Продолжаем мы исследовать поезда-реки, если можно так выразиться. И сегодня у нас "Тихий Дон". Москва - Ростов-на-Дону. Состав интересный тем, что несмотря на южное направление, он даже в советские годы отправлялся с Казанского вокзала, а потому у нас будет возможность сравнить скорость его перемещения на отдельных участках.
Сравнивать будем "Тихий Дон" образцам 1987 года и его же, но 2024 года. Номера у них, кстати, одинаковые. № 019 / 020. Итак, смотрим отправление из Москвы:
- 1987 - 19:05;
- 2024 - 18:40.
Сопоставимо, конечно, но вообще вот эти 25 минут вечером явно лишними не были. Тут вообще нужно сказать, что поезда из Москвы на Ростов-на-Длну отходят если не как электрички, то вполне сопоставимо. Например, возьмем обычный день - 24 апреля - среда. Посмотрим, сколько составов отправится из Москвы на Ростов-на-Дону:
00:ХХ - 1 состав;
01:ХХ - 1 состав;
05:ХХ - 1 состав;
07:ХХ - 1 состав;
08:ХХ - 1 состав;
09:ХХ - 1 состав;
10:ХХ - 3 состава;
13:ХХ - 1 состав;
14:ХХ - 2 состава;
15:ХХ - 1 состав;
16:ХХ - 2 состава;
18:ХХ - 1 состав;
19:ХХ - 2 состава;
20:ХХ - 1 состав;
21:ХХ - 1 состав;
22:ХХ - 1 состав;
23:ХХ - 3 состава.
Итого за день ровно 24 состава, то есть по 1 в час.
Давайте посмотрим аналогичную информацию на 5 июня 2024 года, то есть уже в летнем графике:
00:ХХ - 2 состава;
01:ХХ - 2 состава;
07:ХХ - 1 состав;
08:ХХ - 1 состав;
09:ХХ - 1 состав;
10:ХХ - 2 состава;
11:ХХ - 1 состав;
12:ХХ - 1 состав;
14:ХХ - 4 состава;
15:ХХ - 2 состава;
16:ХХ - 2 состава;
17:ХХ - 1 состав;
18:ХХ - 1 состав;
19:ХХ - 2 состава;
20:ХХ - 1 состав;
21:ХХ - 2 состава;
22:ХХ - 2 состава;
23:ХХ - 5 составов.
Итого 32 состава. Оно и понятно, аэропорт закрыт. Город-миллионник, как-то людям добираться нужно.
Следующая крупная станция на нашем пути - Рязань:
- 1987 год - 22:29;
- 2024 год - 21:15.
То есть разница из 25 минут превратилась в 74 минуты.
Следующий у нас Мичуринск-Воронежский. Время прибытия:
- 1987 год - 02:00;
- 2024 год - 23:35.
Разница выросла еще больше чем на час, и теперь это уже 145 минут. Кстати, у поезда 37 летней давности была еще остановка в Ряжске на этом участке.
Далее - Грязи-Воронежские
- 1987 год - 03:06;
- 2024 год - 00:21.
Фотографии вокзалов уже не привожу, мы их кучу раз осматривали во время предыдущих публикаций (про поезд "Кавказ", например).
На ст. Георгиу-Деж / Лиски составы прибывают в:
- 1987 год - 06:46;
- 2024 год - 02:48.
То есть на 685 км разница уже превысила 3,5 часа. При сопоставимом числе остановок.
Далее Россошь:
- 1987 год - 08:33;
- 2024 год - 04:23.
Ну а дальше, что у состава образца 1987 года, что у современного - огромное количество остановок вплоть до Ростова-Главного. Примерно каждые 40-50 минут:
Кутейниково;
Миллерово;
Каменская;
Лихая;
Шахтная;
Новочеркасск.
В 1987 году какие-то остановки повторялись, какие-то были другими, но в целом там всё сопоставимо. Эти составы и позиционировали в том числе, что они не только на Ростов-на-Дону ориентированы, но и на всю Ростовскую область, которая по пути.
Итого прибытие в Ростов-на-Дону:
- 1987 год - 17:10 при общем времени в пути 22 часа 05 минут (и сегодня есть составы, идущие примерно с такой же скоростью - Москва-Новороссийск, например - 22 часа 09 минут; Москва - Сухум - 21 час 57 минут);
- 2024 год - 10:28 при общем времени в пути 15 часов 48 минут.
Если мы примем расстояние по данным 1987 года - 1242 км, то получим среднюю скорость:
- 1987 год - 56,2 км/ч;
- 2024 год - 78,8 км/ч.
Можно констатировать, что очень неплохое ускорение получил этот состав. Но вот еще бы чуть-чуть не мешало. Например, прибытие в 10:28 для командированных означает фактически потерю половины рабочего дня. И раньше не отправишь особо, так как в Москве дела. И так-то время 18:40 - это практически предел разумного. Раньше уже некуда. Вывод - нужно еще работать над ускорением.
Кстати, если мы удалим из общего времени в пути продолжительность остановок (47 минут в 2024 году), то получим, что средняя скорость уже 82,9 км/ч. При ее увеличении до 90 км/ч время в пути составит уже 13 часов 48 минут, то есть получаем еще час выигрыша по чистому ходу. Но в целом, можно констатировать, что участок по российским меркам скоростной. На Транссибе нам такое снится только в самых розовых снах.
Ну а теперь у нас названия для вагонов "Тихого Дона" - забава, которая стала для меня уже привычной, позволяющей лучше узнать те места, которые мы виртуально посещаем.
Вагон № 1. Затерянный мир. Именно этот археологический парк (у него такое название) около станицы Пухляковской обычно ставится сегодня на первое место в списке мест, обязательных для посещения в регионе. Получилось у его создателей (братьев-археологов) действительно достаточно интересно. И отзывы об этом месте хорошие. Главным образом из-за большого количества различных интерактивов, в которые вовлекаются посетители. Например, я помню, как увлекательно было ставить опыт с дедом по поджиганию бумаги с помощью лупы и солнца.
Вагон № 2. Станица Старочеркасская. Бывшая столица казачества в этих краях. И здесь тоже есть музей. Его создавали по инициативе М. Шолохова. Разговаривал я как-то с одним из экскурсоводов, так вот один из самых популярных вопросов: "Как вы считаете, это Шолохов написал "Тихий Дон?". Скандалы, слухи, расследования привлекают наших людей очень сильно.
3. Парк Лога. Еще одно место, которое в последние годы прочно удерживает позиции в числе топ мест для посещения.
Расположен парк в городе Каменск-Шахтинский. Красиво там всё обустроено. Но когда мне говорят про местных шахтеров, то я тут же вспоминаю 90-е гг., когда они перекрыли железную дорогу. Событие было из ряда вон выходящее, конечно.
Вагон № 4. Танаис. Это один из первых археологических заповедников в нашей стране. "Донская Троя" - так его еще очень часто называют. Честно скажу, в какой-то момент меня такие объекты перестали привлекать. Понятно, что у каждого из них своя история, но ... Наверное, каждому своё. Но место однозначно знаковое.
Вагон № 5. Самбекские высоты. Музейный комплекс, посвященный событиям Великой Отечественной войны, которые происходили в этих местах. А происходило их здесь ой как немало. Уже скоро в нашем цикле публикаций про Великую Отечественную войну мы доберемся и до Ростова-на-Дону.
Вагон № 6. Скала Скелеватая. Очень хотел назвать вагон - Ростовские горы - в честь бессмертного мема Джен Псаки про то, что беженцы с Украины - это туристы в Ростовских горах, где очень целебный воздух. Круче только послать флот к берегам Белоруссии. Но в целом здесь есть то, что позволяет назвать объект - гора. Считается, что Скелеватая скала напоминает ребра скелетаю Ну кому как... Мне не напоминает.
Сюда едут еще не только на скалу посмотреть, но и полюбоваться реками Гнилуша Западная и Гнилуша Восточная. Вот такие интересные названия.
Вагон № 7. Станица Вёшенская. Ну невозможно все-таки здесь пройти еще раз мимо М. Шолохова. Там функционирует музей писателя.
Вагон № 8. Таганрог. Ну в этот город А.П. Чехова мы уже много раз заглядывали. И не только изучая маршруты Антона Павловича. Была и про Александра Сергеевича в Таганроге публикация.
Вагон № 9. Азов. А вот сюда нам еще предстоит заглянуть.
Вагон № 10. Ростов-папа. Собственно в честь конечного пункта нашего путешествия. Одесса-мама, Ростов-папа.
Здесь многое связано с сельским хозяйством, конечно. Даже театр есть вроде бы в форме трактора. Но там опять-таки нужно иметь большую фантазию. А вот другой в форме рояля с открытой крышкой. Это я могу представить.
Кстати, раньше Дон впадал прямо в Черное море, но затем появилось Азовское. Несмотря на то, что течение у реки действительно не очень быстрое, здесь бывают сильнейшие паводки. А потому дома всегда старались строить на возвышенных местах. Ну кто смотрел фильмы про эти края, тот должен хорошо представлять местный ландшафт. И Дон - это очень старая река. Считается, что ей миллионы лет.
Ну а у нас заканчивается очередная статья про еще один фирменный поезд. И еще одну реку в его названии. До встречи на канале!
P.S. Все статьи про фирменные поезда доступны в подборке по ссылке ниже: