Найти тему
Парето центр

Рейтинг СМИ Пензенской области

Возвращаясь к доброй традиции публиковать в начале года рейтинги пензенских СМИ (данные февраля), в первую очередь, хотелось бы уделить внимание общей тенденции на меняющийся рынок электронных и печатных СМИ.

Согласно данным Роскомнадзора на начало 2024 года (в сравнении двухлетней давности) в Пензенской области количество СМИ сократилось в два раза. В 2021 году в регионе существовало 180 СМИ, из которых 109 были печатными. Сейчас функционирует только 90 СМИ, 71 из которых печатные.

Закрытию СМИ способствовало несколько факторов. Так, многие печатные СМИ закрылись с введением новой системы учета кассовых аппаратов и фактическим разрушением в регионе розничной системы продаж печатной продукции. Сетевые издания стали закрываться в связи с вступлением в силу новых поправок в закон «О рекламе», предполагающих обязательную маркировку рекламных материалов на сайтах и в социальных сетях и одновременным введением штрафов за нарушение или неисполнение положений. Такие нововведения коснулись стартапов, которые оказались перед выбором или ликвидация, или нерентабельный бизнес. Учитывая, что в Пензенской области СМИ не пользуются достойной поддержкой со стороны бизнеса и государства, молодые журналисты, которые должны были внести новые веяния, оказались в самом уязвимом положении в этой ситуации и понимая, что помощи ждать неоткуда, выбрали ликвидацию.

Сегодня на рынке остались крупные медиахолдинги.

Благодаря ресурсам pr-cy.ru и liveinternet.ru составлен ТОП-10 сетевых изданий по количеству уникальных посетителей за сутки. Учитывая расхождение в расчетах данных, брались во внимание наибольшие значения, в пользу СМИ.

ТОП-5 сетевых изданий пополнилось двумя новыми электронными СМИ: Лента новостей Пензы (4 место) и АиФ-Пенза (5 место)
ТОП-5 сетевых изданий пополнилось двумя новыми электронными СМИ: Лента новостей Пензы (4 место) и АиФ-Пенза (5 место)

В целом рейтинг отображает прогнозируемую картину. В первую десятку вошли сетевые издания крупных медиахолдингов (ТВ, печатные СМИ) или их партнеры.

При общем снижении числа сетевых изданий в регионе уникальная аудитория оставшихся за год выросла на 16,5 процентов.

Отметим, что ТОП-10 прошлого года покинули Региональное информационное агентство Пензенской области (РИАПО ранее занимало 9 место, теперь 11) и сетевое издание STOLICA58, которое ранее занимало 10, а теперь 14 место рейтинга.

Несколько слов хотелось бы сказать в пользу интернет-ресурсов Правительства Пензенской области и Администрации города Пензы. Если бы их сайты квалифицировались как электронные СМИ, то они заняли бы соответственно 17 место с 1320 уникальными посетителями в день и 24 место с 703 уникальными посетителями в день.

Данные показатели указывает на недостаточный охват аудитории в интернете ресурсами официальных высших исполнительных органов власти Пензенской области и города Пензы. И как вывод, необходимость более тесного взаимодействия региональных властей с сетевыми изданиями для расширения аудитории, в том числе на контрактной основе.

Что касается печатных СМИ, то здесь отмечается общее падение тиражей небесплатных изданий. Причин как было сказано здесь две. Первая, что общее снижение интереса потребителей к "бумаге". Вторая, - это ликвидация розничной системы продаж печатной продукции. Количество киосков в Пензенской области достигло критических значений и отделения "Почты России" не компенсируют это дефицит.

По данным Минцифры России число киосков и павильонов прессы в Пензенской области составляет 36 единиц. Обеспеченность киосками на 10 тысяч населения составляет 0,28 или 69 место в России. Один киоск на 35 381 жителей.

С учетом отделов розничной печати в торговых центрах, вокзалах и др. в Пензенской области сохранены всего 121 точки. Это даже не мало, это провал, а точнее отсутствие информационной политики в данном направлении.

Тройка топовых печатных СМИ Пензенской области выглядит следующим образом. Фактическим лидером печатного рынка в 2024 году стала областная газета "Пензенская правда" с тиражом 18 тысяч экз. Газета "Беседка" (приложение газеты "Наша Пенза") также имеет также 18 тысяч экз., но за последние годы отмечается снижение фактического тиража. Третью строчку занимает "Аргументы и факты - Пенза" с тиражом 17 203 экз.

Упреждая вопрос о судьбе газеты "Молодой Ленинец" отметим, что издание за последние два года уступила первенство. Тираж издания снизился фактически в два раза до 12,85 тысяч экз. (четвертое место).