Анюту воспитывала тётка по материнской линии. Клавдия Семёновна.
Когда-то давным-давно мать Ани, Варя, забеременела, будучи ещё ученицей выпускного класса. Кое-как окончила школу и в сентябре родила Анютку: крепкую, здоровую девочку.
Евдокия, бабка Анюты, осыпала проклятиями свою дочь Варвару, начиная с того момента, как узнала о её беременности, и до конца дней своих. Почему женщина это делала, непонятно, ведь и сама она родила Варю в девках, едва ей исполнилось семнадцать лет. Однако свой грех быстро забылся, а дочерин мозолил глаза и вызывал неуправляемую злобу и ненависть как к Варе, так и к её дочери Ане.
А Анечка подрастала такой красавицей, такой умницей – на зависть всем. Но бабка лютовала! Варвара не выдержала этой жизни и в один прекрасный день сбежала из дому. Вернее, в ночь. Когда утром все проснулись, Варин и след простыл.
А девочку свою оставила…
Собиралась ли Варвара позже забрать к себе дочь или не собиралась – никто не знает. Известно только, что Варю с тех пор никто не видел. Как в воду канула.
Бабка Дуня с этих пор вообще ошалела. Весь свой гнев она теперь изливала на ни в чём не повинную Аню. Девочка по малолетству не понимала, за что и почему бабушка на неё сердится. А так как другого обращения она никогда не видела, то воспринимала всё как должное. Подрастая же, девочка страдала от грубости бабушки, к которой ей хотелось приласкаться.
За племянницу иногда вступалась тетя Клава, младшая сестра матери. Тогда и она огребала от матери отборных ругательств.
Клаву баба Дуня родила уже в браке через три года после рождения Варвары. К Евдокии посватался бездетный вдовец из соседнего села. Расписались. Но мужчина не смог выносить отвратительный характер своей новой жены и через полтора года бросил её.
Так и осталась Евдокия одна с двумя детьми. Никто и никогда к ней больше не сватался. Возможно, от одиночества, нелюбви, а может, из-за своего вздорного характера Дуня рано увяла, постарела, сникла…
Озлобилась окончательно. Дочерям доставалось ни за что ни про что. И если Клаве, отец которой платил алименты да и так чем-нибудь изредка помогал, попадало меньше тычков и упрёков, то Варя сполна прочувствовала, что значит нелюбовь матери.
После того как Варя принесла в подоле, а потом и вовсе сбежала, бросив дочь на произвол судьбы, Евдокия все свои силы бросила на «воспитание» младшей дочери.
- Если ещё и ты меня опозоришь…
- Убью на месте, если вдруг узнаю…
- В случае чего – прокляну…
В доме и раньше-то не было особой радости, а теперь и вовсе жизни не стало.
Маленькую Аню бабушка ненавидела и шпыняла её, как шелудивого пса. Или вовсе не замечала.
🌼🌼🌼
Клавдия стала красивой взрослой девушкой, училась в выпускном классе. Мать же, кроме как в школу, не выпускала её за порог. Отвадила всех подруг. Контролировала каждый шаг Клавы и постоянно отчитывала, унижала, заставляла работать: по дому, по хозяйству, в огороде, в поле.
После окончания школы мать не отпустила Клаву в город поступать, несмотря на то что у девушки был высокий средний балл аттестата.
- Нечего по городам шастать! Не хватало ещё, чтобы и ты мне свой приплод подкинула, - безапелляционно заявила Евдокия, когда младшая дочь сказала ей, что хочет поехать в город.
- Мама, ну что ты такое говоришь?! – возмущалась дочь. – Я учиться хочу! На бухгалтера!
- Знаю я вас, негодниц! Сначала якобы учиться, а потом по рукам пойдёшь!
- Зачем ты так говоришь? – рыдала Клава. – Разве я давала тебе повод так думать?!
- Не реви! – стукнула кулаком по столу мать. – Я сказала: не пущу, значит, не пущу!
- Я в школе хорошо училась, старалась! – всхлипывала дочь. – Думала: вырвусь из этой треклятой деревни. И что я здесь буду делать? Куда пойду работать без образования?
- На ферме, вон, доярок не хватает – без работы не останешься!
- И замуж я здесь никогда не выйду! Здесь же одни тупые пьяницы! – пуще прежнего рыдала Клавдия. – Все нормальные парни в города уезжают!
- Ишь, замуж она захотела! – всплеснула руками Евдокия. – Говорю ж: потому ты в город и хочешь, чтобы хвостом вертеть перед мужиками!
Ещё пара-тройка таких разговоров с матерью – и Клавдия опустила руки. Решила, что такова, видать, её доля: похоронить свою жизнь в этой деревне.
Единственным её утешением в этой несчастной жизни стала маленькая племянница. Тётя играла с Анюткой, читала ей сказки, обсуждала прочитанное. Эти два ребёнка, маленький и побольше, стали один для одного опорой, поддержкой и единственным источником радости.
🌼🌼🌼
Прошло лето после окончания школы, и в сентябре Клавдия пошла в колхозную контору узнать насчёт работы. Ей предложили пойти уборщицей в контору, сельский совет и дом культуры. Всё это находилось в одном здании. Девушка согласилась: слава богу – не ферма!
Мать, правда, бубнела, что зарплата здесь маленькая, а дояркой намного больше, да и молока бы с фермы принесла. Но Клава постепенно научилась пропускать материны слова мимо ушей, иначе жить было бы невозможно.
Как бы то ни было, но молодость и природа берут своё. Так случилось и у Клавдии. Заприметил её в конторе председатель сельского совета – сорокалетний мужчина, обременённый женой и ребёнком. И девушка сдалась на его настойчивые ухаживания.
В эту связь Клава вложила и пыл первой своей любви, жар девичьего сердца, и отчаяние, и ненависть к матери. Конечно, она понимала, что совершает неблаговидный поступок, но вместе с тем она также понимала, что это её первая и единственная возможность узнать любовь. И со всей страстью она бросилась в этот омут с головой.
Когда по деревне поползли сплетни и пересуды и дошли до Евдокии, та в безумной злобе примчалась домой и стала готовиться к приходу дочери. Побежала в сарай, нашла там старые вожжи; в доме возле порога кинула пару дровишек, чтобы дочь, войдя и ничего не подозревая, споткнулась и упала. А дальше она планировала бить «эту с..ку» до изнеможения.
Клава шла домой с работы, и увидела вдалеке Аню, которая вприпрыжку бежала ей навстречу. Тётя всегда приносила девочке какой-нибудь гостинец, и потому Анечка любила её встречать.
- Тётя Клава, там бабушка дома такая сердитая! – поделилась девочка, разворачивая конфету. – Какие-то верёвки в комнату принесла, дрова перед порогом положила и тебя всё время ругает.
- Меня ругает? – переспросила Клавдия.
- Да! Всякими плохими словами, которые детям даже слушать нельзя, - с готовностью подтвердила племянница.
«Узнала!» - подумала Клава, глубоко вдохнула и решительно направилась к дому.
Расчёт Евдокии не оправдался: Клава входила осторожно, внимательно глядя себе под ноги. Когда мать замахнулась, девушка схватила её за обе руки и с силой оттолкнула. Не ожидая отпора и не сконцентрировавшись, Дуня отлетела в угол и хлопнулась там на скамейку. Клава подошла, снова взяв её за руки, чтобы та не ударила, и сдержанно, но уверенно сказала:
- Не смей, гадина! Ещё хоть раз ты на меня замахнёшься, я тебя задушу ночью. Поняла? – Клава встряхнула мать, продолжая держать её за руки. – И Аню чтобы больше не смела бить! Ты поняла меня, я спрашиваю?!
Женщина кивнула и, едва девушка отпустила руки, выскочила во двор. Бегая по двору, громко кричала, что её убивают, что родная дочь- пота..с..к..уха хочет сжить со свету и т.п. Зная характер Евдокии, никто из соседей внимания на её вопли не обращал.
С этого дня Дуня никогда больше не поднимала руку на дочь. Анечку продолжала шпынять, но несильно и изредка, когда Клава не видела.
🌼🌼🌼
Любовная связь Клавдии и председателя сельского совета прекратилась через два года. Девушка сама его бросила, когда поняла, что беременна. Однако ребёночка сохранить не удалось: случился выкидыш.
Анечке было пятнадцать лет, когда умерла её нелюбимая бабушка Евдокия. На похоронах девочка думала о том, что не может вспомнить ни одного светлого момента своей жизни, связанного с этой старухой. По возрасту она старухой не была: ей и пятидесяти лет не исполнилось на момент смерти. Но по эмоциональному впечатлению Дуня была похлеще бабы Яги.
Жить без Евдокии стало легче.
Клавдия все свои силы направила на воспитание и обучение племянницы. Они с девочкой были очень близки, между ними царили доверие, уважение и любовь.
Окончив школу, Анюта уехала в областной центр поступать на фармацевта. Поступила, жила в общежитии. По окончании обучения в этом же городе осталась и работать. Вскоре вышла замуж за хорошего, доброго парня.
Первое время жили у его родителей, потом взяли ипотеку и через три года въехали в свою квартиру.
Аня всегда помогала своей тёте, чем могла. Навещала её часто. Мужу объяснила, что Клавдия Семёновна – единственный близкий и очень дорогой ей человек.
Конечно, трудности и проблемы в жизни Анечки и Клавдии были. Да и как не быть трудностям у людей, психически искалеченных самыми родными людьми.
Но жизнь продолжается и торжествует.
Спасибо, что вы со мной. 🎀