Великий Новгород, изначально расположенный на обоих берегах реки, не мог обходиться без важнейшего средства коммуникаций – моста.
Первое письменное упоминание о нём связано с рассказом о крещении новгородцев в Волхове в 988 году. Но исторический источник является достаточно спорным – Иоакимовская летопись сохранилась лишь в пересказе историка XVIII века Василия Никитича Татищева. Точное расположение средневековых мостов не было известно, но упоминания в летописи о многочисленных катаклизмах, разрушающих мост, говорит о том, что его часто перестраивали.
В 2005 году в рамках международной научной программы "Мосты как res publica и их значение для реформирования самоуправления в Западной и Восточной Европе" было проведено водолазное обследование дна р. Волхов в районе предполагаемого средневекового моста, который в письменных источниках называется Великим.
В шурфах вскрыты замытые грунтом сваи и обломки деревянных конструкций из пластин (плах), соединенных крест-накрест с помощью врубок и дубовых нагелей (штырей квадратного, круглого или многогранного сечения, не имеющих шляпки и острия). Для большинства свай использовались хвойные породы, но были выявлены и дубовые сваи, погребенные под слоем грунта, насыщенного артефактами.
В результате подводных археологических работ на дне реки Волхов установлено место нахождения опоры Великого моста XIV века и найдены многочисленные артефакты, свидетельствовавшие о том, что на мосту располагались торговые лавки и складские помещения.
Но археологи не теряли надежды найти остатки конструкций более древнего моста.
И удача улыбнулась в 2018 году! Исследования акватории Волхова многолучевым эхолотом – прибором, который позволил получить трёхмерную картину, выявило несколько бугров на дне реки.
Под ними оказались остатки мощных деревянных срубов (их называли городней, ряжами), укрепленных валунами из бута (плотная кладка из огромных камней). В плане каждая опора сруба представляет собой каменный пятиугольник со сторонами длиной 6,5 метров, расстояние между опорами составляло от 17 до 22 метров, что, по мнению руководителя Новгородской подводно-археологической экспедиции А. Степанова, свидетельствует о высоком уровне мастерства древних строителей. У древнего моста было не менее 15 опор.
По данным масс-спектрального анализа, проведенного «Лабораторией радиоуглеродного датирования и электронной микроскопии» Института географии РАН и Центра изотопных исследований Университета Джорджии (США), сосны и ели, из которых была срублена опора, закончили свой рост в период от 932 до 946 года.
Стало понятно, что в середине X века Славенский и Людин концы соединял деревянный мост на срубных опорах.
Чтобы построить ряжевой мост, городню выводили на нужную точку на реке, и накидывали на неё ещё венцы – до тех пор, пока она не опускалась на дно, вставала на грунт и возвышалась над водой. После этого ее засыпали камнями – забутовывали.
Как полагают исследователи, такой сложный и большой мост мог существовать не только для связи между небольшими усадьбами, но и выполнять фортификационную функцию – контролировать проход судов по Волхову и защищать город от непрошеных гостей.
Аналогичная традиция – использовать мосты как укрепления – существовала в европейских государствах в связи с активизацией норманнских грабительских походов. Так, в 862 г. франкский король Карл Лысый построил мосты через Сену, чтобы преградить путь норманнским пиратам и защитить крупные города франкского королевства – Бове, Париж и Шартр.
Использованная литература
Археологи выяснили, как был построен древнейший новгородский мост