Найти тему

Роман Ивана Ле "Хмельницкий" и его роль в развитии исторической литературы

Тернистый путь, пройденный человечеством многократно доказывал, что история является важнейшим блоком интеллекта нации. Еще в эпоху родоплеменных отношений первыми богами, к которым обращались наши далекие пращуры с молитвами были именно духи предков, способные и послать удачу и наказать за совершенные проступки, а впоследствии с появлением монотеистических религий известная заповедь о почтении к родителям трансформировалась в принципиально важное явление исторической памяти, которая наряду стала основой духовного мира каждого отдельного человека и нации в целом. Впрочем не только во внутреннем обращении к историческим личностям получила она свое внешнее выражение.

Памятник Миниу и Пожарскому-фото из интернета.
Памятник Миниу и Пожарскому-фото из интернета.

Запечатлеть образы и исторические свидетельства давно минувших дней люди стремились в самых разных сферах и прежде всего в сфере искусства, поскольку часто сухие и формализованные архивные строчки не могли дать живой картины прошлого, сделать его ближе и понятней для современников. Именно этой задачей и занялись служители муз.

Каждый из нас с легкостью вспомнит множество картин, скульптур и шедевров архитектуры, вдохновением для которых послужили именно исторические события и выдающиеся деятели отечественного и мирового прошлого, но особая роль в этом смысле всегда отводилась литературе.

Это связано с тем, что именно текст способен максимально концентрировать на себе, а также стимулировать мыслительный процесс поскольку история как известно по своей природе требует вдумчивости кроме того завещанный еще Библией постулат о том, что «в начале было слово» тоже имеет важное значение в обсуждаемом контексте.

Те, кого принято называть гениями не случайно так часто писали в своих произведениях об истории страны.

Даже в библиографии «нашего всего» Александра Сергеевича Пушкина мы можно найти много произведений исторического жанра.

изображение из открытых источников
изображение из открытых источников

Прекрасная поэма «Полтава», драма «Борис Годунов» прививали читателю чувственное отношение к собственному прошлому, учили любить его искренне и глубоко.

Героическая атмосфера событий Северной войны, времени «когда Россия молодая мужала гением Петра», тягостная мрачность Смуты, глубина исторических персонажей способных по своей характерности, внутренней силе сравняться с героями Шекспира производят глубокое впечатление и повергают в своеобразный эстетический шок, сочетая эмоциональность с глубоким ощущением историзма и пониманием исторической правды. Именно эти два ориентира стали традиционными векторами развития отечественной исторической словесности, которая остается верна им и сегодня.

современная классика исторической прозы- роман "Тобол" Алексея Иванова
современная классика исторической прозы- роман "Тобол" Алексея Иванова

Отдавая дань нашим классикам, прославившим себя и на поприще летописца Нестора необходимо отметить также, что российская историческая проза долго время была не свободна от подражательства «западному стилю» и прежде всего Вальтеру Скотту.

фото из открытых источников
фото из открытых источников

Подобно ему известный писатель Михаил Загоскин в своих произведениях использовал исторический компонент лишь в качестве фона на котором действовали его герои, наделенные всеми лучшими человеческими качествами часто гипертрофированными.

фото из открытых источников
фото из открытых источников

Положение дел изменилось с выходом великого романа во всех смыслах романа Льва Толстого «Война и мир». С легкой руки «ясполянского старца» русский исторический роман получил еще одну из характерных своих черт- эпохальность.

фото из интернета
фото из интернета

Оставаясь пока еще направленным, прежде всего на раскрытие художественных образов, созданных автором эпопея Льва Николаевича ,основательно закрепила за описываемой в произведении исторического жанра эпохой статус полноценного, хотя пока еще и не главного героя повествования.

Большинство поступков и мыслей героев романа имеют в своем истоке именно те исторические события, в которые они вовлечены, что на тот момент было одним из самых необычных примеров новаторства в российском литературном пространстве.

Следующая веха развития исторического романа в России пришлась на 1929 год. Именно тогда была начата работа над романом «Петр Первый» по словам Горького «первым настоящим историческим романом в русской литературы. По странному совпадению его написал почти полный тезка и родственник вышеупомянутого Льва Толстого - Алексей известный в уже советской литературе как «Красный граф».

фото в свободном доступе
фото в свободном доступе

Фамильная страсть к эпичности создаваемого сохранилась и у него.

В масштабном литературно-историческом полотне о великом русском царе и реформаторе фактически не оказалось незначительных мелочей и второстепенных персонажей, но теперь философские измышления и терзания сугубо литературных персонажей отошли на второй план.

Впервые русская литература исторического направления заявила о себе как о явлении поистине уникальном.

Мушкетеры, рыцари и различные герои без страха и упрека так детально прописанные французскими и английскими авторами под пером советского романиста покинули центр авторского и читательского сознания.

Теперь они выполняли лишь служебную функцию и должны были лишь слегка оживлять сюжет представлявший собой по сути художественную хронику великих дел и свершений Петра Первого.

С этого момента в мире появилось две школы написания исторической литературы: европейская и русская и если первая относилась скорее к беллетристике, легкому жанру, наряду с популярными сегодня книгами фэнтези и детективами, то последняя являлась по сути документалистикой, сдобренной, лишь совсем небольшой долей литературности, не вступавшей в противоречие с историческими фактами, а скорее дополнявшей их.

Так благодаря творческим усилиям Алексея Толстого Россия (тогда СССР) стала родиной «настоящего исторического романа»- дорога к его дальнейшему развитию оказалась открытой, а почва для него весьма благодатной - большой любитель истории Иосиф Сталин дал некую индульгенцию историческим писателям - цензура была к ним гораздо менее придирчивой и помимо идеологического соответствия позволяла серьезно излагать материал.

фото из интернета
фото из интернета

Здесь стоит сказать, что литературная судьба исторических персонажей порой оказывалась не менее любопытна, чем их историческое значение. Так об Анне Австрийской мы чаще вспоминаем, читая именно «Трех мушкетеров» Дюма, а не учебник истории и при всей спорности исторической концепции французского писателя в массовом сознании она звучит гораздо убедительнее, чем подлинные исторические факты.

фото из открытых источников
фото из открытых источников

Еще задолго до появления голливудского кино Дюма в своей книге по сути разработал идеальную его концепцию.

Традиционное разделение им своих персонажей на хороших и плохих привело к тому, что сегодня далеко не каждый поверит, что кардинал Ришелье был великим государственным деятелем- слишком любит массовый читатель всемирно известный приключенческий роман, чтобы принимать другую точку зрения на описанные в нем события пусть они и далеки от исторической действительности.

Вместе с тем несомненно, что отечественная историческая проза тоже сумела оказать свое влияние на читателя.

Так о том, что Алексашка Меньшиков торговал пирожками мы помним скорее как раз из обсуждаемого нами «Петра Первого», а не из монотонных лекций учителя.

фото из интернета
фото из интернета

Однако повторим: русская литературно-историческая школа гораздо больше тяготеет к документальности, так что и влияние у нее оказалось гораздо более положительным.

После столь длительного предисловия я считаю возможным, наконец, перейти к главной теме нашего сегодняшнего разговора.

Речь пойдет о романе украинского писателя-историка Ивана Ле «Хмельницкий», но не будем забегать вперед.

Начать стоит с того, что тема казачества всегда была очень созвучна русским душевным настроениям и представители отечественной словесности многократно обращались к ней.

Еще со времен Гоголя при всей условности нарисованной им картинки мы восхищаемся «Тарасом Бульбой» и сопоставляем общую канву знаменитой повести с гомеровским эпосом, однако на историческую достоверность это произведение очевидно не претендовало.

фото из интернета
фото из интернета

В свою очередь первым значительным произведением, посвященным не просто запорожскому казачеству, а непосредственно личности Хмельницкого стал роман польского классика Генрика Сенкевича «Огнем и Мечом».

Генрик Сенкевич- фото из интернета
Генрик Сенкевич- фото из интернета

Он был опубликован в 1844 году в журнале «Друг народа» и с точки зрения стиля во многом синонимичен с такими популярными своими собратьями как «Три Мушкетера» и «Айвенго».

В романе есть место определенному историческому содержанию, но оно полностью подчинено идеям автора, под влиянием которых исторические факты изложены весьма свободно.

Так симпатии автора почти полностью принадлежат исключительно своим соотечественникам всем как один благородным и честным шляхтичам, которые одни могут одолеть целую армию такие они «чудо богатыри».

Кадр из фильма "Огнем и мечом"
Кадр из фильма "Огнем и мечом"

Сам же гетман запорожского казачества и всей Украины Хмельницкий мало того что груб и неотесан, но еще и представлен паном Сенкевичем полной бездарностью все победы которого одержаны отнюдь не за счет его полководческих способностей, а благодаря удачным обстоятельствам.

По жанру произведение представляет собой скорее мелодраму со всеми характерными для нее особенностями.

Любовные переживания героев крайне мало связаны с исторической конвой повествования и, к сожалению, не всегда выглядят убедительными даже сами по себе.

Явная «пропольскость» написанного при чтении тоже слишком бросается в глаза, увеличивая неотвязное ощущение некоторой фальши, которая приводит в свою очередь откровенной ходульности и картонности поступков, слов и действий героев- слишком нарочито порой они выражают свои чувства и эмоции.

Все сказанное относится и к трилогии писателя Михаила Старицкого «Богдан Хмельницкий» с той лишь разницей, что авторские акценты смещены с польской стороны в украинскую.

Трилогия "Хмельницкий" Михаил Старицкого- фото в свободном доступе
Трилогия "Хмельницкий" Михаил Старицкого- фото в свободном доступе

Таким образом, лишь нашему сегодняшнему герою- писателю Ивану Леонтьевичу Ле удалось создать настоящую, основательную и поистине глубокую эпопею о жизни и судьбе знаменитого гетмана Богдана Хмельницкого.

Ле начал работать над романом в 1939 году, через десять лет после того как взялся за перо Алексей Толстой то есть можно сделать вывод, что Иван Леонтьевич стал наследником жанровых традиций старшего товарища.

фото из интернета
фото из интернета

Поставленная им перед самим собой как автором творческая задача была весьма сложной.

Уже ко времени появления у него замысла произведения Хмельницкий был фигурой успевшей основательно «забронзоветь» - изрядный символизм, свойственный этому историческому персонажу нес в себе большой риск слишком сильно удариться в пафос или идеологию, которая даже вне рамок социалистического реализма была свойственна выбранному персонажу как таковая.

Памятник Богдану Хмельницкому в Киеве-фото из интернета
Памятник Богдану Хмельницкому в Киеве-фото из интернета

Однако Ле удалось вписаться в столь сложную геометрию, почти не поцарапавшись об углы.

Традиционный для русского исторического творчества жанр художественной биографии был явлен им в своем романе в максимально широком объеме. Вместе с тем произведение содержало в себе и некоторые черты европейского литературно-исторического стиля и если «Три Мушкетера» начиная «с места в карьер» сразу сталкивают Дартаньяна с Рошфором, задавая тем самым будущую динамику сюжета, то первая книга трилогии «Хмельницкий» (произведение издавалось и в двух томах» сразу приковывает внимание читателя тем, что буквально на первых страницах происходит событие, сразу указывающее на идейную основу произведения. Слепой казак Карпо Богун задушил польского жолнера - именно это событие становится первоначальной интригой книги.

фото из интернета
фото из интернета

Богдан Хмельницкий - в то время тринадцатилетний подросток, воспитанный матерью в казацких традициях считает такой поступок справедливым, так как «польские кровопийцы» давно заслужили наказание. Принимая непосредственное участие в спасении попавшего в заключение кобзаря и его сына Мартынка Богдан вступает в глубокий конфликт со своим отцом Михаилом - казацким урядником, находящимся на польской службе. Авторская позиция в таком поведении видит корень его будущей деятельности по освобождению от польского гнета темное начало, которого в дебюте романа составляет польский офицер Самойло Лащ.

События, связанные с поступком Богуна принимают крутой оборот. Население городка Чигирин на фоне, которого развивается сюжет, оказывает упорное сопротивление польским панам, учинившим бесчинства на городских улицах и желающих похоронить убитого жолнера по униатскому обряду, что глубоко претит православным украинцам.

Киево-Печерская лавра- фото из интернета
Киево-Печерская лавра- фото из интернета

Тем временем Богдан организует переправу своих новых обездоленных друзей за Днепр и, испытав «сильные и благие потрясения» еще более укрепляется в своем желании стать казаком.

Несмотря на столь стремительное начало повествования, происходящее на страницах книги выглядит достаточно естественно.

Отмечая это следует указать на один важный нюанс.

Исторические личности, которых мы сегодня называем выдающимися были признаны таковыми далеко не сразу. Они просто существовали в текущем историческом моменте и выполняли те задачи, которых требовали от них обстоятельства.

Именно это «существование в текущем историческом моменте» и показывает нам Иван Ле- такое понимание материала позволяет осветить жизнь ведущего персонажа во всех подробностях.

Богдан едет вместе с отцом к гетману с жалобой на действия польских военных в Чигирине и, наблюдая за тем как тот общается с ним постигает первые уроки политической мудрости.

Гетман Жолкневский фото из интернета
Гетман Жолкневский фото из интернета

Заметив способности отпрыска Михаил Хмельницкий отправляет его на учебу в Варшаву в иезуитскую коллегию где юный «схизматик» что характерно растет и формируется как личность, оставаясь при этом верным и православной религии и собственным принципам и все это среди традиционно лицемерной среды иезуитов.

Так он, несмотря на разницу, происхождении и вере защищает перед университетским начальством своего друга Станислава Хмелевского, однако этот поступок остается без последствий благодаря заступничеству отца последнего.

С этого момента отстаивание свободы и справедливости становятся ведущими для Богдана.

Последствия недавнего события не становятся для него поводом для того чтобы предать себя.

Рискуя собственной жизнью он вступается за осужденного на казнь выходца из Молдавии Ивана Ганджу и, заявив, что не желает больше находиться среди шляхты продолжает учебу уже в Киеве.

Оказываясь в атмосфере «русского мира» он находит новых друзей и встречает свою первую любовь- поющую в церковном хоре прекрасную девушку, которая тоже поддавшись порыву юношеских чувств компрометирует себя перед монастырским начальством и оказывается вынуждена покинуть обитель.

фото из интернета
фото из интернета

Во время своих скитаний она попадает в плен к татарам и несмотря на то что спасти ее так и не удается Богдан получает первый опыт военного похода отправившись на поиски любимой вместе с казаками.

Годы ученической юности позади.

Богдан все активнее включается в казацкую жизнь. Становясь участником их своеобразных сходах во время которых они ост свои права перед поляками он занимает должность писаря и еще более близко вникает в желания и чаянья собратьев.

Впрочем, совсем скоро ему приходится сменить перо на меч. Многочисленные татарские набеги вынуждают шляхту объявить войну Турции и начать стягивать свои войска под молдавский городок Цецору. Именно там произойдет битва, которая сыграет в судьбе Хмельницкого важнейшую роль: в ней погибает его отец Михаил, а сам он оказывается в турецком плену.

Цецорская битва- фото из интернета
Цецорская битва- фото из интернета

Здесь автор, описывая ту непростую ситуацию, в которой оказывается его герой, Иван Ле активно использует приключенческие элементы. Так активную помощь в его освобождении оказывает не только представители греческого духовенства, отуреченные болгары но и та самая девушка, которую он в свое время спас от позора во время совместного похода с казаками на Крым.

Пережив множество приключений Хмельницкий, наконец, вступает на родную землю, однако она встречает его весьма неласково.

Среди казаков пошли слухи о его мусульманстве и теперь ему крайне непросто доказать, что для них он все еще свой, а между тем народные силы ищут своего выхода и открыто выступают против поляков.

Казнен, разрушивший крепость Кодак запорожец Иван Сулима и его собратья понимают, что пришло время показать ляхам, что они сила с которой придется считаться.

фото из интернета
фото из интернета

Одно из первых казацких восстаний под предводительством атамана Павлюка (о нем мы уже упоминали в одной из наших статей) завершается кровопролитным сражением близ села Кумейки где на историческую сцену выходит Потоцкий- польный гетман и главный идеолог и практик польского национализма, оставляя после себя лишь кровь и пепелища.

Гетман Николай Потоцкий
Гетман Николай Потоцкий

Жребий брошен - условия мира поляки привычно не выполняют, а хрупкое перемирие нельзя назвать надежным.

Часть казаков отправляется в качестве наемников подобно известному Максиму Кривоносу воевать на территории Европы, а другие ждут лучшего момента, чтобы взять реванш за недавнее поражение.

Рассказывая читателю обо всех этих событиях, автор развертывает широкую панораму истории 17 века глазами казачества.

Много внимания он уделяет делам политики, армии социально-общественных вопросах.

Так польский монарх, проявляя явную симпатию к храбрым и мужественным казакам к сожалению ничего не может сделать для них- Сейм не поддерживает его планы войны против Турции и в итоге находящаяся за днепровскими порогами боеспособная армия оказывается без дела представляя реальную опасность для правящей верхушки да и в целом польских дворян и землевладельцев.

По совету супруги Марии-Людовики король отправляет казаков в Голландию для помощи Франции в войне против Испании.

Безоглядно храбрые запорожцы поражают европейскую общественность не только отвагой, но также тактическим мастерством. Именно при их поддержке удается взять легендарную крепость Дюнкерк.

фото из интернета
фото из интернета

Вернувшегося на Украину Хмельницкого обвиняют в государственной измене: якобы беседуя с принцем Конде он поддержал его планы по созданию коалиции против поляков- мужественный казак теперь уже успевший заявить о себе и заграницей не смея надеяться на королевскую помощь бежит на Сечь.

фото из интернета
фото из интернета

Ничто не может его остановить - не постоянное преследование поляков не даже кратковременное пребывание в польском плену, из которого ему удается бежать.

Близок день начала фактической гражданской войны между казаками и шляхтой.

Хмельницкий получает от запорожцев чин гетмана и становится фактическим вождем всей Украины.

Важно, что и здесь автор избегает возможного пафоса - Хмельницкий отказывается от переговоров с поляками несмотря даже на то, что среди прибывших дипломатов находится друг его молодости Стась Хмелевский. Казаки готовы последовать за своим предводителем.

фото из открытых источников
фото из открытых источников

Иван Ле пусть и иногда и бегло, но с предельным описывает все ключевые сражения связанные с восстанием Богдана Хмельницкого- битву у Желтых Вод, под Белой Церковью и другие. Здесь они просто часть книжного пространства как в «Огнем и мечом», а именно художественная реконструкция исторических событий достоверная и во всех смыслах правдивая.

В более авантюрном духе решена концовка произведения: падчерица Хмельницкого Гелена оказывается польской шпионкой и соратники гетмана проводят целую операцию по ее обезвреживанию. По атмосфере она напоминает фильмы польского режиссера Ежи Гофмана по романам уже много раз упоминаемого нами Сенкевича, но в целом учитывая сколь глобален и разнообразен рассмотренный автором материал труд можно поставить в один ряд с такими классическими образцами русского исторического романа как «Жестокий век» Исая Калашников «Емельян Пугачев» Вячеслава Шишкова и «Степаном Разиным» Степана Злобина. Учитывая сколь высоко литературное и историческое качество названных произведений такая оценка является весьма высокой.

На сегодня, уважаемые читатели все. До встречи. До новых статей.