке, был стремительным.

Высота была набрана изрядная. Настало время полета с крейсерской скоростью. Полета плавного и солидного. Именно в таком положении и состоянии Цеппелины подошли к пятому в их дискографии студийному альбому.

Источник изображения mavink.com
Источник изображения mavink.com

Альбому, вновь собравшему впечатляющую коллекцию мест в хит-парадах, "золотых", "платиновых" (есть даже один "бриллиантовый") сертификатов и традиционно для дисков группы включенному во всевозможные списки лучших. В песнях к традиционному коктейлю из харда, прог/арт-рока, фолка добавились фанк и регги. Разве что блюза на "Houses of the Holy" (1973) непривычно мало.

Эксперимент с регги-звучанием я, пожалуй, отмечу. Уж больно он бросается в глаза. Как говорится, с первого прослушивания. И даже раньше.

Ютуб-канал Led Zeppelin

Изучая названия песен, потенциальный слушатель вдруг видит странное сочетание букв с парой стоящих в неожиданных местах апострофов. "D'yer Ma'ker". Как это читается? "Dire maker" - Зловещий Создатель? Замешана какая-то мистика? Оказывается, что нет. Название построено на игре слов из английского анекдота. Разговаривают двое приятелей. Первый сообщает: "My wife went to the Caribbean - Моя жена уехала на Карибы." Второй задает вопрос: "Jamaica? - На Ямайку?". Но первому из-за особенностей местного акцента слышится: "D'yer Mak'er (Did you make her?) - Ты её заставил?" И он отвечает: "No, she went on her own - Нет, по собственному желанию". Уж и не знаю насколько это смешно, но англичанин, особенно слышавший анекдот, видимо, должен был немедленно понять, что в песне с названием "dʒəˈmeɪkə" он услышит музыку "солнечного острова". Остальным это становится очевидно, когда песня начинает играть.

Но ключевой вещью альбома назову "No Quarter".

Ютуб-канал Rainson Zeppelin

Написанная Пейджем-Плантом-Джонсом композиция стала с 1973 года кульминацией всех концертных шоу группы, включая их последний тур и концерт-воссоединение в 2007 году. Во время живых выступлений Джон Пол Джонс часто импровизировал на клавишных и исполнял фрагменты классической музыки. Особенно часто игрались фрагменты произведений Сергея Рахманинова.

Что характерно, совместный альбом Джимми и Роберта в 1994 также был назван не "Stairway To Heaven", например, а "No Quarter".

Как и в случае с "D'yer Ma'ker" интересным является название трека. Термин "no quarter - без пощады" восходит к временам, когда существовала практика оставлять четверть (кварту) солдатского жалования на выкуп попавших в плен. А "no quarter" означало - пленных не брать, самим в плен не сдаваться и пощады не просить. Текст песни соответствующий. В нем скандинавский бог Тор, Диавол, Смерть, Псы судьбы, ветра, снега и холод

Забавно также, что обе песни получили неоднозначную оценку критики. Среди отзывов были и резко негативные.

И вновь годичный перерыв в выходе студийных лонгплеев. И ещё один суперуспешный диск-гигант с местами в хит-парадах, рекордами продаваемости и присутствием в самых почетных листах самых лучших, замечательных, красивых и любимых дисков всея планеты. Ещё одно обращение к харду, прогу, фолку, фанку, блюз-року и ещё ряду стилей. Цеппелины выглядели этаким коллективным царем Мидасом, превращая в золото всё, к чему они прикасались

Вновь записанного материала к "Physical Graffiti" (1975) хватало на три стороны виниловой пластинки, но готового, неиспользованного в предыдущие годы, оказалось достаточно, чтобы сделать двойной альбом, из которого я выделяю фанковую "Trampled Under Foot".

Ютуб-канал Dario Romero’s Remastered Concerts

Трек был написан традиционным дуэтом Пейдж-Плант и Джоном Полом Джонсом, сыгравшем на очень редком для рок-музыки клавишном инструменте под названием клавинет. Зато клавинет активно использовали исполнители ритм-энд-блюза (фанка) прежде всего Стиви Уандер, Билли Престон, Билл Уизерс, а также джазовые музыканты Херби Хэнкок и Чик Кориа.

Кстати, источником вдохновения при создании трека Джонс называл композицию "Superstition" Стиви Уандера.

И, разумеется, невозможно пройти мимо номера с восточным колоритом. "Kashmir" был написан по мотивам путешествия Джимми и Роберта по Марокко в 1973-ем. Название для композиции, правда, было выбрано не северо-африканское, а азиатское. Но простим замечательных музыкантов. Некогда им было географию изучать. Зато какой выдающийся рифф был придуман.😊

Ютуб-канал Led Zeppelin

Факт, что эта вещь одна из лучших в истории Led Zeppelin, признавали и участники, группы и публика, и критика. Восемь с половиной минут погружения слушателя в состояние транса - явный перебор для трансляций в эфире. Но радио-ди-джеи помнили про успех "Лестницы в небеса" и с удовольствием включали в плейлисты новое магическое и гипнотическое заклинание от Led Zeppelin.

В этот момент и был достигнут пик карьеры и предел высоты полета самого известного в истории музыки летательного аппарата. У них было всё. Места в чартах, полные залы и стадионы, великолепные продажи, любовь аудитории и признание рецензентов, собственный лейбл Swan Songs. Они реально были командой №1 в мире рока.

Но миг успеха краток. Вполне понятное желание "вернуться к корням", к основе своего творчества, к хард-року и блюзу, обернулось относительной неудачей. И продажи следующего в дискографии Led Zeppelin альбома "Presence" (1976) были пожиже, и места в хит-парадах пониже. Хотя я лично его очень высоко оцениваю.

Из трек-листа диска стоит выделить прежде всего открывающую его, вновь опирающуюся на восточные мотивы, длинную, сложную, с отсылками к древнегреческой мифологии, с множеством переплетающихся фрагментов и наложений композицию "Achilles Last Stand". Это настоящий, шикарный прог-рок. Жаль, что эпоха триумфа прога к 1976-му уже закончилась.

Ютуб-канал Led Zeppelin

Также я считаю очень удачной интерпретацию госпел-блюзовой классики "Nobody's Fault but Mine". Фактически это молитва, прочитанная на языке блюза.

Ютуб-канал Led Zeppelin

Написана была песня, изначально называвшаяся "It's Nobody's Fault but Mine", в 1927 году блюзовым певцом и гитаристом, по совместительству христианским проповедником Блайнд Вилли Джонсоном (Blind Willie Johnson)

Ютуб-канал TBD

Плант изменил текст в сторону большей светскости, а Пейдж сделал современную аранжировку.

Тут надо сказать, что Роберт записывал альбом, сидя в инвалидном кресле вследствие полученных в автомобильной аварии серьезных травм. Турне в поддержку "Presence" не состоялось по той же причине. А вышедший осенью 76-го на экраны фильм-концерт "The Song Remains the Same" был прохладно встречен и поклонниками, и критиками.

Гастроли группы по США в 1977 году сопровождались рядом инцидентов. В заключении всех несчастий Плант потерял из-за болезни пятилетнего сына. Оставшиеся концерты были отменены. Для Cвинцового Дирижабля это была не окончательная катастрофа, но существенная потеря высоты.

Тем не менее, группа сумела вернуться с очередным экспериментальным альбомом. Наверное, наиболее поп-ориентированным альбомом из всех восьми своих студийных лонгплеев. Музыкальный пейзаж за окном принадлежащей группе ABBA студии Polar в Стокгольме, где пластинка "In Through the Out Door" (1979) записывалась, стремительно менялся. Успех стиля диско и панка/новой волны заставлял гигантов харда/прога отвечать на вызов.

В написании песен гораздо большую роль, чем обычно, сыграл басист/клавишник Джон Пол Джонс. Фактически он не принял участия в создании лишь одного трека из семи. Рокабилли-кантри номера "Hot Dog", где Джонс играет на пианино в стиле хонки-тонк, Пейдж "жарит" на гитаре, а Плант удачно изображает Элвиса.

Ютуб-канал electricglove

Открывающую альбом песню "In the Evening" Джонс написал в компании Пейджа и Планта. Странноватые тягучие гудящие эффекты в начале трека Пейдж создал с помощью устройства, называемого гизмотрон (Gizmotron), которое придумали Кевин Годли и Лол Крим из группы 10cc.

Ютуб-канал Led Zeppelin

Очень необычным для группы получился номер под названием "All My Love". Неожиданная для коллектива среднетемповая софт-роковая баллада с красивым синтезаторным соло Джонса, созданная без участия Джимми Пейджа (редчайший случай!), была написана в память о сыне Роберта Планта Кураке (Kurac)

Ютуб-канал Kaio Meneses

По какому дальнейшему маршруту продолжил бы свой полет Свинцовый Дирижабль неизвестно. Мне почему-то кажется, что в направлении, заданном на "In Through the Out Door". Первые места альбомных чартов по обе стороны Атлантики (в США и Великобритании) - это Вам не шутки, знаете ли. Да и тенденции на коммерциализацию и некое условное упрощение и облегчение звучания, преобладавшие в музыкальном мире в 1980-е, мало кому удалось проигнорировать. Другое дело, что и коммерческую музыку надо делать не пошлую, не банальную, не стандартную, не повторяющую собственные и чужие достижения. Она должна быть талантливой, разнообразной, умело сочетающей доступность формы и глубину содержания. Цеппелинам по силам было создавать именно такую.

Но это только моё предположение. А случилось то, что случилось. Демон по имени Алко-голь забрал из этого мира в иной барабанщика группы Джона Бонэма. Оставшаяся троица после некоторых размышлений приняла решение о прекращении карьеры группы под названием Led Zeppelin. Каждый пошел своим очень интересным путем. Но это уже другая история...

Автор статьи - БиС

Предыдущие материалы по теме:

""Настоящий хеви", о котором автор "ничего не знает" | Рок на БиС | Дзен

P.S. Мой рассказ о четырех титанах хард-рока и прото-метала (и примкнувших к ним Uriah Heep) на этом завершен. Надеюсь все критики проекта "Лучшие песни хеви-метал"

Лучшие песни хеви-метал. Первая сотня. | Рок на БиС | Дзен
Лучшие песни хеви-метал. Вторая сотня | Рок на БиС | Дзен

убедились, что автор ничего про "настоящий хеви" не знает. Но в нашем сериале о "лучших песнях зарубежного рока"

100 лучших песен зарубежного рока | Рок на БиС | Дзен

был представлен ещё ряд коллективов, которые имеют то или иное отношение к хеви-метал-стилистике. Поэтому принято решение тему продолжить. И для самых сообразительных ниже небольшой изо-анонс😊

Источник изображения imghub.ru
Источник изображения imghub.ru

До новых встреч на страницах дзен-канала "Рок на БиС".

Наш медиа-партнер РадиоВЫХОД вместе с нами поддерживает отечественных рок-музыкантов:

Логотип Радио Выход
Логотип Радио Выход