Найти тему
Думающая история

Как был построен самый древний мост на Руси

Великий Новгород, изначально расположенный на обоих берегах реки, не мог обходиться без важнейшего средства коммуникаций – моста.

Строительство моста через Волхов в 1532 году. Миниатюра. Лицевой летописный свод. Шумиловский том. XVI век. источник изображения: portal-vn.ru
Строительство моста через Волхов в 1532 году. Миниатюра. Лицевой летописный свод. Шумиловский том. XVI век. источник изображения: portal-vn.ru

Первое письменное упоминание о нём связано с рассказом о крещении новгородцев в Волхове в 988 году. Но исторический источник является достаточно спорным – Иоакимовская летопись сохранилась лишь в пересказе историка XVIII века Василия Никитича Татищева. Точное расположение средневековых мостов не было известно, но упоминания в летописи о многочисленных катаклизмах, разрушающих мост, говорит о том, что его часто перестраивали.

В 2005 году в рамках международной научной программы "Мосты как res publica и их значение для реформирования самоуправления в Западной и Восточной Европе" было проведено водолазное обследование дна р. Волхов в районе предполагаемого средневекового моста, который в письменных источниках называется Великим.

Трехмерная реконструкция участка дна. Источник изображения: vnovdive.ru
Трехмерная реконструкция участка дна. Источник изображения: vnovdive.ru

В шурфах вскрыты замытые грунтом сваи и обломки деревянных конструкций из пластин (плах), соединенных крест-накрест с помощью врубок и дубовых нагелей (штырей квадратного, круглого или многогранного сечения, не имеющих шляпки и острия). Для большинства свай использовались хвойные породы, но были выявлены и дубовые сваи, погребенные под слоем грунта, насыщенного артефактами.

В результате подводных археологических работ на дне реки Волхов установлено место нахождения опоры Великого моста XIV века и найдены многочисленные артефакты, свидетельствовавшие о том, что на мосту располагались торговые лавки и складские помещения.

Самая массовая находка подводных археологов в Волхове - топоры. Источник изображения: vnovdive.ru
Самая массовая находка подводных археологов в Волхове - топоры. Источник изображения: vnovdive.ru

Но археологи не теряли надежды найти остатки конструкций более древнего моста.

И удача улыбнулась в 2018 году! Исследования акватории Волхова многолучевым эхолотом – прибором, который позволил получить трёхмерную картину, выявило несколько бугров на дне реки.

Снимки дна Волхова, полученные с помощью многолучевого эхолота - мультибима. Источник изображения: www.archaeolog.ru
Снимки дна Волхова, полученные с помощью многолучевого эхолота - мультибима. Источник изображения: www.archaeolog.ru

Под ними оказались остатки мощных деревянных срубов (их называли городней, ряжами), укрепленных валунами из бута (плотная кладка из огромных камней). В плане каждая опора сруба представляет собой каменный пятиугольник со сторонами длиной 6,5 метров, расстояние между опорами составляло от 17 до 22 метров, что, по мнению руководителя Новгородской подводно-археологической экспедиции А. Степанова, свидетельствует о высоком уровне мастерства древних строителей. У древнего моста было не менее 15 опор.

По данным масс-спектрального анализа, проведенного «Лабораторией радиоуглеродного датирования и электронной микроскопии» Института географии РАН и Центра изотопных исследований Университета Джорджии (США), сосны и ели, из которых была срублена опора, закончили свой рост в период от 932 до 946 года.

Стало понятно, что в середине X века Славенский и Людин концы соединял деревянный мост на срубных опорах.

Чтобы построить ряжевой мост, городню выводили на нужную точку на реке, и накидывали на неё ещё венцы – до тех пор, пока она не опускалась на дно, вставала на грунт и возвышалась над водой. После этого ее засыпали камнями – забутовывали.

3D реконструкция фрагмента пятиугольного сруба, забутованного камнем © Фото предоставлено Институтом археологии РАН. Источник изображения: www.archaeolog.ru
3D реконструкция фрагмента пятиугольного сруба, забутованного камнем © Фото предоставлено Институтом археологии РАН. Источник изображения: www.archaeolog.ru

Как полагают исследователи, такой сложный и большой мост мог существовать не только для связи между небольшими усадьбами, но и выполнять фортификационную функцию – контролировать проход судов по Волхову и защищать город от непрошеных гостей.

Аналогичная традиция – использовать мосты как укрепления – существовала в европейских государствах в связи с активизацией норманнских грабительских походов. Так, в 862 г. франкский король Карл Лысый построил мосты через Сену, чтобы преградить путь норманнским пиратам и защитить крупные города франкского королевства – Бове, Париж и Шартр.

Сохранившиеся венцы городни Х века.  Подводная фотографии экспедиции 2018 года © Фото предоставлено Институтом археологии РАН. Источник изображения: www.archaeolog.ru
Сохранившиеся венцы городни Х века. Подводная фотографии экспедиции 2018 года © Фото предоставлено Институтом археологии РАН. Источник изображения: www.archaeolog.ru

Использованная литература

Археологи выяснили, как был построен древнейший новгородский мост

Степанов А.В. 2005-2006 - Подводные археологические исследования в Великом Новгороде. В поисках Великого моста.