Найти в Дзене
Minsknews.by

Убийство Царя-освободителя, I съезд РСДРП и «Ко мне, Мухтар!». Этот день в истории: 13 марта

Оглавление

Хроника важных и интересных событий, произошедших в городе, стране и мире 13 марта в разные годы, — в подборке корреспондента агентства «Минск-Новости».

1881 год. Трагически обрывается жизнь Александра II

-2

Двенадцатый всероссийский император, вошедший в историю как Царь-освободитель (в связи с отменой крепостного права), погиб в результате теракта, организованного партией «Народная воля».

В промозглую ночь на 13 марта в одной из петербургских квартир долго не гасили свет. Четверо мужчин и две женщины работали. К утру они наполнили «гремучим студнем» жестянки из-под керосина. Получились четыре самодельные бомбы. Они предназначались царю.

В два часа дня Александр Николаевич покинул Михайловский замок, чтобы вернуться в Зимний дворец. Миновав Инженерную улицу, карета императора повернула на Екатерининский канал, но не успела проехать и ста сажень, как раздался оглушительный взрыв.

Были ранены казаки конвоя и некоторые лица поблизости, разрушена задняя стенка кареты, но сам Александр II не пострадал. Император вышел из кареты и на взволнованные вопросы окружающих отвечал: «Слава богу, я не ранен». Попросил показать бросившего бомбу террориста Николая Рысакова, которого уже обыскивала охрана, и медленно пошел в сторону Театрального моста.

Тотчас же раздался второй взрыв — народоволец Игнатий Гриневицкий метнул бомбу прямо под ноги царя. «В Зимний! Там — умереть», — прошептал смертельно раненый Александр и потерял сознание. Спустя полтора часа он скончался на руках жены.

Помимо императора в результате двух взрывов погибли на месте или скончались позже от полученных ран одиннадцать человек, в том числе 14-летний мальчик, крестьянин Коля Захаров, а также сам террорист Гриневицкий.

1898 год. В Минске тайно собирается I съезд РСДРП, призванный объединить многочисленные социал-демократические группы в единую партию

-3

Дом на Захарьевской, 133 (ныне пр. Независимости, 31А), в котором проходил съезд, принадлежал дворянке Франтишке Ржецкой. Сама благородная особа никакой роли в проведении этого мероприятия не играла. Половину почти нового на тот момент дома арендовал у нее служащий Либаво-Роменской железной дороги Петр Румянцев — вполне респектабельный человек, даже державший прислугу. Он-то и предоставил свои апартаменты для встречи создателей РСДРП.

Для конспирации проведение съезда было приурочено к именинам супруги Румянцева. С этой целью на стол выставили самовар и разложили игральные карты. Сам Румянцев в случае опасности должен был хватать баян и начинать играть, изображая праздничное веселье.

Выбор на квартиру Румянцева пал не случайно — напротив этого дома размещались конюшни минской жандармерии, и организаторы рассчитывали, что у себя под носом полиция вряд ли будет их искать.

В съезде, который продлился три дня, приняли участие девять делегатов от шести организаций марксистского толка. Они долго спорили, включать ли в название партии слово «рабочая». Дело в том, что в социал-демократических и марксистских кружках страны рабочих тогда было мало или не было вовсе. Но решили все-таки включить — так сказать, с прицелом на будущее.

Манифест партии написал Петр Струве, историк, философ, экономист, получивший впоследствии мировую известность. Он опекал молодых марксистов, в том числе и Ленина, помогал издавать его первые работы.

В советские времена писали: «Ленин руководил работой съезда из ссылки». На самом деле это не так, даже о самом факте съезда Ильич узнал только 19 мая от приехавшей в Шушенское Надежды Крупской.

I съезд РСДРП имел важное историческое значение, но выполнить свою главную задачу — реально объединить разрозненные группы в партию — не смог: вскоре практически все его делегаты во главе с избранным ЦК были арестованы. Никто из участников первого съезда РСДРП позже так и не поднялся на вершину партийной иерархии. На следующем съезде в 1903 г. партия раскололась на меньшевиков во главе с Мартовым и большевиков во главе с Лениным.

В советские времена Дом-музей I съезда РСДРП был одним из самых посещаемых объектов страны — до полумиллиона человек в год! Сюда водили интуристов, здесь принимали в пионеры и чествовали ветеранов войны. На исходе минувшего столетия интерес к прародине отечественного коммунизма заметно поугас.

1938 год. Выходит постановление Совнаркома СССР и ЦК ВКП(б) «Об обязательном изучении русского языка в школах национальных республик и областей»

-4

Фото РИА Новости

Уже с 1938/1939 учебного года во всех школах СССР вводилось обязательное изучение русского языка. Охват им всех без исключения граждан многонациональной страны стал стратегическим вопросом. По задумке советских властей, уроки русского должны были решить три главные задачи: рост общения между гражданами, повышение профессиональной грамотности и успешное несение военной службы.

В национальных школах русский язык и литературу стали преподавать со второго класса как основной предмет объемом не менее 4-5 часов в неделю. Эта политика проводилась последовательно с 1945 г. вплоть до распада СССР, став в годы перестройки объектом нападок со стороны национальных движений.

1965 год. На экраны выходит фильм Семена Туманова «Ко мне, Мухтар!»

-5

Трогательную историю о взаимной преданности лейтенанта милиции и овчарки по кличке Мухтар посмотрели в том году 29,6 млн зрителей.

Прототипом Мухтара стал героический пес по кличке Султан, за десять лет милицейской службы поучаствовавший в 5 тыс. операций, задержавший более тысячи преступников и нашедший похищенного имущества на общую сумму в 3 млн рублей. После смерти Султана его тело превратили в чучело и с подробным описанием заслуг выставили в Музее ленинградского уголовного розыска. В 1959 г. музей посетил писатель Израиль Меттер, который настолько проникся историей четвероногого героя, что написал про него повесть. И вот по этой повести на «Мосфильме» сняли киноленту «Ко мне, Мухтар!».

«Когда режиссер пригласил меня на роль Глазычева, на серьезную роль милиционера, проводника служебной собаки, я засомневался и испугался, — вспоминал Юрий Никулин. — Но режиссер проявил твердость, сказав, что он в Никулина верит, что только я это сыграю, ведь я, как и он, фронтовик. И фильм получился».

Фильм, безусловно, получился. Правда, на съемках Никулин получил по физиономии, и довольно чувствительно. Он сам рассказал об этом в книге «Почти серьезно». По сюжету главная героиня ленты, которую воплотила Алла Ларионова, продала пса сотрудникам милиции, а через год решила увидеться с четвероногим другом. Собака же должна была наброситься на бывшую хозяйку. Ларионова не побоялась играть в сцене нападения без дублера, к тому же дрессировщик Михаил Длигач взял ответственность за ее жизнь и здоровье на себя. По этой причине Длигач портил дубль за дублем: как только после его команды овчарка набрасывалась на актрису, он вбегал в кадр, чтобы их разнять. Режиссер настоятельно просил дрессировщика потерпеть хотя бы пару секунд, чтобы Дейк чуть-чуть покусал Ларионову, которая была снабжена всей необходимой защитой, но выдержки дрессировщику не хватало. И метры пленки снова и снова шли в брак. Тогда режиссер попросил Никулина при съемке очередного дубля попридержать прыткого кинолога за полушубок. Никулин, как человек ответственный, выполнил просьбу и… получил от дрессировщика удар в челюсть.

1988 год. В Японии открывается туннель Сэйкан

-6

Жители двух крупнейших островов Японии, разделенных водами Сангарского пролива, стали свидетелями удивительного события: поезд, нырнувший под каменные своды тоннеля на острове Хонсю, через некоторое время подземно-подводного путешествия целым и невредимым вынырнул на острове Хоккайдо. Так был введен в эксплуатацию почти 54-километровый Сэйкан (в переводе — Величественное зрелище). До 2010 г. Сэйкан оставался самым протяженным действующим железнодорожным тоннелем в мире, пока его всего на три метра не превзошел построенный в Швейцарии Готардский туннель.

К реализации беспрецедентного по своим масштабам проекта по строительству Сэйкана японцев подтолкнули трагические события сентября 1954 г., когда в морском проливе, разделяющем острова Хонсю и Хоккайдо, мощный тайфун раскидал и потопил пять кораблей-паромов, курсировавших между двух берегов. Погибли более тысячи человек. Страна испытала столь сильный шок, что уже через несколько месяцев начались изыскательские работы, а еще год спустя на стол премьер-министра лег доклад авторитетной комиссии с утверждением, что строительство грандиозного тоннеля технически возможно.

Строительство Сэйкана обошлось в 3,6 млрд долларов, что значительно превысило запланированную сумму. Куда большими, чем предполагалось, оказались и сроки строительства. Дело тут, конечно, не в расторопности строителей. Слишком много трудностей было на их пути — слабые грунты, мощное давление воды, чрезмерная водопроницаемость природных слоев… Тяжелые условия труда привели к гибели 66 человек.

В 1983 г. тоннель был, наконец, пробит, а в 1988-м по нему пошли поезда.

Сказать, что пассажиры пересекают Сэйкан под привычный для этого вида транспорта стук колес, нельзя — рельсы намертво сварены в 54-километровую плеть и не имеют ни единого стыка. Тщательно отбалансированное дорожное полотно исключает даже малейшие колебания вагона.

Толщина бетонных стен тоннеля — 70 см, но вода все равно постоянно просачивается внутрь. Поэтому днем и ночью здесь не прекращают работу насосные станции, ежеминутно выбрасывающие на поверхность до 16 т воды!

И тем не менее японцы чувствуют себя в тоннеле в безопасности. Впрочем, они действительно застрахованы от самых разных неприятностей и катаклизмов, вплоть до землетрясений: вдоль всей длины тоннеля установлены чувствительные датчики, способные уловить самые ничтожные колебания земли, а при толчках силой в 4 балла поезда автоматически останавливаются, чтобы пережить подземную бурю. Внутри тоннеля построены две платформы для чрезвычайных остановок. От каждой из них в толщу земли уходят 300-метровые герметизирующиеся тоннели-убежища с необходимым запасом кислорода, воды, продуктов и медикаментов.

Смотрите также: