Найти тему
Псиблог

Детская Психология: Теоретические перспективы детского развития

Продолжаем обсуждать теоретические перспективы детского развития.

Организменная перспектива

Неудовлетворенность традиционной теорией поведения привела к изучению когнитивных факторов в рамках современной теории социального научения. Теория социального научения по сути является продолжением организменных теорий развития. Самой известной организменной теорией развития является когнитивно- структурная теория Жана Пиаже. Стоит заметить, что относительно краткое изложение организменной теории в этом разделе не отражает ее важности, ведь она оказала глубокое влияние на наши представления о развитии человека.

Согласно теории Пиаже, чтобы способствовать изменениям и улучшать когнитивное восприятие детей необходимы два взаимодополняющих процесса. С одной стороны, они используют текущее понимание того, как устроен мир, в качестве основы для поглощения и усвоения новых событий и переживаний. С другой стороны, дети меняют имеющуюся базу знаний, включая новую информацию в существующие рамки знаний или ментальные структуры. В то же время они приспосабливаются или модифицируют существующее ментальное понимание в ответ на новые входные данные. По мере развития дети достигают более осмысленного понимания своего мира в результате взаимодействия этих взаимодополняющих процессов.

Согласно этой точке зрения, дети активно конструируют реальность своего мира. Это означает, что они не являются пассивными получателями опыта, а вместо этого активно интерпретируют и находят смысл в информации и событиях, с которыми сталкиваются в повседневной жизни. Дети не формируются пассивно только лишь подкреплением и моделями, которым они подвергаются. Наоборот, они активно ищут опыт и строят свой познавательный мир. Объективная реальность дает мало ответов на вопросы юных умов, поэтому они создают собственную, интерпретируя и реорганизуя свой опыт. Способ организации информации зависит от уровня познавательного развития ребенка. Дети проходят несколько этапов познавательного развития, каждый из которых характеризуется качественно различными способами решения задач и организации знаний. Маленькие дети, в отличие от подростков и взрослых, более привязаны к сенсорной и двигательной информации, менее гибки и менее способны к символическому и абстрактному мышлению. Более того, маленькие дети более эгоцентричны, то есть сосредоточены на собственных взглядах и менее способны принять точку зрения или понять чувства и восприятие окружающих, чем дети старшего возраста. Пиаже предположил, что когнитивное развитие можно рассматривать как процесс децентрации, включающий переход от сосредоточения внимания на своем чувственном опыте и отдельных компонентах проблемы к более широкому, многогранному и абстрактному взгляду на мир.

Поскольку организация интеллекта, знаний и стратегий на разных стадиях различна, когнитивное развитие носит прерывистый характер. Например, подростковый возраст рассматривается как особый период со своими собственными уникальными способами

осмысления проблем и событий. Подросток, в отличие от ребенка, может мыслить логически при подходе к новой проблеме. Например, сильно отличается способность к дедуктивным рассуждениям. Дети в процессе развития не меняются в объеме мышления, они приобретают новый вид и качество мыслительных процессов. Подводя итог, можно сказать, что когнитивное развитие является результатом расширения интеллекта ребенка через серию качественно различных и все более сложных реорганизаций по мере того, как он переходит на более продвинутые уровни когнитивного функционирования.

Перспектива обработки информации: альтернативный подход к познанию

Популярным подходом к пониманию когнитивного развития является подход обработки информации. Вместо того, чтобы сосредотачиваться на стадиях развития, этот тип теории делает упор на «(1) информацию, которую представляют дети, а так же процесс, который они используют для ее преобразования, (2)ограничения памяти, которые лимитируют количество обрабатываемой информации, (3) мышление, которое на любой стадии зависит от того, какую информацию ребенок представляет в конкретной ситуации, как он ей оперирует для достижения своей цели и сколько информации в памяти за один раз он способен удержать» (Siegler, 1991, p. 59).

Теоретики часто используют компьютерные аналогии и блок-схемы, которые помогают точно описать шаги, предпринимаемые ребенком для решения проблемы. Это не означает, что дети (или взрослые) думают так же, как работают компьютеры, но использование этих стратегий помогает исследователю точно планировать ожидаемые действия. Ниже мы разберем пример модели обработки информации, в которой подробно описаны этапы мышления. Такой подход применялся к широкому кругу проблем когнитивного развития, включая внимание, память, решение задач и планирование. Более того, подход обработки информации позволяет узнать, как дети развивают понимание чтения, математики и естественных наук (Siegler, 1991). Наконец, этот подход предоставил мощный аналитический инструмент для понимания социального поведения, такого как решение социальных проблем и агрессия (Dodge, 1985).

Модифицированная модель обработки информации с функцией исполнительного управления (from Atkinson & Shiffrin, 1968.)

  • 1. ВВОД ДАННЫХ ИЗ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ – СЕНСОРНЫЙ РЕГИСТР (процессы восприятия и внимания) – КРАТКОСРОЧНАЯ/РАБОЧАЯ ПАМЯТЬ (включение памяти в решение проблем) – ОТВЕТ
  • 2. ВВОД ДАННЫХ ИЗ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ – СЕНСОРНЫЙ РЕГИСТР (процессы восприятия и внимания) – КРАТКОСРОЧНАЯ/РАБОЧАЯ ПАМЯТЬ (включение памяти в решение проблем) – ДОЛГОСРОЧНАЯ ПАМЯТЬ (хранение стратегий и знаний, полученных с опытом) — КРАТКОСРОЧНАЯ/РАБОЧАЯ ПАМЯТЬ (включение памяти в решение проблем) – ОТВЕТ
  • 3. ФУНКЦИЯ ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ (направляет восприятие и внимание, выбирает воспоминание и схожее решение проблемы, отслеживает успех стратегий и качество решений) — СЕНСОРНЫЙ РЕГИСТР (процессы восприятия и внимания) – КРАТКОСРОЧНАЯ/РАБОЧАЯ ПАМЯТЬ (включение памяти в решение проблем) – ОТВЕТ
  • 4. ФУНКЦИЯ ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ (направляет восприятие и внимание, выбирает воспоминание и схожее решение проблемы, отслеживает успех стратегий и качество решений) — СЕНСОРНЫЙ РЕГИСТР (процессы восприятия и внимания) – КРАТКОСРОЧНАЯ/РАБОЧАЯ ПАМЯТЬ (включение памяти в решение проблем) – ДОЛГОСРОЧНАЯ ПАМЯТЬ (хранение стратегий и знаний, полученных с опытом) — КРАТКОСРОЧНАЯ/РАБОЧАЯ ПАМЯТЬ (включение памяти в решение проблем) – ОТВЕТ
  • 5. ФУНКЦИЯ ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ (направляет восприятие и внимание, выбирает воспоминание и схожее решение проблемы, отслеживает успех стратегий и качество решений) — КРАТКОСРОЧНАЯ/РАБОЧАЯ ПАМЯТЬ (включение памяти в решение проблем) – ОТВЕТ
  • 6. ФУНКЦИЯ ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ (направляет восприятие и внимание, выбирает воспоминание и схожее решение проблемы, отслеживает успех стратегий и качество решений)- КРАТКОСРОЧНАЯ/РАБОЧАЯ ПАМЯТЬ (включение памяти в решение проблем) – ДОЛГОСРОЧНАЯ ПАМЯТЬ (хранение стратегий и знаний, полученных с опытом) — КРАТКОСРОЧНАЯ/РАБОЧАЯ ПАМЯТЬ (включение памяти в решение проблем) – ОТВЕТ
  • 7. ФУНКЦИЯ ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ (направляет восприятие и внимание, выбирает воспоминание и схожее решение проблемы, отслеживает успех стратегий и качество решений) — ДОЛГОСРОЧНАЯ ПАМЯТЬ (хранение стратегий и знаний, полученных с опытом) — КРАТКОСРОЧНАЯ/РАБОЧАЯ ПАМЯТЬ (включение памяти в решение проблем) – ОТВЕТ

В следующий раз обсудим перспективы психодинамической теории развития личности, которую выдвинул Зигмунд Фрейд.

ПсиБлог.рф

Оригинальная статья: E. Mavis Hetherington, Ross D. Parke – The biological bases of behavior. Child Psychology. A contemporary viewpoint. Fourth edition, 1993
Автор перевода: Золотухина Мария Сергеевна
Редактор: Симонов Вячеслав Михайлович, Шипилина Елена Ивановна
Ключевые слова: детская психология, детская научная психология, Жан Пиаже, теория развития Пиаже, организменная теория развития психики, обработка информации у детей, когнитивное развитие, практическая психология.

Источник фото: freepic.com