«Одиночество - великая вещь, но не тогда, когда ты один»
Бернард Шоу
Начну с того, что одиночество - это не чувство, хоть мы и говорим, что чувствуем его. Для примера, так же мы чувствуем себя лишними или чувствуем, что неправы, чувствуем влечение и решимость, уязвимость и обман.
Одиночество - это эмоциональное состояние, сопровождаемое разными эмоциями и чувствами: грустью, злостью, страхом, бессилием…
Идентифицируется одиночество субъективно, потому могу выделить только одну общую характеристику этого состояния - переживание отсутствия желаемой близости с другими людьми. Переживание отчужденности как некой вынужденной изоляции (а в некоторых случаях - и отвержения) и вытекающей отсюда потребности ее преодолеть.
Нередки случаи организации псевдоблизости как в групповом и индивидуальном терапевтическом процессах, так и в личной жизни. Именно по этой причине популярным становится «одиночество в толпе», когда вокруг люди есть, а истинного диалога нет. Диалога, в котором можно быть увиденным и понятым в своих переживаниях.
Предлагаю коротко пройтись по способам организации цикла контакта в контексте состояния одиночества.
Конфлюенция. Слияние как невозможность обнаружить себя отдельного и начать организовывать контакт с реальностью, легко создаёт иллюзию близости, а одиночество, неизбежно сопровождающее индивида в слиянии, трудно дифференцируется и, скорее, ощущается как обида или недовольство.
Интроекция. Страх перед одиночеством приводит к вопрошающей формулировке: «Что мне сделать, чтобы меня полюбили?». Желание получить близость за счет любви других людей чревато интроецированием (приобретением установок, миновавших внутреннюю критику) и слепому им следованию.
Проекция. Недостаточное присвоение качеств личности и обнаружение собственных потребностей и паттернов поведения приводит к фантазиям о других людях. То есть мы наделяем окружающих необходимыми характеристиками и только после этого стремимся организовать близость. А если перед вами не человек, а фантазия о нем, то говорить о близости трудно, поскольку с фантазией отношений не построить.
Ретрофлексия. Не дошедшая до другого интенция, развернутая на себя, делает невозможным выйти из своего состояния одиночества. Тенденция регулярно не говорить те самые слова, не возражать, не уточнять, не выражать намерение и чувства другому приводит к изоляции, именно той, в которой одиночество ощущается болезненно.
Эготизм. Гипертрофированное ощущение полной самодостаточности и убежденности в единственно возможной форме контроля - собственной, неготовность делить ответственность и доверять другим людям, не дает полностью погрузиться в близкие отношения. Здесь остаётся наблюдать за отношениями со стороны, не являясь их полноценным участником.
***
Интересным мне видится одиночество через призму здесь-и-сейчас.
Если редко бывать в настоящем, постоянно убегая в фантазии о прошлом и в фантазии о будущем, невозможно удовлетворить потребность в близости, потому что ни в прошлом ни в будущем никого на самом деле нет.
Эскапизм как способ сбегать от реальности приводит нас в выдуманный мир с вымышленными персонажами (вымышленными становятся потому, что они с нами на самом деле ТАК не взаимодействуют), в котором также нет реального контакта с человеком. Получается, сбегая от одиночества, в это самое одиночество и попадаем.
Работая с клиентом в теме его одиночества, исследуя субъективный опыт и помогая выделить потребность, обращаюсь к обнаружению авторства: какими правилами руководствуется, какие стратегии выбирает, на какие ценности опирается и тд.
***
Предлагаю небольшой практикум по работе с метафорическими ассоциативными картами.
Рекомендую проводить его с группой. Здесь скорее получится «заметить людей вокруг» и получить новый опыт взаимодействия и эмоциональной близости.
Инструкция:
Возьмите колоду карт «Ветер перемен» и предложите выбрать одну карту, отвечающую на вопрос «Какое ваше одиночество?». Карту лучше выбирать в открытую, видя изображения.
Опишите чувства, которые появляются, когда смотрите на эту карту. Расскажите, почему вы выбрали именно эту карту и как она перекликается с вашим одиночеством.
Второй вопрос звучит так: «Чего мне сейчас не хватает, из-за чего я одинок?»
Для ответа на этот вопрос выберите вторую метафорическую карту. Отвечая на вопрос, также заметьте, какие чувства у вас сейчас есть.
Третий вопрос: «Что у меня есть, что поможет выйти из одиночества?»
Этот вопрос позволит обнаружить ресурс, опору и расширит представление о своих возможностях в теме обращения со своим состоянием одиночества.
Пример из практики:
Достаточно быстро клиентка выбирает из колоды одну карту, на которой изображен мужчина, в полной темноте освещающий фонариком маленькую область в своей комнате.
- Я выбрала эту карту, потому что сначала даже не поняла, что на ней изображено. Мне откликнулась темнота… большое количество темноты и маленькая полоска света. Потом я увидела, что там есть человек в этой теме, и мне стало одновременно и спокойно и страшно. Спокойно от того, что в темноте меня никто не видит, а страшно как раз таки от этого… Моё одиночество мне привычно и в нём даже безопасно, но так надоело.
- Скажите, а когда этот человек смотрит на освященную область, что он чувствует? Может быть, он о чем-то думает?
- Ему нравится смотреть на свет, но опасно туда выходить и скорее он смотрит на свет для того, чтобы найти что-то конкретное, что ему нужно забрать обратно в свою темноту.
- Когда вы говорите мне это, что вы чувствуете?
- Мне грустно и хочется плакать. Грустно от того, что я понимаю, что я сама все так устроила.
Далее предлагаю выбрать карту, отвечающую на вопрос: Чего мне сейчас не хватает, из-за чего я одинок?
Клиентка выбирает карту, на которой изображена большая открытая книга, и смотрит на неё примерно минуту.
- Мне кажется, там написано много правил, как надо и как не надо делать. Я все время пытаюсь эти правила выучить, чтобы потом быть готовой пойти к людям. Мне кажется, что такой, какая есть, я никому не нужна.
- Если отвечать на вопрос, чего вам не хватает, как бы вы сформулировали ответ?
- Мне не хватает лёгкости рисковать и пробовать взаимодействовать с другими людьми, не опираясь на правила.
- Что вы чувствуете, когда говорите это?
- Мне по-прежнему грустно, но при этом появляется какая-то надежда, не могу сказать точнее, о чем она…
Я предлагаю выбрать третью карту: Что у меня уже есть, что поможет мне выйти из одиночества?
Клиентка выбирает карту с шахматами, расставленными на доске, и улыбается одним уголком рта:
- Хотелось бы сказать, что я знаю правила игры, но это опять отсылает меня к моим правилам. Кажется, я чувствую раздражение…
- Как думаете, может ли быть так, что ваши правила действительно являются вашей опорой, но чрезмерное их употребление мешает вам двигаться к людям?
- То есть, я могу опираться на то, чем себя останавливаю? Это интересно. Вижу сейчас на карте фигуру, лежащую рядом с доской, и думаю что, действительно, некоторые правила можно выкинуть, а некоторые оставить. Надо будет подумать, какие именно.
- Иногда обнаружить, какие именно правила не подходят, можно только на практике, в противном случае велик риск так и остаться в одиночестве, перебирая свои правила.
Работа с метафорическими картами отличается от классической психотерапии. Она позволяет немного прикоснуться к своей теме, задавая себе правильные вопросы. Здесь много дорог, которыми можно пойти. Например, исследовать появившиеся чувства, поддерживая их проживание, или пойти за теми «правилами», о которых говорила клиентка, и работать с интроектами, выводя их в область осознавания.
Работая с колодой метафорических ассоциативных карт «Ветер перемен», в индивидуальном или групповом формате, мы можем, не конфронтируя с защитными механизмами психики, подойти к запросу клиента, чтобы позволить ему обнаружить скрытое, а себе наметить дальнейшие стратегии работы.
Автор: Родригес Диана Хайровна
Психолог, Супервизор, Гештальт-терапевт
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru