Найти в Дзене
Города, поезда и горы

Фирменный "Тихий Дон". 1987 & 2024. Вспоминаем поезд и любуемся Ростовской областью

Продолжаем мы исследовать поезда-реки, если можно так выразиться. И сегодня у нас "Тихий Дон". Москва - Ростов-на-Дону. Состав интересный тем, что несмотря на южное направление, он даже в советские годы отправлялся с Казанского вокзала, а потому у нас будет возможность сравнить скорость его перемещения на отдельных участках.

"Тихий Дон" советских времен. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
"Тихий Дон" советских времен. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки

Сравнивать будем "Тихий Дон" образцам 1987 года и его же, но 2024 года. Номера у них, кстати, одинаковые. № 019 / 020. Итак, смотрим отправление из Москвы:

  • 1987 - 19:05;
  • 2024 - 18:40.

Сопоставимо, конечно, но вообще вот эти 25 минут вечером явно лишними не были. Тут вообще нужно сказать, что поезда из Москвы на Ростов-на-Длну отходят если не как электрички, то вполне сопоставимо. Например, возьмем обычный день - 24 апреля - среда. Посмотрим, сколько составов отправится из Москвы на Ростов-на-Дону:

00:ХХ - 1 состав;

01:ХХ - 1 состав;

05:ХХ - 1 состав;

07:ХХ - 1 состав;

08:ХХ - 1 состав;

09:ХХ - 1 состав;

10:ХХ - 3 состава;

13:ХХ - 1 состав;

14:ХХ - 2 состава;

15:ХХ - 1 состав;

16:ХХ - 2 состава;

18:ХХ - 1 состав;

19:ХХ - 2 состава;

20:ХХ - 1 состав;

21:ХХ - 1 состав;

22:ХХ - 1 состав;

23:ХХ - 3 состава.

Итого за день ровно 24 состава, то есть по 1 в час.

Давайте посмотрим аналогичную информацию на 5 июня 2024 года, то есть уже в летнем графике:

00:ХХ - 2 состава;

01:ХХ - 2 состава;

07:ХХ - 1 состав;

08:ХХ - 1 состав;

09:ХХ - 1 состав;

10:ХХ - 2 состава;

11:ХХ - 1 состав;

12:ХХ - 1 состав;

14:ХХ - 4 состава;

15:ХХ - 2 состава;

16:ХХ - 2 состава;

17:ХХ - 1 состав;

18:ХХ - 1 состав;

19:ХХ - 2 состава;

20:ХХ - 1 состав;

21:ХХ - 2 состава;

22:ХХ - 2 состава;

23:ХХ - 5 составов.

Итого 32 состава. Оно и понятно, аэропорт закрыт. Город-миллионник, как-то людям добираться нужно.

Следующая крупная станция на нашем пути - Рязань:

  • 1987 год - 22:29;
  • 2024 год - 21:15.

То есть разница из 25 минут превратилась в 74 минуты.

Следующий у нас Мичуринск-Воронежский. Время прибытия:

  • 1987 год - 02:00;
  • 2024 год - 23:35.

Разница выросла еще больше чем на час, и теперь это уже 145 минут. Кстати, у поезда 37 летней давности была еще остановка в Ряжске на этом участке.

Далее - Грязи-Воронежские

  • 1987 год - 03:06;
  • 2024 год - 00:21.

Фотографии вокзалов уже не привожу, мы их кучу раз осматривали во время предыдущих публикаций (про поезд "Кавказ", например).

На ст. Георгиу-Деж / Лиски составы прибывают в:

  • 1987 год - 06:46;
  • 2024 год - 02:48.

То есть на 685 км разница уже превысила 3,5 часа. При сопоставимом числе остановок.

Далее Россошь:

  • 1987 год - 08:33;
  • 2024 год - 04:23.

Ну а дальше, что у состава образца 1987 года, что у современного - огромное количество остановок вплоть до Ростова-Главного. Примерно каждые 40-50 минут:

Кутейниково;

Миллерово;

Каменская;

Лихая;

Шахтная;

Новочеркасск.

В 1987 году какие-то остановки повторялись, какие-то были другими, но в целом там всё сопоставимо. Эти составы и позиционировали в том числе, что они не только на Ростов-на-Дону ориентированы, но и на всю Ростовскую область, которая по пути.

Итого прибытие в Ростов-на-Дону:

  • 1987 год - 17:10 при общем времени в пути 22 часа 05 минут (и сегодня есть составы, идущие примерно с такой же скоростью - Москва-Новороссийск, например - 22 часа 09 минут; Москва - Сухум - 21 час 57 минут);
  • 2024 год - 10:28 при общем времени в пути 15 часов 48 минут.

Если мы примем расстояние по данным 1987 года - 1242 км, то получим среднюю скорость:

  • 1987 год - 56,2 км/ч;
  • 2024 год - 78,8 км/ч.

Можно констатировать, что очень неплохое ускорение получил этот состав. Но вот еще бы чуть-чуть не мешало. Например, прибытие в 10:28 для командированных означает фактически потерю половины рабочего дня. И раньше не отправишь особо, так как в Москве дела. И так-то время 18:40 - это практически предел разумного. Раньше уже некуда. Вывод - нужно еще работать над ускорением.

Кстати, если мы удалим из общего времени в пути продолжительность остановок (47 минут в 2024 году), то получим, что средняя скорость уже 82,9 км/ч. При ее увеличении до 90 км/ч время в пути составит уже 13 часов 48 минут, то есть получаем еще час выигрыша по чистому ходу. Но в целом, можно констатировать, что участок по российским меркам скоростной. На Транссибе нам такое снится только в самых розовых снах.

Ростов-Главный. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
Ростов-Главный. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки

Ну а теперь у нас названия для вагонов "Тихого Дона" - забава, которая стала для меня уже привычной, позволяющей лучше узнать те места, которые мы виртуально посещаем.

Вагон № 1. Затерянный мир. Именно этот археологический парк (у него такое название) около станицы Пухляковской обычно ставится сегодня на первое место в списке мест, обязательных для посещения в регионе. Получилось у его создателей (братьев-археологов) действительно достаточно интересно. И отзывы об этом месте хорошие. Главным образом из-за большого количества различных интерактивов, в которые вовлекаются посетители. Например, я помню, как увлекательно было ставить опыт с дедом по поджиганию бумаги с помощью лупы и солнца.

Затерянный мир. Пухляковская. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
Затерянный мир. Пухляковская. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки

Вагон № 2. Станица Старочеркасская. Бывшая столица казачества в этих краях. И здесь тоже есть музей. Его создавали по инициативе М. Шолохова. Разговаривал я как-то с одним из экскурсоводов, так вот один из самых популярных вопросов: "Как вы считаете, это Шолохов написал "Тихий Дон?". Скандалы, слухи, расследования привлекают наших людей очень сильно.

Станица Старочеркасская. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
Станица Старочеркасская. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки

3. Парк Лога. Еще одно место, которое в последние годы прочно удерживает позиции в числе топ мест для посещения.

Парк Лога. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
Парк Лога. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки

Расположен парк в городе Каменск-Шахтинский. Красиво там всё обустроено. Но когда мне говорят про местных шахтеров, то я тут же вспоминаю 90-е гг., когда они перекрыли железную дорогу. Событие было из ряда вон выходящее, конечно.

Вагон № 4. Танаис. Это один из первых археологических заповедников в нашей стране. "Донская Троя" - так его еще очень часто называют. Честно скажу, в какой-то момент меня такие объекты перестали привлекать. Понятно, что у каждого из них своя история, но ... Наверное, каждому своё. Но место однозначно знаковое.

Танаис. Фото из открытых источников Яндекс. Картинки
Танаис. Фото из открытых источников Яндекс. Картинки

Вагон № 5. Самбекские высоты. Музейный комплекс, посвященный событиям Великой Отечественной войны, которые происходили в этих местах. А происходило их здесь ой как немало. Уже скоро в нашем цикле публикаций про Великую Отечественную войну мы доберемся и до Ростова-на-Дону.

Самбекские высоты. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
Самбекские высоты. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки

Вагон № 6. Скала Скелеватая. Очень хотел назвать вагон - Ростовские горы - в честь бессмертного мема Джен Псаки про то, что беженцы с Украины - это туристы в Ростовских горах, где очень целебный воздух. Круче только послать флот к берегам Белоруссии. Но в целом здесь есть то, что позволяет назвать объект - гора. Считается, что Скелеватая скала напоминает ребра скелетаю Ну кому как... Мне не напоминает.

Скелеватая скала. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
Скелеватая скала. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки

Сюда едут еще не только на скалу посмотреть, но и полюбоваться реками Гнилуша Западная и Гнилуша Восточная. Вот такие интересные названия.

Вагон № 7. Станица Вёшенская. Ну невозможно все-таки здесь пройти еще раз мимо М. Шолохова. Там функционирует музей писателя.

Станица Вёшенская. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
Станица Вёшенская. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки

Вагон № 8. Таганрог. Ну в этот город А.П. Чехова мы уже много раз заглядывали. И не только изучая маршруты Антона Павловича. Была и про Александра Сергеевича в Таганроге публикация.

Таганрог. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
Таганрог. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки

Вагон № 9. Азов. А вот сюда нам еще предстоит заглянуть.

Азов. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
Азов. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки

Вагон № 10. Ростов-папа. Собственно в честь конечного пункта нашего путешествия. Одесса-мама, Ростов-папа.

Ростов-на-Дону. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
Ростов-на-Дону. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки

Здесь многое связано с сельским хозяйством, конечно. Даже театр есть вроде бы в форме трактора. Но там опять-таки нужно иметь большую фантазию. А вот другой в форме рояля с открытой крышкой. Это я могу представить.

Ростов-на-Дону. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
Ростов-на-Дону. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки

Кстати, раньше Дон впадал прямо в Черное море, но затем появилось Азовское. Несмотря на то, что течение у реки действительно не очень быстрое, здесь бывают сильнейшие паводки. А потому дома всегда старались строить на возвышенных местах. Ну кто смотрел фильмы про эти края, тот должен хорошо представлять местный ландшафт. И Дон - это очень старая река. Считается, что ей миллионы лет.

Ну а у нас заканчивается очередная статья про еще один фирменный поезд. И еще одну реку в его названии. До встречи на канале!

P.S. Все статьи про фирменные поезда доступны в подборке по ссылке ниже:

Фирменные поезда | Современные маршруты по историческим местам | Дзен