Рекомендую замечательную книгу митрополита Тихона (Шевкунова) «Гибель Империи. Российский урок».
Вы конечно знаете Владыку Тихона как замечательного писателя, многие с упоением читали его книгу «Не святые святые», на мой взгляд ставшей реально книгой десятилетия в России 2010.
И вот новый рассказ – на сей раз очень болезненный, о событиях, которые Владимир Путин в известной речи о мятеже назвал «ударом в спину», нанесенным России в 1917 году. О так называемой февральской революции и падении русской монархии.
Митрополит Тихон с мастерством рассказчика и даже порой балагура рассказывает о том, что из себя представляла Россия до 1917 года. Темпы роста ВВП – потрясающие. Почти вся земля уже принадлежит крестьянам и царь раздает им свои личные кабинетские земли. Рабочее законодательство одно из лучших в мире.
Владыка вспоминает анекдот про великую актрису Малого Театра Александру Яблочкину, которая на вопрос что такое коммунизм отвечала: «Это значит что жизнь будет почти такая же хорошая как при царе Николае II» и пересказывает воспоминания Никиты Хрущева, как он слесарем на царском Донбассе получал больше и жил лучше, чем в бытность партийным секретарем.
Такой жанр часто со злобой называют «хруст французской булки». Ну начнем с того, что французская булка это вкусно. Зайдите в супермаркет со своей пекарней типа «Перекрестка» или «Азбуки» и купите там «булочку французскую». Что? Вкусно? То-то же. Возможно однажды и наше время будут вспоминать по хрусту французской булки и по тому, что был почти коммунизм как при царе.
А далее – по сути аргумента возразить обычно нечего – Россия в начале ХХ века динамично развивалась и хорошо жила. Всякие рассказы про неграмотных крестьян и рабочих оказываются враньем, легко опровергаемым статистикой предреволюционной Псковской губернии: Великие Луки – грамотны 95% подростков. Торопец – 92%. Опочка – 94% Порхов – снова 95.
Так почему же тогда случила революция? Почему люди, которым было хорошо, уничтожили собственную хорошую жизнь и ввергли страну в гражданскую войну, террор, голод и эпидемии. Вот главный вопрос вопросов.
И книга владыки Тихона отвечает именно на него.
Россия была завоевана ордой безжалостных варваров, которая называлась «российская революционная интеллигенция».
В книге цитируются слова одного из этих варваров, позднее в эмиграции покаявшегося, философа Семена Франка:
«В ту эпоху преобладающее большинство русских людей из состава так называемой интеллигенции жило одной верой, имело один смысл жизни: веру в революцию. Русский народ — так чувствовали мы — страдает и гибнет под гнётом устаревшей, выродившейся, злой, эгоистической, произвольной власти… Министры, губернаторы, полиция — в конечном итоге система самодержавной власти во главе с царем — повинны во всех бедствиях русской жизни: в народной нищете, в народном невежестве, в отсталости русской культуры, во всех совершаемых преступлениях. Коротко говоря, существовавшая политическая форма казалась нам единственным источником всего зла. Достаточно уничтожить эту форму и устранить от власти людей, ее воплощавших и пропитанных ее духом, чтобы зло исчезло и заменилось добром, и наступил золотой век всеобщего счастья и братства».
Ради воплощения своей идеи революционные интеллигенты не останавливались ни перед чем – подлейшей клеветой, терроризмом, сговором со внешними врагами страны. Они устроили настоящую террористическую вакханалию в 1904-1906 годах, бья в спину воевавшей против Японии армии. Вспоминаем террористку Трепову и чувствуем насколько все злободневно. Придавить террор смог лишь Столыпин, но потом сам пал от рук террориста.
Степень беззастенчивости этой среды видна из рассказов о Льве Толстом, который вошел в историю как вегетарианец и борец с насилием. Оказывается насилие он осуждал только когда речь идет о государственной смертной казни или о присяге вооруженным силам. А вот теракты революционеров считал «целесообразными» и при известии об очередном покушении в сердцах воскликнул обращаясь к сидевшему рядом Чехову: «И опять, наверное промахнулся!».
И при этом эти варвары с двойной моралью, с тягой к лжи и разрушению были крупными писателями, учеными, просто составляли большинство образованного общества России, ее интеллектуальной элиты. Разумеется простой народ был перед нею беззащитен, так как та была просто его умнее, а власть была беззащитна потому, что воспринимала их как интеллектуальный класс своей страны, а не как враждебных чужаков разрушителей.
И случилось то, что случилось. Да, помогали и лукавые союзнички англичане, финансировали революционеров военные противники немцы, измена зрела и в верхах и на окраинах. Большую роль сыграла слабость и уступчивость самого правительства. Но главное - революционная одержимость интеллигенции довела страну до катастрофы, братоубийства, голода и эпидемий.
Владыка Тихон цитирует в своей книге беспощадные диагнозы русскому обществу видного психотерапевта Бехтерева, крупнейшего физиолога Ивана Павлова, психоневролога Григория Россолимо. Последний писал: «Дегенеративные личности неизлечимы. Но обезвредить такого больного – уже одна из важнейших задач гигиены, так как многие психопатические состояния отличаются своей заразительностью».
Группа психически зачумленных пользуясь своим культурным превосходством погрузила всю нацию в тяжелейшую психическую эпидемию, которая обернулась эпидемиями физическими.
Нарисованная митрополитом Тихоном картина и в самом деле хороший урок нам, чтобы никогда больше такого не повторять и психически зачумленных своевременно изолировать – до того, как они заставят нас «пораскинуть мозгами» - о ком и в каком контексте была сказана эта фраза опять же ищите в книге. Которая, кстати, роскошно издана и иллюстрирована.
Книга владыки Тихона написана на основе его одноименного фильма, который я и могу порекомендовать. Но лучше посмотреть по настоящему художественное произведение посвященное этой трагедии.
Я настоятельно рекомендую вам сериал «Крылья империи», один из потаенных шежевров нашего кинематографа, снятый Игорем Копыловым.
Этот сериал ждала странная судьба. Его показывали осенью 2017, на столетие революции, но по загадочным причинам показ был прерван на первых сериях. Что-то в нем такое было, чего не было в других фильмах про революцию этого года. Может быть слишком тепло изобразили последнего царя. Может быть англичан обидели. А может быть Копылов хорошо показал, что революция это не только политология, но и психопатология.
Летом 2019, совершенно не в прайм тайм сериал показали до конца. И каждый смог убедиться, что несмотря на временами дубоватую игру актеров перед нами великое художественное полотно, настоящее большое кино – не чета обычным сериальным поделкам. И это реальная картина революции и гражданской войны, данная яркими и смелыми мазками, глазами исторических и вымышленных персонажей.
Ну а что тут послушать? Конечно Александра Вертинского. Особенно советую молодому поколению, которое зачастую даже не знает об этом предтече всех наших бардов, рокеров и рэперов.
Начните с полных безумия, страсти и распутства дореволюционных песен, обратите особое внимание на «Кокаинетку» - предел падения, который Вертинский так никогда и не записал на пластинку собственным голосом. В этих песнях отразилось безумие нашего образованного общества перед революцией.
А потом перейдите к трагической песне «То, что я должен сказать», посвященной юнкерам, то есть курсантам военных училищ, расстрелянным большевиками в расстрелянном артиллерией Московском Кремле в ноябре 1917 года. Вертинского за эту песню вызывали в только что созданную чека и угрожали, потом песня была десятилетия запрещена, потом делали вид, что она посвящена жертвам Первой мировой войны, потом ее пытались поюзать всевозможные нетвойнисты.
Но послушайте ее и подумайте, что описанная в ней трагедия была прямым следствием революционно-кокаинового безумия осенних бульваров. И давайте не будем играть в эту игру второй раз.