Продолжу цикл статей про синдром Дауна. До 21 марта еще неделя, всю ее посвящаю Саве. Не хочу писать банальности про мифы, предрассудки и прочие многократно написанные истины. Их переписывают и перепечатывают из года в год. Поделюсь нашим опытом. Может кому-то пригодится. Ведь многие моменты подойдут любому ребенку, с диагнозом или без него. Что-то я уже писала и если повторюсь, не забрасывайте тапками. Как говорится, повторенье - мать ученья, а у нас порой были не ученья, мученья.
Но вернемся к теме статьи. Когда мы начинаем развивать своих детей? Любых? Что вообще значит - развивать ребенка? Как мне кажется, развивать с первых дней - это помогать ребенку воспринимать окружающий мир. Вот он родился и из привычной среды в мамином животике попадает в неизведанный, страшный для него и даже в чем-то агрессивный мир. Мы же не кидаемся с первых дней показывать ему буквы, но разговариваем с малышом, поем песенки, гладим, делаем массаж и т.д. Малыш с синдромом Дауна ни чем в это время не отличается от обычного ребенка, такой же маленький, беспомощный, полностью зависимый от мамы. Хотя нет, отличие обычно есть. Он может оказаться более слабым физически, менее чувствительным к тактильным ощущениям, и именно этим моментам надо уделить внимание с первых дней. Часто советуют тугое пеленание ребенка, мол, спать будет лучше, ручками себя не будет пугать и будить. Не знаю, я своих четверых никогда туго не пеленала, а Саве так это бы просто навредило. Я думаю, вы согласитесь со мной, что ни одна таблетка не укрепит мышцы, только физическая нагрузка. Движение - жизнь. Это в первую очередь относится к даунятам. Практически у каждого из них сниженный мышечный тонус. Что это значит? А это ребенок, как тряпочка, как кисель, растекается и лежит батончиком. Таким деткам не то что на бок повернуться, голову трудно держать, руки поднимать. Ему даже сосать тяжело. Если он будет просто в кроватке лежать и в потолок глазеть, получит развитие? Сомневаюсь. Решение - двигательная активность. Если нет противопоказаний врача, с первых дней массаж, гимнастика, даже бассейн не повредит. Часто говорят, нам врач не разрешал ходить на массаж. А кто запрещает делать его самостоятельно. Ведь это и поглаживания, и легкие разминания, и сгибание рук и ног. Да много всего. Не важно, есть у ребенка синдром или нет. Побуждать малыша двигаться самостоятельно. Мы Саве в ноги помещали шуршащий пакет с погремушками, возле головы ставили неваляшку. Он поднимал ручку, случайно задевал неваляшку, а она качалась и звенела. Через какое-то время сын уже специально старался ее задеть. Видео есть в конце статьи.
Еще вешали над ним музыкальную карусель. На одну из петелек подвешивали блестящую елочную игрушку из дождика. Она привлекала внимание Савы. Он поднимал руку и ударял по ней. Вот и развитие глазомера, координации.
Так порой казалось, что он ударял по ней не глядя. Мама - "извергиня" возьмет и сдвинет карусель в сторону. Сава руку поднимает, чтоб по игрушке попасть и промазывает. Поворачивает голову, смотрит и на следующем обороте карусели опять ударяет в нужное место. Месяцев с трех стали укладывать Саву в шезлонг.
В нем обзор лучше, да и переносить с места на место удобнее. А рядом ноутбук пристраивали, включали музыку, песенки. А то ведь весь день говорить - у мамы язык отсохнет.
Мамин массаж - отдельная статья. Ведь даже сорока-ворона развивает пальчики. Но ее можно не только на ручках, но и на ножках делать, и не только руками, а перышком, холодной ложечкой, мягкой игрушкой. Покажите мне ребенка, который не любит игру "Рельсы-рельсы, шпала-шпалы". А стал малыш старше, и вот мы уже прыгаем "По кочкам, по кочкам, в ямку бух". Таких игр великое множество. И вы не представляете, на сколько они полезны, не смотря на свою простоту. Ребенок начал поворачиваться на бочок - пора на пол. Даунята чаще всего начинают поворачиваться гораздо позже своих обычных сверстников. В кроватке уже тесно, а на диване или на столе где гарантия, что повернувшись на бок он по инерции не повернется дальше и не улетит на пол. Мы стелили Саве посреди комнаты ватное одеяло и вокруг него раскладывали игрушки. Крутись - не хочу, да самой рядом прилечь можно.
Начал малыш игрушки брать - пора и заниматься. Первые уроки занимают не больше минуты. Разобрала погремушку, которая крепится к кроватке, на шарики. Они цветные, разной величины. Вкладываю в руку и называю - шарик. Показываю второй, третий. Бросаем шарик в ведерочко. Ведерочко потрясли, гремит, Сава смеется. Перевернули ведерочко, шарики покатились в разные стороны. Самые мелкие на всякий случай забираю, чтоб в рот не затолкал, а большие оставила и занялась своими делами. А сын лежит на пузе, к шарикам тянется. Проходит время и уже сам начинает неуклюже шарик в ведерко кидать. Вот и до сортера круглого доросли. В крышке прозрачного ведерка делаем круглое отверстие и показываем, как шарик в него протолкнуть, а потом подсовываем кубик. Пихает ребенок кубик в дырку, а он не лезет. Переходим на новый уровень. В одну руку дали шарик, в другую кубик. Называем, показываем, щупаем уголки, гладим пальчиком шарик.
Это не занимает много времени. Важно давать ребенку и самостоятельно это все исследовать. Чем раньше пробудить в них интерес к окружающему миру, тем легче будет потом давать новые знания. Да, это долго, медленно, хочется все бросить. Ведь ребенок может быть не в настроении, или плохо самой маме. И ни кто не отменяет болезни. Но выделить 5-10 минут каждый день можно. Регулярность важна. Еще важнее не перегрузить. Я к сожалению с этим столкнулась. Хотелось успеть все. Но поездки к разным специалистам занимали много времени и забирали много сил не только у меня, но и у ребенка. В какой-то момент Сава просто стал сопротивляться всем занятиям. Я истерила, не понимала, что происходит. Психолог нам не помог. От всех специалистов отказались и забросили все занятия. Благо было лето. Много гуляли, играли, смотрели книжки. Отдохнули оба и начали все сначала.
Как оно было дальше, напишу в следующей статье. А пока маленькая видяшка. Здесь Савке почти три месяца.