Почему разовый доход одни люди тратят, а другие сберегают? Почему после вынужденных серьезных трат одни сокращают потребление, а другие берут кредит? Невозможно объяснить такое разное поведение одним лишь материальным положением: за финансовыми решениями домохозяйств стоит широкий спектр мотивов.
Ответ на шок дохода
Как люди воспользуются материальными стимулами, предоставленными из государственного бюджета, например антикризисными выплатами или налоговыми вычетами, — один из центральных вопросов при разработке налогово-бюджетной политики. Люди принимают самые разные решения: кто-то средства потратит, кто-то направит в сбережения, кто-то — на выплату долга. Учет этих различий имеет ключевое значение для макроэкономического моделирования.
Одна из центральных концепций учета эффективности фискальных и монетарных мер — предельная склонность к потреблению: она показывает, на сколько вырастут расходы в ответ на каждый, например, 1 рубль дополнительного дохода. Аналогичная пропорция в отношении сбережений (доля сберегаемого прироста дохода) называется предельной склонностью к сбережению. Вместо прироста дохода может быть и его снижение в случае, например, непредвиденных существенных трат. Но в ответ на снижение дохода одни люди сокращают потребление, а другие нет. А в ответ на рост дохода одни увеличат и расходы, а другие нет. Более того, даже предпринимая одни и те же действия, разные люди могут руководствоваться совершенно разными соображениями. Например, неожиданную премию одни могут просто «прокутить», тогда как другие потратят на давно необходимые покупки.
Что именно предпринимают люди в ответ на шоки дохода (как положительные, то есть дополнительный доход, так и отрицательные), а также какими мотивами они руководствуются в своем выборе, решила выяснить ученый-экономист из Гарварда Стефани Станчева и ее коллеги по университету. Они провели масштабное исследование домохозяйств.
Четыре финансовые ситуации
Исследователи проанкетировали около 3000 американцев 25–65 лет, составив репрезентативную выборку по полу, возрасту и доходу, а также по активам, обязательствам, наличию ипотеки, стоимости жилья, остаткам по кредитным картам. Респонденты также сообщали о своем образовании, профессии, составе домохозяйства (оно определяется как количество людей, занимающих единицу жилья, то есть — в отличии от семьи — может состоять и из одного человека); наличии финансовых целей, финансового планирования и его горизонта. И еще отвечали на блок психологических вопросов — о том, какие проблемы и препятствия влияют на их бюджет, о главных опасениях в связи с личными финансами. Отдельно респондентов спрашивали, какую максимальную сумму непредвиденных трат они могли бы осилить.
Чтобы получить представление, как люди реагируют на изменения дохода, респондентам предлагали рассмотреть четыре ситуации, «приближенные к реальности»: представить, что они внезапно получили большую сумму; так же внезапно получили дополнительный доход в размере 10% годового; и столь же внезапно понесли непредвиденные единовременные траты аналогичных масштабов (например, в связи с необходимостью срочного лечения, ремонта машины или дома, оплаты неожиданных доначислений налогов). Дополнительный доход можно было направить на покупки (указав, на что именно), на сбережения или выплату долгов в течение четырех кварталов. Для ситуаций внезапных трат нужно было указать источник «покрытия дефицита» (снижение потребления, использование сбережений, сокращение выплат по долгу или новые займы) на такой же срок. После получения количественных оценок исследователи также спрашивали о причинах, в связи с которыми люди принимают или не принимают те или иные корректировки в ответ на шоки дохода.
В зависимости от реакции респондентов на разовые изменения дохода и причины таких реакций исследователи выявили четыре основных типа домохозяйств: «Стесненные», «Планировщики», «Транжиры» и «Самострахователи».
«Стесненные»
Получив разовый дополнительный доход, эти домохозяйства склонны увеличивать свои расходы, особенно на предметы первой необходимости, однако намного меньше, чем все домохозяйства в среднем. Причины увеличения расходов — удовлетворение базовых потребностей. Но отличительная черта этих домохозяйств — стремление направлять неожиданный доход на погашение долга: их предельная склонность к сокращению заемных средств (то есть доля дополнительного дохода, направляемого на выплату долгов) намного выше, чем у других групп населения. Это касается не только кредитов, но и любых непогашенных счетов. Причина — в опасении по поводу проблем из-за накопления неоплаченных счетов и в сокращении доступности кредита в будущем. Эти домохозяйства часто заявляют о своем желании больше сберегать, но их финансовое положение этого не позволяет. Также они сообщают, что не могут придерживаться своих планов расходов, даже если пытаются.
Эта группа представлена в основном респондентами пожилого возраста с низкими доходами. Их финансовый портрет характеризуется значительной задолженностью по кредитным картам, низкими активами и другими финансовыми ограничениями.
«Планировщики»
Это «люди из учебника по экономике», которые сглаживают потребление, то есть стремятся поддерживать его примерно одинаковым. Такие домохозяйства с меньшей вероятностью, чем в среднем среди всех групп, будут увеличивать траты в ответ на дополнительный доход и сокращать расходы в обратном случае. Их отличительная особенность — минимальная предельная склонность к погашению долгов, поскольку у них нет долгов, требующих погашения. Они откладывают деньги, потому что хотят сберегать больше и имеют важные долгосрочные цели. При финансовом стрессе они намного реже, чем другие группы, воспользуются займом, а если используют кредитную карту — то постараются погасить задолженность в ближайшую же дату платежа. Но для поддержки потребления они скорее, обратятся к собственным сбережениям, чем к кредиторам. «Планировщики», как правило, люди среднего возраста, но с самым разным уровнем дохода: домохозяйств и с низким, и с высоким доходом среди них примерно поровну. У них достаточно высокие активы, низкие обязательства и низкие финансовые ограничения. Принимая финансовые решения, эти домохозяйства склонны планировать на длительную перспективу, способны придерживаться своих планов и могут выдержать гораздо более высокие непредвиденные разовые расходы, чем любые другие домохозяйства.
«Транжиры»
Эти люди больше других увеличат расходы в ответ на дополнительный доход и с низкой вероятностью сократят их, столкнувшись с разовым «провалом» в средствах. Они тратят, потому что им нравится тратить и потому что они не хотят особенно задумываться о причинах своих трат (хотя выражают обеспокоенность тем, что недостаточно экономят). Список их дополнительных расходов в ответ на дополнительный доход включает абсолютно все — от товаров первой необходимости до любимых занятий и предметов роскоши. В случае негативного шока дохода «транжиры» достаточно активно будут сокращать долги (которых у них довольно много), чтобы сохранить хорошую кредитную историю, и практически не будут — в случае позитивного шока. При финансовом стрессе они также воспользуются новыми займами и своей «кубышкой», которая у них, как правило, есть как раз на случай финансового стресса. Но основная цель их сбережений — не накопить на что-либо, а воспользоваться возможностями финансовых рынков. «Транжиры» — довольно активные инвесторы. Эта группа представлена в большей степени людьми молодого и среднего возраста с высоким доходом. У них достаточно большие активы, но также значителен уровень долга, что свидетельствует о наличии финансовых ограничений. Отличительная черта этой группы — высокая готовность к риску и низкая самооценка финансовой дисциплины.
«Самострахователи»
Получив неожиданный дополнительный доход, эти «осторожные домохозяйства» с большей вероятностью направят его на сбережения, чем потратят. А если и увеличат расходы, то на самое необходимое, объясняя это в основном тем, что недавно совершили крупную покупку, ради которой им пришлось долго экономить. Их предельная склонность к потреблению — самая низкая среди всех домохозяйств. В ответ на негативный шок дохода они сокращают траты сильнее всех — из предосторожности: на самом деле они отложили деньги на такие случаи и сберегают относительно больше, чем остальные группы; но тратить они не любят. По этой же причине у них, как у «планировщиков», практически нет долгов. «Самострахователи», как правило, представлены людьми среднего и старшего возраста и преимущественно с низким доходом.
Невозможно точно предсказать, к какой категории относится человек, исходя только из его финансового положения и других социально-экономических характеристик, заключают исследователи. В любой социально-экономической группе можно увидеть все четыре типа домохозяйств. Это показывает, что финансовое поведение людей не обусловлено лишь такими факторами, как доходы, долги и сбережения: принятие финансовых решений зависит от довольно сложной картины мотиваций, личных предпочтений и ожиданий. Объединив количественные оценки финансовых реакций с качественной информацией о мотивации домохозяйств, можно получить более полное представление о процессах принятия людьми финансовых решений и точнее прогнозировать результативность мер бюджетной политики.
По материалам econs.online
Подготовила
Ольга ПЕТРОВА
Иллюстрация сгенерирована нейросетью