Найти тему
Navigare necesse est

Марокко. Культурная часть Марракеша

Оглавление

В Марракеше мы не только постоянно ходили по рынку и постигали культуру в ее непосредственной данности, но и немного приобщились к ней традиционным и почтенным способом: походили по дворцам, садам и музеям.

В Марракеше изрядно культурных объектов, иногда весьма неожиданных в этом краю света. Например, музей искусств Ива Сен Лорана. Но для постижения таких глубин нужно лучше справляться с повседневностью, и мы посетили только два исторических дворца и один сад. А потом ещё краеведческий музей. При виде краеведческого музея теряю волю, почти как с горами.
***
В Марокко четыре так называемых "имперских города" - Марракеш, Фес, Мекнес и Рабат. В зависимости от политической обстановки и правящей династии, столица переезжала то в один, то в другой город, он расцветал, остальные переживали тяжёлые времена и приходили в упадок. Соответственно, в столице строился дворец, а его сохранность зависела от удачи.
***

Дворец Эль Бади

Это монументальный комплекс из красного кирпича. Построен в 16-м веке, в период расцвета Марракеша. От него сейчас остались только высокие стены и руины, и дело в его сознательном разрушении другой династией, перенесшей резиденцию в Мекнес, а вместе с ней и все ценное. Роскоши, мрамора, потолочной резьбы и мозаик - не осталось. Но масштаб и некоторые интересные особенности архитектуры все ещё видны.

Недалеко от ворот находится специальный двор для проживания иностранных послов. Он разделен на ячейки из небольшого сада с фонтаном и пары комнат. Между ячейками сплошная стена, чтобы они не сообщалось между собой.

В центре дворца огромный сад, в котором сейчас находятся четыре апельсиновых сада, утопленных в земле, и пара бассейнов, в которых вода холодная, несмотря на довольно жаркое солнце. Исторически на этой площади ещё помещалась пара павильонов, но они не пережили демонтажа.

Есть специальное крыло, отведенное для жилья рабами и слугами, ухаживающим за садами. Там маленькие тесные комнатки в ряд, но в центре все равно есть площадка с фонтаном. Приоритеты!

На стенах и башнях большое число гнезд аистов. Эти птицы крайне любят здесь селиться на высоких руинах и достопримечательностях. Разумеется, все немедленно вспоминают сказку "Халиф-аист".

В проломах стен и полов видна система водопровода. Она сделана из керамических труб, перелетных и спутанных, как электрические провода на столбах на Ближнем Востоке. Тем не менее, она работала, и схожие с ней продолжают взаимодействовать.

Глиняные трубы
Глиняные трубы

Также в одном из отремонтированных помещений находится уникальный старинный резной деревянный минбар. Это такое возвышение для проповеди в мечети, кафедра имама. Сделан он в Гранаде, как и все лучше предметы магрибского прикладного искусства. Фотографировать не дают, очень ценный.

Дворец Бахия

Строился значительно позднее, в 19-м веке, и сохранился не в пример лучше. Он при этом значительно менее монументален и возводился, как сказано в описании, без четкой планировки, последовательным скоплением комнат вокруг садов. Там, наконец, есть и синие стены, и плитка, и резные потолки. После двух внутренних двориков действительно начинается странный лабиринт помещений, по которому можно ходить кругами. На случай, если нужно не только наслаждаться прохладой у фонтана, но и греться зимой, в помещениях очень много каминов. Вроде, мы застали самую зиму, но не испытали необходимости ни в одном камине, не говоря уже по штуке в каждой комнате.

-7

В одной из комнат цветные блики от витража ярко падают на стенку. Эта стена оказалась сверхпопулярным местом для фотографирования, группы туристов занимали очередь, чтобы запечатлеть себя именно в бликах. Очень жаль, что негде занять очередь сфотографировать пустой угол.

-8

Дворец тоже не избежал судьбы быть разграбленным при смене правительства, но поскольку строился он в 19-м веке, а разграбили его в самом начале 20-го и быстро восстановили, а потом он и вовсе стал резиденцией французского представительства, до разрушения архитектурных форм не дошло.

-9

***
Возникло подозрение, что когда друзья выкладывали цветные стены и двери из Марокко без людей, они либо перекрывали улицу собой, либо вырезали людей фотошопом. Люди тут везде и всегда.
***
В Марракеше наибольшее количество чернокожего населения по сравнению с северным частями Марокко, где негроидов очень мало. Я пытался установить, является ли то, что они чаще всего продают ширпотреб с рук, а не в лавках, и работают разносчиками, а не администраторами, результатом расового угнетения, но не смог. Мало данных!
***

Сад, в который мы всё-таки пошли, находится в центре Медины и называется "Секретный сад", Le Jardin Secret.

Когда-то это был дворец, успешно простоявший несколько веков. Потом, уже в 20-м веке, его разделили между наследники последнего владельца в равных долях, и он мгновенно пришел в упадок. Прослеживается прямая тенденция управления марокканцами своим имуществом и наследием предков. Восстановили сады совсем недавно, лет 10 назад.

Сада две: "экзотический" и "исламский". В экзотическом высажены растения со всего мира, которые могут прижиться и успешно существовать в марокканском климате. Поэтому там встречаются весьма причудливые образцы, но существовать им всем крайне комфортно. Исламский сад поделен на 4 части, в соответствии с символическим устройством мусульманского рая. Растения в нем попроще, менее разнообразны, и пространства заполнены травой. Но меня поразила живая изгородь из розмарина: как-то он представлялся мне более ценным, чем просто декоративное растение для демаркации.

-10

Тот же водопровод из перелетных керамических труб здесь восстановлен и действует.
***
Краеведческий музей оказался скорее интересен как здание сам по себе, чем как скопление уникальных этнографических экспонатов. Среди них, безусловно, доминируют самовары. Есть оптимистичные работы современных художников. Но плитка и резьба составляют значительную конкуренцию.

-11

В Марокко, кстати, много современных художников, которые интегрируются с небольшими местечковыми музеями и устраивают свои выставки и галереи прямо в старых стенах какой-нибудь Казбы. И чаще всего в их творчестве доминируют этнические мотивы, а также очень яркий колораж.

-12