Найти в Дзене

Триады: мафия, секта или профсоюз?

Оглавление

Суровые гонконгские пацанчики
Суровые гонконгские пацанчики

Китайские триады — отнюдь не просто ОПГ. «Черные братства», как они известны в современном Китае, это странный гибрид мафии, религиозный секты и политического движения. По некоторым данным, сейчас триады — самая большая преступная сеть на планете. Поговорим о том, как они появились, в самый мрачный час китайской истории.

Маньчжуры идут

25 апреля 1644 года император Чунчжэнь поднялся на холм недалеко от дворца. Из парка на вершине открывался вид на роскошный Запретный город и весь Пекин позади него. Небо застилал дым пожаров. Орды бунтующей черни прорывались через заставы в сторону дворца…

У китайцев есть одна интересная особенность. В своей истории они почти никогда не вели крупных войн за пределами своей страны. Зато устроить масштабные боевые действия у себя на родине — тут их хлебом не корми.

Нашим Разину и Пугачеву не снились крестьянские войны китайского масштаба. Бунт бедноты, помноженный на тамошнее громадное население — это довольно жутко. Если восстание успевало охватить значительную часть страны, остановить его уже не могла никакая регулярная армия. Бунтующие крестьяне захватывали города и крепости, хаос и разрушение длились годами.

Той ночью 1644-го года приближенные нашли императора повесившимся на дереве на вершине холма. Так закончилась некогда блистательная империя Мин.

Генерал У Саньгуй, служивший покойному императору, пошел тогда на последний, отчаянный шаг, чтобы остановить крестьянскую войну. Он открыл один из проходов в Великой Стене и пропустил в Китай войска северного народа маньчжуров.

Они смогли подавить восстание, но уходить из замиренной страны не собирались. Иноплеменники двинулись вглубь провинций, постепенно завоевывая город за городом. Наступало время маньчжурской империи Цин.

Флаг империи Цин
Флаг империи Цин

В наши дни мало кто помнит о маньчжурах, этом некогда сильном и воинственном племени. По крови они были ближе коренным народам Сибири, чем китайцам, но как и прочие соседние народы, оказалось очарованы Поднебесной. Захватив власть, маньчжурский двор зажил по-китайски, в Запретном городе посреди Пекина, но все-таки воспринимал хань (коренных китайцев), как покоренных иноплеменников.

Этнические китайцы были поражены в правах, большинство ключевых постов занимали маньчжуры. В знак покорности мужчинам-ханьцам было предписано носить маньчжурскую прическу — наголо брить голову спереди, сзади отпуская косу. Теперь отличить лояльного китайца от бунтовщика можно было сразу, по блестящему лысому лбу.

Царство, построенное на угнетении по этническому признаку, не могло быть прочным, в народе постоянно кипело недовольство. Но маньчжуры, видимо наученные примером их предшественников Мин, старались подавлять бунты на ранней стадии.

Прическа лояльного китайца при власти Цин
Прическа лояльного китайца при власти Цин

Дважды угнетенные

Увы, на этом страдания народа не закончились. Вскоре из-за моря явился новый захватчик, перед которым дрогнули даже маньчжуры.

Впервые европейцы появились в Китае на несколько веков раньше, но долгое время они были малочисленны и неагрессивны. Однако к началу XIX века все изменилось, хищные державы Запада показали зубы. В 1842-м, победив в Первой опиумной войне, англичане вынудили Цин уступить им Гонконг, разрешить неограниченную торговлю через несколько морских портов. Начался массовый ввоз в страну опиума, что обрекло тысячи китайцев на наркоманию.

В итоге ханьцы оказались под двойным гнетом — они жили под властью чуждого маньчжурского государства, которое само оказалось бессильно перед теми, кого называли ян гуйцзы, «заморские черти».

Первая опиумная война, художник Ричард Симкин, XIX в.
Первая опиумная война, художник Ричард Симкин, XIX в.

«Собакам и китайцам вход воспрещен» — так якобы гласила табличка на входе в парк Хуанпу в Шанхае, где любили прогуливаться преуспевающие европейцы. Это, пожалуй, легенда, но она отлично иллюстрирует положение, в котором этническое большинство жило до самого свержения монархии в 1911-м.

Восстания продолжали вспыхивать, на них отвечали жестокими расправами — теперь не только цинские войска, но и колониальные силы.

Открытая борьба не приносила плодов, и тогда стали возникать подпольные общества. Не в силах свергнуть захватчиков, китайцы начали строить параллельную власти структуру, основанную на древних ханьских ценностях — родственной близости, правилах чести и даосской вере.

Конечной целью заговорщиков было свержение Цин и изгнание иностранцев. А изо дня в день ставились простые задачи — поддержание порядка и сплочённости среди угнетенных китайцев. Эта невидимая борьба китайского народа — одна из славных страниц его истории, до сих пор не очень хорошо известная.

Самой успешной из подпольных организаций, на долго пережившей ненавистную империю Цин, стала Тяньдихуэй («Союз Неба и Земли»), она же Хун Мэнь («Путь Хуна» в честь одного из предполагаетмых основателей). Но больше всего она известна как Самхэхуэй — «Союз Трех» — имея в виду основные элементы мироздания: Неба, Землю и Человека.

«Триада», как стали называть его иностранцы.

Не зли монахов

Фреска в одном из залов Шаолиньского монастыря, XIX в.
Фреска в одном из залов Шаолиньского монастыря, XIX в.

Согласно самой распространенной легенде, основатели «Союза Трех» были мастерами боевых искусств из знаменитого монастыря в Шаолине.

В XVII веке цинский император Канси нанял 128 шаолиньских монахов как своего рода отряд спецназа в одной из многочисленных войн. Их навыки очень впечатлили монарха и его советников. Настолько, что было решено — нельзя оставлять в своем тылу такую могучую боевую силу, да еще и состоящую из коренных китайцев-хань, которые маньчжурскую власть не жалеют.

На монастырь бросили императорские войска. Как бы сильны не были бойцы в оранжевых рясах, они не устояли против огромного перевеса цинских солдат.

Монастырь был сожжен, лишь пятеро из братьев смогли скрыться и поклялись отомстить маньчжурской династии. Они отправились в разные концы Китая и создали каждый свое тайное общество для борьбы с Цин.

Изгнанники стали набирать учеников, обучали их боевым искусствам и, по монастырской привычке, скрепляли верность делу обетами и ритуалами. В своей работе они опирались на богатую историю тайных сект Древнего Китая.

Один из пятерых выживших и создал на юге страны «Союз Трех» .

Печать общества "Хун Мэнь"
Печать общества "Хун Мэнь"

Есть, однако, и более прозаическая версия. Когда в 1786 году триады подняли восстание на Тайване, цинская администрация устроила масштабное расследование по делу «Союза Трех». Было установлено, что эта организация на самом деле создана в середине XVIII века в провинции Чжанчжоу, монахом по имени Хун Эр. И по началу она имела мало общего с политикой и древней духовностью.

Братство Хуна возникло как общество взаимопомощи среди бедняков, что-то вроде нелегального профсоюза. Оно обеспечивало охрану тем, кто много путешествовал, например бродячим купцам или рабочим артелям. Ее члены защищали мелких торговцев от вымогателей, правда сами брали за это небольшую плату. В эпоху бурных перемен, принесенных появлением иностранцев, конфликты между сословиями и субэтническими группами китайцев случались часто. «Союз Трех» возник как ответ на это, средство поддержания порядка среди низов.

Не все было так благодушно — с самого начала основным методом триад стало насилие. А какие еще способы достигнуть своих целей есть у нелегалов? Закон маньчжурских императоров и иностранных концессий заговорщики отрицали принципиально, а потому не стеснялись нарушать…

Тернистый путь

Флаг Гоминьдана
Флаг Гоминьдана

Несмотря на жестокое преследование, количество адептов «Союза Трех» росло с каждым годом, особенно в богатых торговых городах юга. Несколько раз они устраивали и открытые восстания, впрочем, не увенчавшиеся успехом.

Тайное общество стремительно богатело — что иронично, во многом благодаря опиуму. За годы к нему пристрастилось множество народа, и продажа дурмана приносила огромные деньги. «Черные братства» наложили лапу на так называемый «Золотой треугольник», расположенный неподалеку. Этот небольшой горный район на стыке границ Таиланда, Лаоса и Мьянмы плохо контролировался правительствами и был одним из мировых центров производства опиумного мака. Для триад он стал крупным источником финансирования.

В XX веке в материковом Китае начались революционные бури. Не коснулись они лишь Гонконга и Макао — первый оставался под властью англичан, второй — португальцев. Неудивительно, что в эти богатые приморские города хлынул поток беженцев. И тамошние колониальные правительства… обратились к триадам за помощью, чтобы поддерживать порядок среди новоприбывших.

С тех пор, видимо, и начался в южных анклавах интересный симбиоз власти и мафии. Триадам разрешили существовать — с условием, что те не переходят негласные границы.

Когда в 1949-м в Гражданской войне победили коммунисты Мао Цзэдуна, остатки их противников, войск националистической партии Гоминьндан, отступили на Тайвань под прикрытием американского флота. Немало из бывших бойцов Чан Кайши нашли там себе место в рядах «черных братств».

Эвакуация сил Гоминьдана с материка, 1949 г.
Эвакуация сил Гоминьдана с материка, 1949 г.

Гоминьдан, до сих пор являющийся крупной политической партией на Тайване, долго сохранял тесную связь с триадами, и не стеснялся использоваться ею.

Так в 1984 году в Калифорнии был убит журналист Генри Лю, активно критиковавший правительство Тайваня. Расследование установило, что Лю прикончили бойцы триады. Есть свидетельства того, что это было сделано по заказу тайваньских властей.

Добрая мафия?

Плакат гонконгского фильма "Триада". Почти "Бригада"
Плакат гонконгского фильма "Триада". Почти "Бригада"

И тут возникает самый главный вопрос. Почему благородное тайное общество, созданное ради взаимопомощи и свержения захватчиков, в наши дни является чуть ли не самой мощной мафией в мире, известной своей жестокостью?

Откуда такая трансформация: из «подпольного даосского профсоюза» в глобальную ОПГ? Одно из объяснений состоит в том, что после падения империи Цин в 1911 году, «черные братства» утратили свою изначальную цель и постепенно выродились в банальную организованную преступность.

Но по-моему не все так просто.

Грань между системой взаимопомощи и мафией во все времена была довольно размыта. Что вообще такое мафия? Думать, что это просто сплоченная кучка головорезов, неверно. Если явление существует веками, оно выполняет важную функцию в обществе.

Итальянский социолог Диего Гамбетта предложил интересный взгляд на проблему мафии. Он считает ее разновидностью бизнеса, по сути корпорацией, предоставляющей гражданам и предприятиям платные услуги — прежде всего защиту, проще говоря «крышу».

Мафия существует веками, потому что на подобные услуги есть спрос, естественная потребность людей в такой защите, которую не может полностью удовлетворить государство.

Диего Гамбетта, исследователь феномена мафии
Диего Гамбетта, исследователь феномена мафии

Я бы сказал больше — правительство и мафия это всегда две стороны одной монеты, два способа существования власти среди людей — надводный и подводный. В даосских понятиях это можно сравнить с игрой инь и ян, в терминологии марксизма — назвать диалектическим единством противоположностей.

Методы мафии бывают жестоки и несправедливы, ну так и государства, знамо дело, частенько ведут себя не лучше.

В Поднебесной нишу «теневой власти» заняли триады, специфически китайский тип мафии с вековой историей, ритуалами и духовностью. С ханьской энергией и прагматизмом они распространились по всему миру, а благодаря гонконгским боевикам еще и прославились в массовой культуре. Они, несомненно совершали много злодейств, но в то же время выполняли важные организующие функции.

Последние двадцать лет для «черных братств» наступила новая эпоха — Гонконг и Макао, где они процветали десятилетиями, вернулись в состав «большого Китая». Это одновременно огромный потенциал — такой открылся простор для деятельности! — и серьезный вызов, ибо теперь работать приходится под властью суровой Компартии.

Интересно, что во время протестов в Гонконге 2018-го, триады, когда-то воевавшие против Мао, выступили на стороне власти с материка. Может быть, опять же чисто в китайской манере, мафиози и коммунисты все-таки нашли общий язык?..

-11

В романе «Цзи» я как раз решил пофантазировать на тему того, как триады возвращаются в «большой Китай». В условиях строгой конспирации, под носом у стражей закона, они пытаются восстановить свою нелегальную сеть на исторической родине, пока их лидеры ищут компромис с аппаратчиками КПК. А потом начинается такое, что мафия и госбезопасность должны объединить усилия…

Основные источники:

Захаров, Е. А. Религиозная доктрина тайного общества «Тяньдихуэй» в работах современных отечественных и западных исследователей. Известия Алтайского государственного университета, н. 4, 2006.

Chu, Yiu-kong. The Triads as Business (Routledge Studies in the Modern History of Asia Book 6). Routledge, 2000.

River, Charles. The Chinese Triads. The History and Legacy of China’s Most Famous Organized Crime Syndicates. Amazon Digital Services LLC, 2020.

Secret Societies. In: Encyclopedia of Modern China, Volume 4. Charles Scribner's Sons/Gale, Cengage Learning, 2009.