Найти тему
4K-Monitor.ru

📚 15 ЛЕТ ОЖИДАНИЙ И ИДЕАЛЬНЫЕ ЦВЕТА МОНИТОРА.

Оглавление

ИЗБАВЛЕНИЕ ОТ ШИРОКОГО ЦВЕТОВОГО ОХВАТА. НАСТРОЙКА ЦВЕТОПЕРЕДАЧИ С ПОМОЩЬЮ УТИЛИТЫ NOVIDEO_SRGB

Цветовой охват монитора — это важная характеристика, которая определяет, какие именно цвета может отображать конкретный монитор. Чем шире цветовой охват, тем более чистые, насыщенные оттенки будут ему под силу и тем большему количеству цветовых стандартов, принятых в индустрии, модель будет соответствовать. Это особенно важно для тех, кто работает с графикой, фотографий или видео, так как именно в этих сферах применяются более строгие стандарты, чем где-либо то ещё. Впрочем, часто данной характеристикой интересуются и те пользователи, которые не имеют прямого отношения к индустрии цвета, но корректность или насыщенность изображения на экране их всё равно сильно заботит.

15 ЛЕТ ОЖИДАНИЙ И ИДЕАЛЬНЫЕ ЦВЕТА МОНИТОРА
15 ЛЕТ ОЖИДАНИЙ И ИДЕАЛЬНЫЕ ЦВЕТА МОНИТОРА

Цветовой охват измеряется в процентах от стандартного цветового пространства, такого как sRGB, DCI-P3 или Adobe RGB. Например, монитор с цветовым охватом 100% sRGB может отображать все цвета, которые используется в стандартном цветовом представлении. Если вы встречаете цифру, превышающую 100 %, к примеру 125 % sRGB, то это значит, что возможности дисплея на 25 % шире, чем требует данный стандарт, но судить о том в какую именно область сдвинуто/расширено цветовое покрытие модели не представляется возможным. По крайней мере, до момента проведения аппаратных измерений с помощью соответствующего оборудования.

15 ЛЕТ ОЖИДАНИЙ И ИДЕАЛЬНЫЕ ЦВЕТА МОНИТОРА
15 ЛЕТ ОЖИДАНИЙ И ИДЕАЛЬНЫЕ ЦВЕТА МОНИТОРА

В данном материале мы не будем широко охватывать тему управления цветом. Для углубления в Color Management System (CMS) вы можете найти достаточное количество околонаучных работ на просторах сети. Главный же посыл в этой статье совсем другой – мы расскажем про самый рабочий и беспроблемный способ коррекции излишней цветовой насыщенности на мониторах с расширенным цветовым охватом в среде операционной системы Windows. То, чего мы ждали более порядка 10 лет, а автор данного материала – все 15+ лет.

Говоря конкретнее – речь пойдёт о свободно распространяемой утилите Novideo_sRGB, которая разрабатывается человеком под ником ledoge с начала 2022 года, а на начало 2024 года находится в стабильной версии, с полной поддержкой Windows 11 и всех более ранних выпусков ОС.

Сразу уточним, что утилита Novideo_sRGB использует скрытые возможности драйвера и рассчитана только на владельцев компьютеров с видеокартой от NVIDIA. Для пользователей GPU от Intel и AMD мы рассмотрим другие доступные методы правильной коррекции цветовой насыщенности изображения и других его важных характеристик, но сделаем это кратко, ведь столь рабочих инструментов, как Novideo_sRGB для них, пока ещё, нет.

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ЦВЕТА И СТАНДАРТЫ ИНДУСТРИИ

В системах цифрового представления цвета, управление цветом — это контролируемое преобразование между разными моделями представления цвета различных устройств (мониторы, цифровые фотоаппараты, видеокамеры, телевизоры, принтеры, сканеры).

Основная цель управления цветом, обеспечить хорошее соответствие цветопередачи у различных устройств между друг другом. Использование систем управления цветом позволяет добиться одинаковых видимых результатов на всех этих устройствах, при условии, что они одинаковы в возможностях передачи конкретного заданного цвета. Если же это не так, то находится компромисс.

Частично эта технология включена в операционную систему, вспомогательные библиотеки и часть приложений. Для обеспечения кроссплатформенности, используются ICC-совместимые системы управления цветом.

Представление цвета и стандарты индустрии
Представление цвета и стандарты индустрии

Международный консорциум по цвету (International Color Consortium, ICC) создал открытый стандарт Color Matching Module (CMM - модуль цветового соответствия), действующий на уровне операционной системы, а также цветовые профили форматов ICC/ICM для точного описания возможностей и рабочих характеристик конкретного устройства. Всё это, совместно с системой CMS, обеспечивает полноценный процесс преобразования цвета от источника к воспроизводящему изображение экрану (в нашем случае).

В индустрии существует несколько цветовых стандартов, которые используются для определения цветов и их точного отображения на различных устройствах. sRGB, разработанный и принятый индустрией в 1996 году – самый распространённый из них. Этот стандарт используется в большинстве мониторов и телевизоров, а также в большинстве графических программ. Цветовое пространство sRGB, также называемое – стандартным цветовым пространством, охватывает большую часть видимого спектра и позволяет получить точное отображение цветов на большинстве устройств с его поддержкой. Иногда вы можете встретить упоминание стандарта Rec.709 (BT.709), который по своим возможностям цветовоспроизведения является копией sRGB, но изначально предлагает другие настройки гаммы, задающей контрастность изображения.

Представление цвета и стандарты индустрии
Представление цвета и стандарты индустрии

Столь же старый, но значительно менее популярный Adobe RGB - стандарт используется в профессиональных графических программах, способный отображать более широкий диапазон цветов, чем sRGB.

Adobe RGB (1998) - цветовое пространство, разработанное компанией Adobe Systems в 1998 году – это самая последняя редакция данного пространства. Оно было создано, чтобы охватить большинство оттенков, достижимых на цветных принтерах CMYK, но при использовании основных цветов RGB на настольных компьютерных дисплеях. Данное пространство охватывает порядка 50 % видимых цветов, определяемых цветовой моделью CIELAB, что существенно превышает стандартное цветовое пространство sRGB, главным образом, в зелено-голубых тонах. В основном данный стандарт интересен полиграфистам и потребителям, которые часто сталкиваются с печатью и хорошо осведомлены о преимуществах и предоставляемых возможностях AdobeRGB. Остальным же пользователям большого интереса он не предоставляет.

Представление цвета и стандарты индустрии
Представление цвета и стандарты индустрии

К самым современным цветовым пространствам можно отнести DCI-P3 и Rec. 2020, которые используются в киноиндустрии и телевидении. Эти стандарты позволяют отображать еще более широкий диапазон цветов. Первый из них начал своё распространение в сегменте настольных мониторов с 2014 года и спустя 10 лет является одним из основных – именно на него ориентируются производители при разработке большей части современных моделей. На зелёно-голубых и жёлтых тонах он уступает AdobeRGB, но значительно опережает его на красных оттенках. При этом в оригинальном виде стандарт DCI-P3 не совсем применим для комфортного пользовательского использования, а поэтому производители мониторов пошли на особые ухищрения и создали на его основе стандарт Display P3, который собрал в себе широкую цветовую гамму DCI-P3 и стандартную гамму sRGB (редко гамму 2.2) для сохранения привычной контрастности изображения.

Представление цвета и стандарты индустрии
Представление цвета и стандарты индустрии

Про очень широкое цветовое пространство Rec.2020 в сегменте настольных дисплеев речь вести пока ещё рано. Всё дело в том, что это стандарт был создан с большим заделом на будущее, а самые дорогие профессиональные решения (с ценой на рынке РФ порядка 600-800 тысяч рублей) среди LCD и OLED способны обеспечить лишь 82-85 % его покрытие. Продемонстрировать результат в 100-110+ % Rec.2020, в начале 2024 года, могут только проекторы с трихроматичным лазерным источником света (TriChroma-laser), но такие модели – редкость и эксклюзив несколько крупных брендов, не имеющих отношение к рынку настольных дисплеев.

В целом же, выбор цветового стандарта зависит от того, для каких целей используется устройство. Если вы работаете с графикой или видео, занимаетесь наружной рекламой или много печатаете, то вам может потребоваться более широкий диапазон цветов, который могут предоставить пространства Adobe RGB или DCI-P3. Если же вы просто используете компьютер для просмотра веб-страниц или просмотра фильмов, увлекаетесь программированием и веб-разработкой, занимаетесь фотографией и не хотите создавать себе лишние проблемы (и проблемы своим клиентам), то пространства sRGB будет более чем достаточно.

КАКИЕ ПРОБЛЕМЫ? ВЫ О ЧЁМ?

У разных мониторов – разный цветовой охват, но все они работают в одной цветовой схеме – классической RGB, где для получения конкретного цвета используется смешение трёх основных компонент (красного, зелёного и синего цветов).

Цветовой охват монитора
Цветовой охват монитора

На цветовой охват напрямую влияет используемая в мониторе система подсветки, светофильтры и различные химические модификаторы спектра свечения. Многообразие производителей матриц мониторов и используемых ими технологий, а также разница в подходе к заводской настройке – всё это приводит к тому, что при одном и том же подаваемом RGB сигнале с видеокарты на монитор, цвета на экране могут отличаться. А если говорить точнее – почти всегда отличаются, особенно если речь идёт не про два профессиональных монитора с идеальной заводской настройкой. Как правило, всё как раз совсем наоборот – мониторы из разных сегментов, с сильно отличающейся заводской настройкой и ценой. Визуально же это отмечается в разнице общей насыщенности изображений на разных дисплеях. Там где цветовой охват шире, там выше и насыщенность, но в вопросах точности цветопередачи это недостаток, а не достоинство.

Цветовой охват монитора
Цветовой охват монитора

Производители мониторов, разработчики операционных систем и дополнительного программного обеспечения, более двух десятилетий назад не просто догадывались, а хорошо знали о существовании подобной проблемы. Именно поэтому были не только приняты различные цветовые стандарты/цветовые схемы, но и разработаны определённые алгоритмы по преобразованию выводимого изображения на экран из одного цветового пространства в другое – та самая система управления цветом (Color Management System – CMS).

Как правило, речь идёт о преобразовании из более широкого (AdobeRGB) в более узкое (sRGB), но схема работы предусматривает и обратное преобразование, особенно когда на изображении не используются самые насыщенные (чистые) оттенки, свойственные широкому охвату.

Цветовой охват монитора
Цветовой охват монитора

«И какие возникают сложности?» - спросите вы. Отвечаем – на протяжении всего развития ОС Windows компания Microsoft так и не сделала систему управления цветом глобальной – работающей в любом приложении и при любых условиях. До сих пор существуют различные ограничения, конфликты между встроенной системой CMS и системами от сторонних разработчиков, используемых в различных профессиональных приложениях. Затрагивает проблема и игры, где ни одна из CMS фактически не работает. Кто-то скажет – «Ничего страшного!» - и будет прав. Но это лишь отчасти так, ведь есть потребители, которые покупают современный монитор с априори расширенным цветовым охватом, но не хотят наблюдать его везде где-то только возможно. Что делать? Есть разные варианты. Рабочие и не совсем. Давайте поговорим о них.

ВАРИАНТЫ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ В ПРОШЛОМ И В НАСТОЯЩЕМ (NOVIDEO_SRGB И DWM-LUT)

Бороться с расширенным цветовым охватом раньше можно было двумя способами. Самый простой и доступный из них - использование встроенных режимов эмуляции sRGB/Rec.709 в самом мониторе (но далеко не у всех из них они имеются). Второй вариант - использование уже отмеченной выше системы управления цветом (CMS – Color Management System) операционной системы, для чего потребуется найти либо создать цветовой профиль. У каждого из этих способов есть свои недостатки.

Для режимов эмуляции, встроенных в различные мониторы свойственны следующие минусы:

  • Частое ограничение доступных для редактирования параметров цветопередачи – регулировать можно только яркость, но иногда заблокирована и она;
  • При активации режимов эмуляции резко ухудшается настройка точки белого и общий цветовой баланс изображения;
  • Случается и так, что режимы эмуляции практически не изменяют цветовой охват монитора и соответственно являются полной профанацией, при этом вводятся дополнительные ограничения для настройки.
-10

Для встроенной системы управления цветом в ОС (актуально для Windows) свойственны следующие минусы:

  • Она работает не во всех приложениях, в частности нет нативной поддержки для видеоплееров и игр;
  • Возможные конфликты и разница в точности работы между различными системами CMS (встроенной в Windows и используемых систем в профессиональных приложениях от сторонних разработчиков);
  • При использовании полноценного корректирующего ICC-профиля с правками гамма-кривых становится ниже качество градиентов/плавных цветовых переходов.

Чтобы забыть почти все отмеченные выше минусы обоих подходов была разработана утилита Novideo_sRGB. Этот инструмент использует недокументированный API от NVIDIA, поддерживаемый в GPU поколения Fermi и более поздних версиях, для преобразования цветов перед отправкой их на монитор с широким охватом, чтобы эффективно привести их к пространству sRGB (либо на выбор: Display P3, Adobe RGB или BT.2020), основываясь на цветности, указанной в блоке EDID монитора. То есть все перерасчёты цветовых пространств производятся на уровне драйвера NVIDIA и только после этого посылается правильный RGB сигнал на монитор.

-11

Также поддерживаются ICC-профили для ещё более точной коррекции. По умолчанию вместо значений, указанных в блоке EDID, будут использоваться только первичные координаты из созданного либо найденного в интернете ICC-профиля. Это удобно, если вы хотите использовать профиль, созданный кем-то другим (в том числе усреднённый профиль от производителя), не принимая во внимание данные по балансу белого/серого и точности установки гаммы, так как эти рабочие характеристики могут сильно отличаться у разных дисплеев и даже между экземплярами одной и той же модели.

В случае необходимости полной коррекции, утилита Novideo_sRGB может применить полноценную калибровку по принципу LUT -> Matrix -> LUT с правками не только цветового охвата, но и гамма-кривых, а также баланса серого. Это похоже на аппаратную калибровку, поддерживаемую некоторыми профессиональными мониторами, и может быть использовано для достижения максимально высокой точности цветопередачи. Единственное НО – для такой калибровки через утилиту вам в обязательном порядке потребуется корректировочный профиль под конкретно ваш экземпляр, созданный в ходе полноценной калибровки. Другого варианта здесь нет.

Теперь давайте кратко рассмотрим другие достоинства и недостатки предложенного нами метода воздействия на мониторы и их цветопередачу.

Достоинства Novideo_sRGB:

  • Простота настройки и высокая стабильность работы;
  • Не снижает производительность системы;
  • Возможность частичной работы только по данным из EDID блока монитора;
  • Точная эмуляция различных цветовых стандартов – обеспечивает сохранения доступа ко всем настройкам монитора, без необходимости перехода ко встроенным режимам эмуляции дисплея;
  • Точная коррекция гамма-кривых по данным из цветового профиля с широким выбором целевого значения;
  • Полноценная работа в любом приложении Windows, играх, а также на рабочем столе;
  • Принудительная активация дизеринга (FRC) разных типов с различной глубиной цвета;
  • Сохранение высококачественных градиентов даже после проведения сильных коррекций – то, что невозможно повторить с помощью корректирующего профиля с правками в LUT видеокарты (стандартный вариант калибровки).

Недостатки Novideo_sRGB:

  • Возможность работы только с видеокартами от NVIDIA;
  • Отсутствие поддержки работы в HDR режиме – для этого больше подходит утилита DWM-LUT;
  • Для полноценной работы утилиты требуется индивидуальный корректирующий профиль монитора, полученные с конкретными настройками параметров в меню;
  • Могут наблюдаться определённые проблемы при работе с несколькими экранами.

Для пользователей, использующих системы с видеокартами от AMD и Intel есть свои подходы. Первые могут активировать режим эмуляции sRGB прямо в драйвере видеокарты.

-12

Для этого необходимо открыть настройки драйвера, перейти в закладку Display, выбрать нужный вам дисплей (в случае подключения нескольких) и в правом блоке активировать Custom Color и выключить Color Temperature Control – это важно. При такой настройке система возьмёт доступные данные из блока EDID монитора, в котором представлены координаты опорных точек RGB, указывающих на примерный цветовой охват дисплея. После этого система произведёт все необходимые коррекции цветовой насыщенности самостоятельно, но исключительно для работы в стандартном динамическом диапазоне (SDR). Ничего другого, увы, драйвер AMD для графики Radeon сделать не сможет.

-13

Если же такие ограничения вас не устраивают, и, тем более, если в вашем ПК используется графика от Intel, то единственным оставшимся средством спасения является утилита DWM-LUT от всё того же разработчика ledoge, работающая со сложными и объёмными 3D-LUT профилями. Как таковых настроек у неё нет, а главное – «скормить» ей поддерживаемые профили для SDR/HDR и нажать Apply. На этом настройка будет окончена.

Достоинства DWM-LUT:

  • Минималистичный интерфейс с парой кнопок и легкость настройки;
  • Самая точная эмуляция стандартного цветового пространства sRGB/Rec.709 для работы в SDR режиме - обеспечивает сохранения доступа ко всем настройкам монитора, без необходимости перехода ко встроенным режимам эмуляции дисплея;
  • Точная коррекция гамма-кривых по данным из индивидуального корректирующего цветового профиля;
  • Полноценная работа в любом приложении Windows, играх, а также на рабочем столе;
  • Сохранение высококачественных градиентов даже после проведения сильных коррекций – то, что невозможно повторить с помощью корректирующего профиля с правками в LUT видеокарты (стандартный вариант калибровки).

Недостатки DWM-LUT:

  • Отсутствие вариантов выбора целевого рабочего пространства и целевой гаммы;
  • Снижение производительности системы – может быть заметно не во всех сценариях использования;
  • Возможны визуальные артефакты даже при выполнении вполне обычных действий в среде ОС;
  • В целом меньшая стабильность работы, чем у Novideo_sRGB;
  • Для работы утилиты требуются индивидуально созданные 3D-LUT профили для каждого из режимов работы монитора (SDR, HDR), возможность создания которых крайне ограничена (из доступных и свободно распространяемых программ только Argyll CMS c оболочкой DisplayCAL).

Сравнив все три способа можно сделать определённый вывод – владельцам ПК и ноутбуков с GPU от NVIDIA повезло больше всех, ведь утилита Novideo_sRGB гораздо универсальнее и имеет гораздо больше важных настроек, чем два других отмеченных способа (драйвер AMD и DWM-LUT).

ЧТО ТРЕБУЕТСЯ И КАК НАСТРОИТЬ?

Теперь подробно поговорим про установку и настройку Novideo_sRGB. Последнюю версию программы вы всегда можете скачать по ссылке.

Установка и настройка Novideo_sRGB
Установка и настройка Novideo_sRGB

Распакуйте release.zip в любую созданную папку на локальном диске (лучше системном – «С») и запустите novideo_srgb.exe. Чтобы включить эмуляцию sRGB для монитора, просто установите флажок Clamped. В этом случае, без каких-либо дополнительных настроек, утилита будет использовать координаты основных цветов из блока EDID. Если в самом мониторе они записаны корректно, и вы работаете в стандартном заводском режиме, то можно рассчитывать на достаточно точную эмуляцию стандартного цветового пространства sRGB.

Установка и настройка Novideo_sRGB
Установка и настройка Novideo_sRGB

Дополнительно стоит удостовериться, что в настройках дисплея (клик правой кнопкой мышки на рабочем столе, далее – Настройки дисплея/Display Settings) в закладке Цветовой профиль/Color Profile выставлен системный цветовой профиль sRGB Color Space Profile во избежание каких-либо дополнительных коррекций картинки на экране со стороны самой операционной системы. Если вкладка с выбором цветового профиля отсутствует, то можете воспользоваться специальной утилитой Display Profile и после её запуска в представленном списке найти sRGB Color Space Profile и нажать на него 1-2 раза. После этого нужная закладка обязательно появится.

Установка и настройка Display Profile
Установка и настройка Display Profile

Продвинутым пользователям, требовательным к качеству и точности цветовой коррекции, потребуется созданный корректировочный или информационный профиль непосредственно под свой экземпляр монитора. Попытки использовать некий профиль, найденный на просторах интернета, в обязательном порядке приведут к тому, что ни на какую точность вы рассчитывать не сможете. Поэтому – всё своё и никак иначе. Высокая точность требует жертв - финансовых вложений.

Установка и настройка Display Profile
Установка и настройка Display Profile
Установка и настройка Display Profile
Установка и настройка Display Profile
Установка и настройка Display Profile
Установка и настройка Display Profile
Установка и настройка Display Profile
Установка и настройка Display Profile

При переходе во вкладку Advanced пользователь попадает в основное окошко с настройками утилиты. Здесь можно выбрать один из четырёх стандартов эмуляции цветовых пространств, можно указать путь к созданному профилю монитора, установить галочку напротив «Calibrate gamma to» и установить нужное вам значение или стандарт гаммы (sRGB – наш выбор!) и выключить оптимизацию 8-битного цвета в случае если вы уверены, что ваш монитор является настоящим 10-битным, без использования FRC-метода. Отметим, что сейчас такие мониторы практически не выпускаются и встречаются в менее чем 1% случаев (а того и в десять раз меньше), а поэтому вероятность использования данной функции крайне низка.

Дополнительно пользователь может принудительно активировать систему FRC (Frame Rate Control, она же дизеринг – Dithering в настройках программы) —способ визуального повышения разрядности матрицы путем скоростного смешения двух близких цветов с помощью постоянного мерцания пикселей на высокой частоте. Это ещё одна скрытая настройка в драйвере NVIDIA, которую компания в несколько ином виде предоставляет владельцам профессиональных графических карт серии Quadro с соответствующей версией драйвера. Для игровых GPU эту настройку можно найти только в Novideo_sRGB либо заниматься правками реестра, что гораздо сложнее и дольше.

С различными вариантами Dithering вы можете поэкспериментировать самостоятельно и посмотреть на разницу в плавности градиентных переходов между ними. Аналогично и с установленной в программе глубиной цвета. По-моему же опыту, можете смело установить 10 бит при выбранной варианте FRC по умолчанию и не забудьте установить State в положение Enable.

После подобной настройки не забудьте снова проверить установленный профиль в настройках операционной системы. Им должен быть sRGB Color Space Profile либо специально созданный профиль, полученный с помощью последующего профилирования уже с активированной эмуляцией средствами Novideo_sRGB. Но вам это не нужно. Не будем усложнять задачу и просто посмотрим на результаты работы программы и сравним их с возможностями DWM-LUT.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ NOVIDEO_SRGB И DWM-LUT

Результаты NOVIDEO_SRGB И DWM-LUT
Результаты NOVIDEO_SRGB И DWM-LUT

В качестве подопытного монитора мы использовали новый ASUS ROG Strix XG27AQV c цветовым охватом ~120 % sRGB после настройки и калибровки. Возможно, что это не самый показательный пример (монитор с далеко не самым широким цветовым охватом), но для демонстрации точности работы обеих утилит он прекрасно подошёл.

Результаты NOVIDEO_SRGB И DWM-LUT
Результаты NOVIDEO_SRGB И DWM-LUT

Перед всеми коррекциями и калибровкой необходимо убедиться, что настройки драйвера выставлены по умолчанию и никаких пользовательских изменений в яркость, контраст, гамму и насыщенность не внесено. Пункт «Override to reference mode» в случае с контрольной панелью NVIDIA также должен быть дезактивирован.

При настройках монитора по умолчанию в режиме Racing он демонстрирует расширенный цветовой охват, а также не совсем точную настройку гамма-кривых из-за чего картинка на экране недостаточно контрастная.

С помощью обычной калибровки урезать цветовой охват до sRGB (внутренний черный треугольник) – невозможно, а все коррекции будут происходить с помощью внутренних алгоритмов ОС на базе созданного профиля. Решить же вопрос с гамма-кривыми – проще простого, но профиль с правками в LUT видеокарты подпортит качество градиентных переходов. Тем не менее, профиль в тот или ином виде нам всё равно нужен. Настраиваем монитор, создаём нужные профили (классический ICC и 3D-LUT формата .cube) и переходим к результатам работы рассматриваемых утилит.

В случае с DWM-LUT программа не имеет дополнительных настроек и по умолчанию приводит цветовой охват к sRGB/Rec.709, а гамму к sRGB (или что-то близкое к нему). В Novideo_sRGB, для примера выше, мы выбрали вручную цветовой охват sRGB и гамму sRGB.

-26

Цветовой охват при использовании двух программ сузился до sRGB с высокой точностью. По CIE-диаграмме можно судить о том, что лучше всего с этой задачей справилась утилита DWM-LUT благодаря большему объёму входных данных в созданном 3D-LUT профиле. Впрочем, столь небольшую разницу сможет указать только измерительное оборудование. Для адаптируемого человеческого зрения подобные – минимальные отличия - не имеют значения.

Главное же здесь то, что практически ни один профессиональный монитор не сможет обеспечить столь точного описания sRGB/Rec.709, как сделали предложенные нами утилиты. Это факт! Что уж говорить про более простые устройства, в частности игровые модели мониторов.

С компенсацией гаммы утилиты справились не хуже и установили кривые в соответствии со стандартом sRGB, а поэтому рассчитывать на точное попадание в чёрную кривую (референс со значение 2.2) – не стоит. Точность работы двух утилит схожая. Не зря же автор у них один и тот же.

-28

В следующем примере мы установили в качестве цели относительную гамму 2.2. Утилита Novideo_sRGB прекрасно справилась с задачей, а результат оказался выше, чем при использовании правок в LUT видеокарты из профиля калибровки.

Легко даются утилите Novideo_sRGB и более серьёзные правки. Для проверки этого мы установили в настройках монитора режим «Гамма 2.6», которая по факту измерений оказалась на уровне 2.43. После этого было проведено профилирование монитора, без создания правок в LUT видеокарты. Данный профиль был загружен в утилиту, а в качестве цели была установлена всё та же относительная гамма 2.2.

Результат не заставил себя долго ждать – мы получили более чем высокую точность коррекции, с сохранением качества градиентов на высоком уровне – без визуальной «дробёжки» и паразитных оттенков, чего нельзя добиться в ходе обычной калибровки.

Визуально разница, в случае не самого плохо настроенного монитора, с цветовым охватом всего порядка 120 % sRGB, выглядит так, как на фотографиях выше. В трёх парах каждая первая фотография – настройки монитора по умолчанию (с широким охватом, сниженной контрастностью), каждая вторая фотография – после использования утилиты Novideo_sRGB с приведением к пространству и гамме sRGB.

Отличия есть, в частности по насыщенности определённых цветов, усилена общая контрастность. Утилита работает и делает свою работу точно, предлагая глобальную систему коррекции цвета, без забивания головы проблемами с разным отображением в различном ПО. То, что мы ждали так много лет теперь, наконец то, с нами и с Windows! Ура, товарищи. Ура!

КРАТКИЕ ОТВЕТЫ НА ВОЗМОЖНЫЕ ВОПРОСЫ:

«ДЛЯ ЧЕГО МНЕ ЭТО НУЖНО?»

Вам это нужно для получения правильной цветопередачи в любом ПО и любом месте пребывания в среде ОС Windows любой редакции и версии, сохранив при этом все доступные параметры настройки и нативные возможности любой модели монитора. К таковым можно отнести: яркость, контрастность, регулировку цветовой температуры, использование датчика освещённости (при его наличии в мониторе) и т.д.

Если же вас не волнует точная цветопередача и вы гонитесь за большей цветовой насыщенностью, то все описанные сегодня способы приведения картинки к норме – не для вас.
Если же вас не волнует точная цветопередача и вы гонитесь за большей цветовой насыщенностью, то все описанные сегодня способы приведения картинки к норме – не для вас.

«ЧТО МНЕ ДЛЯ ЭТОГО НУЖНО?»

Вам необходима выбранная утилита (для GPU NVIDIA – Novideo_sRGB, для AMD – DWM-LUT) и созданный цветовой профиль, будь то корректирующий или информационный. Без профиля вы можете рассчитывать только на базовую коррекцию цветовой насыщенности по данным, записанным в EDID блок вашего монитора со стороны производителя.

«ПОЧЕМУ НЕ ОБОЙТИСЬ ОБЫЧНОЙ КАЛИБРОВКОЙ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СОЗДАННОГО ICM ПРОФИЛЯ?»

Основная причина заключается в том, что система управления цветом в Windows не является глобальной и соответственно не производит необходимые коррекции в любом из доступных приложений.

-35

Также использование созданного профиля с коррекциями в LUT видеокарты в 99 % случаев приводит к порче градиентов – от «совсем чуть-чуть» до «очень сильно и заметно». Использование же Novideo_sRGB и DWM-LUT позволяет избежать данных неприятных особенностей.

«КАКОЙ ВАРИАНТ НАСТРОЙКИ И/ИЛИ КАЛИБРОВКИ ДАСТ ЛУЧШИЙ РЕЗУЛЬТАТ?»

По опыту автора, лучшим вариантом для монитора с широким цветовым охватом является его ручная настройка через параметры в OSD-меню (регулировка яркости, резкости, цветовой температуры, установка наиболее близкого к референсу режима гаммы), последующее его профилирование с использованием большого количества серых и цветных оттенков (больше чем обычно).

После этого готовый информационный профиль, в котором содержится вся необходимая информация по состоянию монитора в конкретный момент, загружается в Novideo_sRGB, устанавливается целевое пространство sRGB/Rec.709, активируется приведение гаммы к стандарту sRGB, включается Dithering в положение 10 bit c выбранным по умолчанию режимом подмешивания. На финальном этапе следует удостовериться, что в настройках дисплея операционной системы в качестве цветового профиля установлен системный sRGB Color Space Profile для отсутствия внесения дополнительных правок в цвет со стороны ОС.

«ТОЧНАЯ ЦВЕТОПЕРЕДАЧА МЕНЯ ВОЛНУЕТ ТОЛЬКО В СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОМ ПО. ЕСТЬ ЛИ СМЫСЛ В ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЯХ?»

Довольно популярный вариант развития событий и ответ тут лежит на поверхности. В случае если вас полностью устраивает цветопередача монитора (в том числе качество градиентов) в профессиональных продуктах от Adobe, Corel, Black Magic и других разработчиков, ваш монитор откалиброван, а профиль установлен в систему и корректно работает, то никакого смысла в использовании рассматриваемых сегодня утилит нет.

«ДЛЯ КАКИХ МОНИТОРОВ НАИБОЛЕЕ АКТУАЛЕН ДАННЫЙ СПОСОБ НАСТРОЙКИ?»

Описанный основной способ коррекции с помощью Novideo_sRGB наиболее актуален для мониторов с расширенным цветовым охватом – это все модели с использованием сильных модификаторов подсветки (квантовые точки, различные фосфорные напыления, RGB-LED), а также мониторы на базе W-OLED и QD-OLED матриц.

Имеет смысл воспользоваться описанным в статье методом и для решений с не самым широким ЦО – на уровне 110-120 % sRGB или с заметным выходом за пределы sRGB в какой-то одной части CIE-диаграммы. К тому же вы сможете максимально точно скомпенсировать проблемы с гамма-кривыми и сохраните высокое качество проработки плавных переходов.

«ГДЕ ВЫ БЫЛИ РАНЬШЕ?»

-36

Там же где и мы все! Мы ждали, когда компания Microsoft доведёт систему CMS до ума, но за последние 20 лет этого не произошло и даже Windows 11 с самыми последними обновлениями работает не так, как нам бы этого хотелось. На данный момент в Microsoft работают над автоматической коррекцией рабочего цветового пространства на базе данных из EDID блока монитора и, вполне возможно, до конца 2024 года мы все же сможем насладиться плодами их работы. Или нет… время покажет.

ВЫВОДЫ

Появлению сторонних проектов, стоящих на страже точной цветопередачи, предшествовали десятилетия застоя разработки грамотной системы управления цветом (CMS), до которой уже давно добрались разработчики из Купертино в своих «яблочных продуктах» и которую всё никак не могут освоить разработчики из Microsoft. Впрочем, у Apple всё тоже не так однозначно и периодически их собственная CMS (Apple CMS) неприятно удивляет. Так скажем – от обновления к обновлению случаются разные беды.

Второй причиной для создания рассмотренных сегодня утилит является и быстрое распространение мониторов с широким цветовым охватом, в которых производители забывают о качественных режимах эмуляции стандартных охватов, на которые, до сих пор, ориентирована большая часть создаваемого контента. Это приводит к появлению различного рода проблем, особенно в профессиональной среде: фотографы, видеографы, дизайнеры, художники – все они знают о проблемах с точностью цветопередачи на различных устройствах не понаслышке.

-37

К сожалению, на данный момент, лишь владельцы ПК и ноутбуков с графическим ядром от NVIDIA смогут вкусить все достоинства утилиты Novideo_sRGB, которую мы взяли в качестве основы для написания этого материала. Но даже им придётся заказать или самостоятельно провести калибровку/профилирование своего монитора. Без этого результат будет не таким точным, каким бы он мог быть.

Мы надеемся, что эта статья оказалась для вас полезной, а для «закрепления материала» и комфортного выбора подходящего для вас монитора, мы редлагаем вам посетить нашу демо-зону по адресу: г. Москва, Спартаковский переулок 2с1, подъезд 4, первый этаж, офис 3.

Специалисты компании 4K-Monitor подскажут наилучшие варианты под ваши запросы и возможности, а вам останется лишь сделать свой правильный выбор.

Автор: Грыжин Александр ака =DEAD=