Задачи:
- формировать умение проводить звуковой анализ слова;
- развивать умение называть первый звук в слове;
- развивать умение составлять предложения по заданному количеству слов;
- совершенствовать умение определять количество слогов в слове;
- развивать умение составлять сложноподчиненные предложения; развивать навык продолжительного постепенного сильного выдоха;
- развивать синхронность движения глаз и объекта на экране;
- развивать фонематический слух;
- систематизировать знания детей о зимних видах спорта;
- воспитывать у детей интерес к зимним видам спорта.
Материал и оборудование: мультимедийное оборудование, мультимедийная презентация, ноутбук, предметные картинки (лыжи, санки, клюшка, шайба, мяч, коньки, винтовка), схемы для проведения звукового анализа слов; фишки красного, синего, зеленого цвета, указка, аудиозапись «Разминка» Е.Железновой; «огоньки-факелы»; «золотые» медали.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций зимних видов спорта; разучивание диалога «Мишка»; разучивание физкультминутки «Разминка» Е. Железновой.
Ход занятия
Учитель-дефектолог. (У.-д.) Ребята, знаете ли вы, как называются самые главные соревнования у спортсменов? (Олимпийские игры). Каждый спортсмен мечтает выступить и победить в них. Вы любите заниматься спортом? (Да)
У.-д. Какие зимние спортивные игры вы знаете? (Хоккей, биатлон, лыжный спорт, санный спорт, фигурное катание).
У.-д. Ребята, приглашаю Вас на открытие спортивного комплекса. Мы будем не только развлекаться, укреплять свое здоровье, но узнаем много интересного.
У.-д. Найти дорогу в спортивный комплекс нам поможет «Стрелка», которая появится, когда правильно выполним задание. (На столе разложены предметные картинки: лыжи, санки, клюшка, шайба, мяч, коньки, винтовка. Картинки перевернуты. Ребенок переворачивает картинку, определяет первый звук в слове и дает его характеристику. Например, в слове лыжи – первый звук [л], звук [л] – согласный твердый; в слове санки – первый звук [с], звук [с] — согласный твердый; т.д. Так появляется стрелка).
У.-д. Стрелка указала нам путь. Вот и спортивный комплекс «Олимпия».
На экране появляется изображение спортивного комплекса «Олимпия»
У.-д. Олимпийские игры всегда начинаются с разжигания Олимпийского огня. Мы тоже зажжем наш Олимпийский огонь. (В руках у детей «огоньки-факелы». Дети дуют на факел).
На экране появляется изображение олимпийского огня.
У.-д. Ребята, мы в гимнастическом зале.
Входит Мишка.
Диалог детей.
Ребенок. — Здравствуй, Мишенька, почему ты такой грустный?
Мишка. Я немного толстоват
И немножко косолап.
Но поверьте, мне, друзья,
В этом виноват не я.
Ребенок. — А скажи-ка, Мишка, нам
Чем ты занят по утрам?
Мишка. — Я, ребята, долго сплю
До обеда я храплю!
Ребенок. — Расскажи нам по — порядку
Часто ль делаешь зарядку?
Мишка. — Нет, зарядку я не делаю никогда!
У.-д. Какими бывают дети, которые не любят делать зарядку? (Они слабые, часто болеют).
Игра «Доскажи словечко»
У.-д. Что нам делать, чтобы быть здоровыми? (Заниматься физкультурой, спортом). Мы знаем Мишку, который любит заниматься физкультурой и спортом.
Мишка жил по — распорядку
Утром делал он... (зарядку).
Мишка маму слушал
Витамины... (кушал).
Михаил играл в футбол
Он забил в ворота... (гол).
Мишка в баскетбол играл
Мяч в корзину он... (бросал).
Мишка в волейбол играл
Через сетку мяч... (кидал).
У.-д. Миша, запомнил, что надо делать, чтобы быть здоровым?
Мишка. Спасибо! Физкультурой буду заниматься
Бегать, прыгать и скакать
Душ холодный принимать!
У.-д. Ребята, отгадайте загадку:
Все лето стояли.
Зимы ожидали.
Дождались зимы
Помчались с горы! (Санки).
На экране появляется изображение санок.
У.-д. Как называется вид спорта, в котором катаются на санках? (Санный спорт). А человек, который занимается санным спортом? (Саночник).
Звуковой анализ слова «санки»
У.-д. Сколько звуков в слове?
• Сколько гласных звуков в слове? Назовите их. ([А], [И]).
• Сколько согласных звуков в слове? Назовите их. ([С], [Н], [К']).
• Сколько слогов в слове? (Два).
• На какой звук падает ударение? (На [А]). На какой слог? (На первый).
• Уберите первый гласный звук, звук [Н], первый согласный звук, звук [И].
• Какой звук остался? (Звук [К']).
У.-д. Ребята, посмотрите на экран.
На экране появляется изображение «кирпичиков».
У.-д. Что обозначает два «кирпичика» (Предложение состоит из двух слов.); три «кирпичика» (Предложение состоит из трех слов); четыре «кирпичика» (Предложение состоит из четырех слов).
У.-д. Составьте предложение со словом «санки», состоящее из двух, трех, четырех слов (Санки стоят. Санки едут. Мама купила санки. Санки едут быстро. Я катаюсь на санках. Санки мчатся с горы.)
Зрительная гимнастика «Фигуристка»
На экране появляется фигуристка.
У.-д. Ребята, каким видом спорта занимается эта девочка? (Фигурным катанием).
У.-д. Внимательно смотрите на экран и следите глазами за движениями фигуристки.
Фигуристка так скользит
Весело по льду бежит.
Глазками за ней следи
Нарисуй ее следы.
Влево, вправо посмотрю
И друзей своих найду.
Вот рисует круг на льду
Глазками за ним веду.
А теперь взглянули вниз
Вместе посмотрели вверх.
Едет по диагонали,
Чтобы глазки не устали.
И опять на льду круги
Ты за ними проследи.
А сейчас посмотрим вновь
На фигуру из кругов.
(Дети выполняют движения в соответствии с текстом)
Игра «Наведи порядок»
У.-д. Ребята, подходит к концу наша экскурсия, но что-то здесь не так. Вижу беспорядок в спортивном инвентаре. Спортсмены, видимо, торопились и не успели убрать инвентарь на свои места. Надо посчитать, сколько слогов в слове и расположить картинки рядом с цифрой, которая соответствует количеству слогов в слове. (Дети берут картинки. Например, это коньки. В слове коньки два слога — я положу картинку рядом с цифрой два. Это мяч. В слове мяч один слог — я положу картинку рядом с цифрой один. И т.д.)
У.-д. Ребята, вам понравилась экскурсия? (Да). Спортом занимаются самые сильные, крепкие и здоровые люди. Кем бы вы хотели стать и в какую спортивную секцию записаться? (Я хочу стать хоккеистом, поэтому запишите меня в секцию хоккея. Я хочу стать фигуристкой, поэтому запишите меня в секцию фигурного катания. Я хочу стать биатлонистом, поэтому запишите меня в секцию биатлона. Я хочу стать саночником, поэтому запишите меня в секцию санного спорта. Я хочу стать лыжником, поэтому запишите меня в секцию лыжного спорта).
У.-д. Что вам понравилось? Что было трудным? (Ответы детей).
Каждый спортсмен стремится завоевать золотую медаль. За ваше старание, интерес и желание заниматься спортом, вы награждаетесь «золотыми» медалями. (Дети награждаются медалями).