«Не могу сделать и шага без ведома своего мужчины, он требует четкого понимания о том, где я и с кем. Сначала его внимание меня очень привлекало, я думала, что он заботится обо мне. А сейчас меня душит эта забота. Устала от этого». Когда контроля чрезмерно в отношениях, он может их разрушать. Контроль появляется тогда, когда нет доверия. И часто этого доверия нет во многих аспектах жизни контролирующего человека. Его жизнь наполнена тревогой, и каждый раз, когда он пытается проконтролировать другого, он сталкивается с временным облегчением, понимая, что это работает, помогает расслабиться, но последующие попытки контроля должны быть еще жестче. И так происходит «закручивание гаек».
(картинка сгенерирована с помощью нейросети Шедеврум)
Такие отношения могут превратиться в ад для партнера, когда сложно выйти из дома, идти на работу, жить свою жизнь.
Контроль – важная составляющая потребности ребенка. И так как ребенок с рождения достаточно эгоцентричен, то, когда есть неопределенность и непредсказуемость в отношениях родителей, когда много ссор и скандалов, ребенок воспринимает эта так, как буд-то в нем причина. И раз в нем причина, значит он имеет контроль над ситуацией, он тогда может с этим что-то делать. Ребенку необходимо создать стабильность самому и делает он это с помощью контроля людей, ситуаций: он прислушивается к родителям, к их эмоциям и старается предусмотреть их поведение. Ребенок считает, что если я буду более чутким, то могу предусмотреть ссору, скандал; он прислушивается к шагам за дверью, к движениям и голосу родителя; он ищет какие-то внешние знаки, с помощью которых он может контролировать ситуацию дома. Но во взрослом возрасте эти паттерны служат разрушению отношений, а иногда и самого человека. Каждый раз, когда он ориентирован на другого, он не замечает себя, своих чувств и своих потребностей. Вся адаптация такого взрослого человека направлена на то, чтобы сохранить связь с партнером любой ценой. Даже если эта цена — лишение свободы и воли другого человека. В отношениях появляются запреты: нельзя одеваться определенным образом, носить украшения, наносить макияж; нельзя встречаться с подругами, друзьями, задерживаться на работе и многое другое.
Контролирующий человек перестает обращать внимание на свои желания на свои чувства, приобретая контроль над другим, он теряет контроль над собой. Чувства другого становятся важнее собственных чувств, человек начинает сливаться с другим, растворяться в нем. Партнер становится более важным, нужным, без него нет жизни, света, без него ничего не имеет значение, и жить не хочется без этого слияния. Но эта важность не из-за любви к нему, а из- за страха его потерять, остаться одному. И этот страх в душе с раннего детства.
В процессе терапии происходит возвращение контроля над собой, принятие ответственности за свою жизнь. Развиваются ценные навыки - обращать внимание на свои чувства, а как результат на свои потребности. Возвращается доверие прежде всего к самому себе и появляется возможность быть собой рядом с другим и наслаждаться этим.
(картинка сгенерирована с помощью нейросети Шедеврум)
Предлагаю поделиться мыслями о том, почему человек склонен контролировать другого?
Психолог, Ирина Вебер
Запись на консультацию whatsapp
Канал t.me
Автор: Вебер Ирина Васильевна
Психолог, EMDR-терапевт травмотерапевт
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru