Найти тему
Аутизм и школа

Уникальный метод чтения, или как читать с плохо читающим человеком.

Мне иногда кажется, что процесс обучения Гриши чтению уже превращается в фантастическую эпопею. На столько это долго и, кажется, невероятно.

Но да... мы всё ещё как бы учимся читать и срок этому процессу - больше пяти лет ежедневного чтения так или иначе.

Зачем это надо?
Да я без понятия.
Не знаю.
Просто, мне кажется, уметь читать - это важно.

Уточню:

Когда я говорю про чтение и Гришу, то финальной точкой обучения чтению считаю следующее: быстро и долго читает большой текст. И понимает то, что читает.
Не буквы, не слоги, не "колобок". Не "мой ребёнок может прочитать этикетку".
Я имею ввиду нормальное взрослое чтение.

И именно этим процессом мы и заняты уже... 5 лет.

Конечно же от букв до... не знаю, где мы сейчас.

---

И вот про сейчас хочу рассказать.

В чтении Гриши есть проблема (и была всегда вообще в любом процессе обучения). Проблема называется: быстрая истощаемость.

Звучит волшебно.

Но, на самом деле... это почти крест на всём обучении.

Ибо что?

Правильно. Человек начинает что-то делать и очень быстро устаёт. И дальше, как воспитанный человек, продолжает делать то, что надо. Но... Но КПД стремится к нулю...

Добавлю. Раньше он орал, когда уставал. Не понимая, что устал.

Вот он радостно начал читать. Читает, читает. И строчек через 20 язык заплетается. И чем дальше, тем больше... И никакое "постарайся" не помогает...

То же самое с задачами, математикой и всем остальным, что Гришу не интересует.

ДА...

То, что ему интересно, он может делать часами, не теряя концентрации и КПД стремится в космос.

Что это?

Я без понятия.

Но имеем то, что имеем.

И вот, что я делаю с этим в чтении?

Как обычно. "Качаю мышцы" возможностей.

Метод прост. Я о нём рассказывала год назад.

И он такой:

Читаем ровно столько, сколько он может.

Начинали с нескольких слов. Он три слова, я три слова. Он три слова, я три слова.

Потом читали по строчке.

И постепенно наращивали объём.

Но тут засада...

Какая?

А вот такая. Когда ты что-то тренируешь, то есть надежда, что развитие этого чего-то идёт вверх. Сегодня ты 1 раз отжимаешься, через неделю 2, потом 10. И вот такая горка.

Гриша?

Нет...

Нельзя составить план, что сегодня мы 1 строчку читаем, а через полгода 2. Нет... К сожалению, мой опыт показал, что он сегодня 1, завтра 2, послезавтра 3, а через неделю опять 1.

И вот это... очень печально. Потому что ты как на... поезде, который едет куда-то, а ты подбрасываешь дрова и не знаешь, приедем, не приедем... Куда?

Такая особенность, мне не понятная, которая присутствует во всех сферах Гришиного обучения. Кто-то называет это откатами. И можно так сказать. Да...

---

Где мы сейчас в чтении?

Напомню, осенью Гриша вдруг решил читать книги по фильмам. И начать решил с Гарри Поттера.

Да, мальчик, для которого 2 строчки текста прочесть - затруднение, решил, почему бы не прочесть пару десятков тысяч страниц. А что? Невозможно?

гм...

И начали читать.

С трёх строчек.

Дойдя, до конца первой книги, довели до 6-7 строк.

-2

Далее нас "сбил" "Хоббит". Это отдельная история, я её расскажу. Но, если кратко, там сложная лексика и это очень сильно ухудшило чтение Гриши.

Далее мы перешли к Далю ("Матильда" и иже с ней). Это ситуацию улучшило.
И вот сейчас мы на "Большой и добрый великан" и опять 6-7 строчек.

-3

Этот метод очень динамичный. Я выделю текст прямо на чтении. Вот прочли две страницы, переворачиваем и я отмечаю новые строчки. И это зависит от того, как сейчас читал Гриша и какой текст там (диалоги или нет). Если читал плохо, то уменьшаю количество, если хорошо - увеличиваю.

Конец метода.

Даст ли он что-то, не знаю.
Но он сразу даёт Грише ощущение победы и не лишает его сил в процессе чтения. Пока я читаю, он отдыхает, потом читает, потом опять отдыхает. И так по кругу.

Плюс, постоянно ощущение, что "я могу", вселяет уверенность.

---

Добавлю так же две вещи из особенностей Гриши.

1. Я считаю, что улучшение чтения было бы невозможно, если бы не возникший у Гриши интерес к чтению конкретных книг по фильмам. Это ключевой момент в этой истории.

2. Гриша умеет читать про себя. И быстро. И давно он выдавал такое: читаем, видит слово КОШКА и произносит КОТ, видит слово ДОБРЫЙ, произносит ХОРОШИЙ. Да... синонимы... однокоренные слова. На ходу. В процессе чтения.

Из чего я делаю вывод, что проблемы Гришиного чтения связаны прежде всего с его способностью произносить звуки.

---

И закончу эту историю ответом на вопрос ЗАЧЕМ же я так мучаю деточку годами, учу его читать? Да ещё хочу, чтобы и быстро, и много, и не уставал.

Ответ: мои наблюдения показывают, что, чем лучше Гриша читает, тем лучше он говорит. Со всех сторон. Не гипотетически "надо больше читать, лексический запас увеличится", нет. Он на самом деле лучше говорит, быстрее, чётче, более развёрнуто. И даёт ему это чтение.

Напомню. Гриша заговорил в 10 лет (и я считаю, это произошло в том числе и прежде всего благодаря чтению).

---

Какой вывод?

1. Не сдавайтесь.

2. Ищите ключ. Возможно, он есть. Возможно, он неочевиден.

3. Интерес. Есть дети, и это не шутка, которые в сотни раз производительнее, если обучение связано с их интересом.

Конец.