Найти тему
киНоНостальгия

Поэзия и ужас в "Глазах без лица" (1960).

Любопытный факт: родоначальники кино, французы не преуспели на ниве фильма ужасов. Соседняя Германия задала стандарты хоррора еще в "великом немом", во времена немецкого экспрессионизма фильмами о Носферату и Големе. Хоррор расцвел в Голливуде 30-х, в первую очередь благодаря студии Universal с лентами о Дракуле, творении Франкенштейна, Человеке-волке и Невидимке. В конце 50-х жанр на подъеме в Британии, где прославилась студия Hammer и взошла звезда Кристофера Ли. Одновременно случился бум готического хоррора в Италии, затем подхваченный модой на джиалло - стильную смесь триллера, хоррора и слэшера. В 60-х мир познакомился и с экзотическими японскими ужасами.

Из ведущих кинематографий мира Франция едва ли не единственной упорно игнорировала популярный жанр. Дело было даже не в том, что французы делали плохие хорроры, а в том что французы их почти не снимали, что удивительно, учитывая популярность ужасов в киноиндустрии соседних стран.

-2

В конце 50-х независимый продюсер Жюль Боркон, видя успех в прокате итальянских и британских готических хорроров, решил воспользоваться моментом, купил права на роман "Глаза без лица" и сделал весьма странный выбор - поручил экранизацию не проверенному мастеру жанрового кино, каковых во Франции 50-х было превеликое множество, а начинающему режиссеру Жоржу Франжю, известному в основном тем, что он был одним из создателей Французской Синематеки. До "Глаз..." Франжю поставил несколько документальных короткометражек и одну игровую социальную драму, так что выбор продюсера казался более чем спорным. Тем не менее...

-3

...Тем не менее Жорж Франжю, не отягощенный багажом опыта и, соответственно, стереотипами, снял по-своему уникальный фильм, отличающийся от всей типичной продукции Голливуда и европейских кинематографий. Странный шедевр, где ужас часто уступает место поэтически-сновиденческой атмосфере, а главные герои не столько внушают страх, сколько вызывают сочувствие, несмотря на чудовищные деяния.

-4

Уже на титрах лента погружает зрителя в особое настроение, где реальность обретает черты сюрреалистического кошмара. Женщина ведет машину по пустынной ночной дороге. У нее красивое лицо, однако сквозь красоту проступает что-то зловещее и тревожное. Свет фар выхватывает из тьмы причудливые силуэты лишенных листвы деревьев. Звучит поразительная музыка великолепного композитора Мориса Жарра - вроде бы типичный незамысловатый парижский мотивчик, в котором вдруг проступают странные ноты, ненавязчиво усиливающие атмосферу ирреальности и тревоги.

-5

Женщина избавляется от трупа девушки, лица которой мы не видим, хотя по нескольким кадрам догадываемся, что оно обезображено. Вскоре становится понятно: Луиза (звезда послевоенного кино Алида Валли) - по-собачьи преданная ассистентка профессора Женессье. Ее задача - находить подходящих под определенный типаж молодых девиц и заманивать их в уединенную клинику профессора, где с ними происходят ужасные вещи.

Казалось бы, налицо завязка типичного - и очень распространённого - сюжета о гениальном ученом, который "слетает с катушек" и начинает проводить чудовищные эксперименты. Но... все не так просто в фильме Жоржа Франжю.

-6

Профессор Женессье в поступках своих, конечно, монстр. Однако, в отличие от стереотипов хоррора, он не эгоцентричный маньяк, вообразивший себя властелином мира и творящий зло просто потому, что обезумел от ощущения собственного всемогущества.

Франжю безошибочно выбрал на роль профессора актера Пьера Брассера, во внешности которого нет и намека на инфернальность. Наоборот, профессор в его исполнении выглядит как типичный респектабельный буржуа, полноватый очкарик, не внушающий ни тени ужаса.

Более того, поступки профессора продиктованы не маниакальной жаждой величия или власти, а любовью... Любовью отчаявшегося отца к дочери, чье лицо после автомобильной аварии превратилось в пугающее месиво. Хирург от бога (или дьявола?) Женессье использует молодых девушек в качестве доноров кожи лица, которую он раз за разом пересаживает своей дочери в надежде, что теперь-то новая плоть приживется к изуродованной.

-7

Кристиан Женессье - удивительный, лирический и одновременно трагичный образ. Красивая внешность, обеспеченная семья, замечательный жених, безоблачное будущее - все в одно мгновение перечеркнуто автокатастрофой. Официально объявленная погибшей (якобы ее труп выбрасывала Луиза в реку в начале фильма), прячущая под маской обезображенное лицо, Кристиан живет затворницей в доме отца. Все, что ей осталось - бродить по просторным интерьерам, смотреть на большую картину со своим изображением до аварии, набирать номер возлюбленного и молчать в трубку. И надеяться, что гениальный отец совершит чудо. Осознает ли она чудовищную цену своих надежд и отцовской любви - вопрос времени.

-8

Несмотря на кошмар, творящийся в лаборатории, расположенной в том же доме, Кристиан - чистая добрая душа. В фильме есть пара эпизодов мощной поэтической силы. Бродя по дому, Кристиан заходит в подвал, где в клетках беснуются обезумевшие от ужаса собаки. Судя по бинтам на некоторых из них, профессор использует для своих опытов с кожей не только людей.

Кристиан не испытывает страха и спокойно ласкает их - и неожиданно собаки не только не пытаются ее укусить. Напротив, они инстинктивно чувствуют тепло и добро - и отвечают ответной лаской. Животным не важно, обезображено или красиво лицо, они чувствуют подлинную суть человека.

-9

А ближе к финалу Кристиан выпускает из клетки голубей. Освобожденные птицы не торопятся улететь. Кружатся вокруг девушки, без испуга садятся на ее руки и плечи. Как и собаки, белые голуби - символично! - чувствуют внутреннюю чистоту невинной жертвы страшных обстоятельств.

-10

"Глаза без лица" стали классикой хоррора не только благодаря неожиданному для жанра поэтическому, ирреальному настрою, но и благодаря своей самой знаменитой сцене - операции по снятию кожи с лица очередной жертвы. Трудно поверить, но этот эпизод из черно-белой ленты более чем 60-летней давности лично у меня вызывает больше ужаса, чем куда более технологически продвинутые современные "пугалки".

-11

Возможно, потому, что Франжю не снимал эту сцену как сцену из фильма ужасов. Операция снята "клинически" спокойно, без зловещей музыки, без эффектных монтажных склеек. Франжю работает как и профессор Женессье - деловито, собранно, хладнокровно.

Кстати, именно эта сцена послужила вдохновением для эпизода "обмена лицами" из фильма Джона Ву "Без лица". Твердо говорю - дорогие технологии блокбастера 90-х впечатляют меня куда меньше, чем практические эффекты, задействованные при съемках скромной ленты 60-го года.

-12

Невозможно не упомянуть о третьем самом важном создателе "Глаз...". Режиссер Франжю определил необычный подход к материалу хоррора. Композитор Жарр создал удивительный музыкальный ряд, где обыденность сочетается с сюрреализмом.

Великий оператор Эжен Шюфтан обеспечил изощренное визуальное решение, где чувствуется влияние и немецкого экспрессионизма, и фильма noir, и классического хоррора, и французского поэтического реализма 30-40-х. Шюфтан - легенда мирового кино. Карьеру начинал еще в немую эпоху, сотрудничая с Фрицем Лангом на шедеврах "Нибелунги" и "Метрополис". В "Глазах..." рука - или, вернее, глаз - мастера чувствуется в каждом кадре, будь то исподволь наполненные тревогой и тоской съемки на натуре или выразительные кадры в интерьерах. Работа мирового уровня.

К сожалению, во время выхода "Глаз..." в 60-м реакция на фильм оказалась противоречивой. Критика, особенно американская, была не особо милостивой - слишком необычным для жанра показалось им творение Франжю. Многих зрителей отпугнула и сцена операции по снятию лица.

-14

Однако время все расставило по своим местам. В 1986-м фильм в полной версии был выпущен в повторный прокат во Франции. В 2003-м - в США. "Глаза..." регулярно демонстрируют в Синематеке, в ретроспективах и на фестивалях. Лента Франжю (кстати, оставшаяся главной в его карьере) давно признана классикой. Многие критики и историки кино считают "Глаза..." главным французским хоррором вплоть до наших дней.

-15

Режиссеры из "великих" за минувшие десятилетия не раз признавали влияние "Глаз..." на свое творчество. Педро Альмодовар не скрывал, что картина Франжю послужила одним из главных источников вдохновения знаменитой "Кожи, в которой я живу".

-16

А Джон Карпентер рассказывал, что легендарная маска Майка Майерса из "Хэллоуина" тоже навеяна "Глазами...". Бюджет "Хэллоуина" был настолько мал, что денег на сложную маску категорически не хватало. И тут Карпентер вспомнил старый французский хоррор. В итоге простая, бледная, почти лишенная черт маска стала фирменным знаком франшизы, а лишенное эмоций "лицо" маньяка пугало больше, чем самый изощренный грим.

-17

Жаль, конечно, что "Глаза без лица" не сразу заняли заслуженное место в истории кино. Но лучше поздно, чем никогда. Тем более что у "Глаз..." в этом плане очень приличная компания. Сколько выдающихся фильмов поначалу были не приняты критиками и провалились в прокате - и не сосчитать.

Главное, что время восстановило справедливость.

-18