Найти тему
Наталия К. - Книги:

Ричард Шеперд "Неестественные причины": Техногенные аварии в свете судебной медицины

Оглавление

Доктор Ричард Шеперд - легенда британской судебной экспертизы. Широкой публике, по крайней мере на родине, он известен тем, что участвовал в дополнительном расследовании дела о гибели принцессы Дианы в автомобильной аварии.

"Если бы только она пристегнула ремень безопасности..."

Эта книга когда-то стала первой в череде моих попыток - после придуманных детективов - понять механизм расследования реальных убийств. Но запомнилась она не количеством жутких случаев, а размышлениями автора о массовых катастрофах прошедшей эпохи. Прошедшей, но памятной.

"Сложно представить, как мы жили в мире без мобильных телефонов. Однако в 1987 году, чтобы срочно с кем-то связаться, можно было лишь отправить сообщение на пейджер в надежде, что этот человек увидит его и вскоре сможет добраться до ближайшего телефона."

Во времена моего детства была разухабистая частушка с такими словами: «…Перестройка - важный фактор: взорван атомный реактор, потопили теплоход,…сходят с рельсов поезда». Всё это отсылки к реальным авариям: как будто проклятие наложили; и для меня было сюрпризом, что не только у нас такое происходило. Значит, есть и другие важные факторы...

"В конце 80-х годов в Великобритании произошла серия катастроф, которые унесли множество жизней. Мало какие - если вообще хоть какие-то - из этих несчастий можно было бы назвать случайностью. Практически все они обнажили серьезные недочеты системы…
пассажирский паром перевернулся из-за незакрытых носовых ворот;
брошенная на эскалатор зажженная спичка на станции «Кингс-Кросс» привела к пожару;
взорвалась нефтяная платформа в Северном море;
из-за неполадок в сигнальной системе на железнодорожной развязке Клэпхем произошло столкновение трех поездов;
самолет компании British Midland ударился о лесополосу автострады;
давка на стадионе «Хиллсборо» в Шеффилде из-за несоблюдение правил безопасности;
столкновение прогулочного корабля и дноуглубительного судна на Темзе."

Когда эти происшествия были должным образом расследованы, оказалось, что они имеют одну общую причину: несоответствие норм безопасности и охраны труда требованиям времени. Восьмидесятые годы на полной скорости споткнулись о реальность годов тридцатых: где-то должностные инструкции, а где-то и техника устарели на несколько десятилетий.

Если всё разом вдруг "посыпалось": провалилось, прохудилось, проржавело, то это не "вдруг". Это значит, что уже много лет мы живём взаймы у инфраструктуры предыдущего поколения, а всякие (без)ответственные лица тихонько шепчут "только бы не в мою смену".

Плюс к повседневным обязанностям по расследованию единичных преступлений, доктор Шеперд стал специалистом по опознанию и организации работы с массовыми жертвами. Уже начиная со следующего десятилетия - девяностых - основной причиной массовых смертей стали теракты. Много внимания уделено трагедии 11 сентября и взрывам на Бали в 2002 году.

"По британскому закону любые случаи смерти подданных за границей должны быть расследованы."

Как в большинстве британских и американских книг документальной прозы, написанных от первого лица, здесь много фактов частной жизни и душевных переживаний. Книга начинается с того, автор почувствовал признаки депрессии от эмоционального выгорания. Абсолютно неудивительно, когда за плечами

  • более 20 000 вскрытий, в основном, связанных с насильственной смертью;
  • выступления в суде, когда прокурор или адвокат противной стороны обращается с экспертом как с преступником;
  • безуспешные попытки диалога с полицией по вопросу многочисленных смертей при задержании;
  • медицинские и судебные баталии, связанные с диагнозом "синдром внезапной детской смерти";
  • административная реформа, фактически превратившая судебных медиков в частную лавочку, и исключение курса судебной медицины из программы подготовки врачей

В России курс судебной медицины студентам-медикам читали. В начале девяностых - точно. Не знаю, как сейчас.

Книга объемная и затрагивает много интересных тем помимо собственно работы судебного эксперта и патологоанатома. Но впечатлительным людям будет трудно.