«Сложнейший выбор сделает лишь сильнейший» – печально произносит один из главных антагонистов известной супергеройской истории, оправдывая свои поступки, направленные на улучшения мира. Однако, в действительности никаких сложных, или же простых выборов нет. Вопрос лишь в методе.
Метод – слово популярное и синонимичное со словом «путь», или же «способ». Если мы говорим о пути, то представляется, что есть некоторый маршрут, то есть структура движения. Способ же предполагает, что перед некоторым субъектом возникли определённые задачи, требующие решения.
С точки зрения философии, метод отвечает на вопрос - «как»?
Мы ещё не начали движение, но уже задумались о маршруте. Мы ещё не начали делать, но уже задумались о способе действия. Другими словами, между нами и потенциальным действием образовалось пространство для заполнения (ссылка на греческое слово между / метод).
Конечно, можно и не задумываться, а просто жить. Просто делать. Как гласит слоган компании Nike: «just do it». Правда, в таком случае придётся признать, что никакого метода жизни у Вас нет. Цитируя главного героя фильма "Метод": "Отмечаешь вешки, на пути к чему? Все равно, что столбы считать и радоваться, когда поезд мимо них в пропасть летит"
Если метод таит в себе стремление к обдумыванию движения (не важно движение ли это человека в другую страну, минуя государственные границы, то есть миграция, или же движение в мышлении, минуя границы общей бессмысленности, то есть философия), то выбор обозначает свободу. Как иронично замечают мои ученики на лекциях – свободу от кого?
Вопрос, кстати, весьма точный и фиксирующий диалектическую оппозицию (свободна/несвобода). Многие в этой связи воспринимают свободу как вседозволенность (делаю, что хочу). Соответственно, несвобода – это ограничение вседозволенности (делаю то, что разрешают, не запрещают и за что не последует наказание). В таком случае, свобода представляется как единица, на которую постоянно осуществляются посягательства. Должна ли она быть ограничена, кем, в каком случае и с помощью каких средств? Выбраться из дискуссий на эту тему представляется невозможным. Однако мы выберемся.
Изменим вопрос с «кого» на «чего»? Свобода чего? Воли. В таком случае, метод выбора – это путь свободной воли. В философии такое направление получило название "либертарианизм" (не путать с либерализмом).
Итак, если мы утверждаем, что у свободной воли есть путь, то мы подразумеваем её движение. Воля не свободна сама по себе. Она актуализирует свою свободу в действии. Метод, в таком случае, будет являться способом приведения её (воли) в движение за счёт действия, а не бездействия. В таком случае, тезис: "я могу не выбирать, так как это тоже выбор" - некорректен.
Как привести волю в движение? Первый шаг - самоопределение. Я действую, потому что в этом есть двойная необходимость (одна личная, другая общая). Не будем забывать, что любое действие может быть оценено, но внешние оценки обычно не могут ухватить мотив. В тоже время общее - это наиболее простое объяснение произошедшего, то есть отнесение к понятному и привычному. Воля не может опираться на понятное и привычное, а потому требуют самоопределения. Действуя, я не всегда изменяю, но я всегда соотношусь (за/против).
Свобода - это осознанная необходимость
Второй шаг - идеализация. Соотнесение с идеальным, то есть с образцом и эталоном, позволяет ответить на вопрос о сущности действия. Я действую не только здесь и сейчас, но в прошлом и будущем, так как идеальное существовало до меня и будет существовать после. Действием я соотношусь с предпосылкой и последствием, то есть с историей. Другими словами, я делаю выбор, не рассчитывая только на сиюминутный результат. В действии я могу быть один, но в действительности (совокупности всех действий во всех временах) я никогда не одинок.
Никаких сложных, или простых выборов нет. Вопрос лишь в методе.
Искренне Ваш,
Роман
_______________________________________________________________________________________
Ссылка на исследование Б. Либета и его интерпретация:
1. Benjamin Libet. Mind time: The temporal factor in consciousness, Perspectives in Cognitive Neuroscience. — Harvard University Press, 2004
2. Надежда Козочкина // https://psychosearch.ru/napravleniya/social/746-free-will-libets-experiment