Найти в Дзене
ПоУшиВКино🎬

“Остров проклятых” (2009, Shutter Island): Танец с мистером Д

Оглавление

Этот фильм я пересматривала, потому для меня сюрприза не было в финале. Во время повторного просмотра я оценивала, как этот фильм сделан, как играют актёры и что хотел сказать режиссёр этой историей. Дополнительно могу привести его как пример того фильма, который интересен даже со знанием развязки.

Постер к фильму "Остров проклятых"
Постер к фильму "Остров проклятых"

Психологический триллер “Остров проклятых” Мартина Скорсезе (Martin Scorsese) – это история о том, как человек создаёт свою собственную реальность (если расширить границы сюжета). В эту реальность он уходит, потому что игнорирует реальную проблему, словно её не существует. Словно, если закрыть глаза, то она исчезнет по его желанию. В финале весь сюжет описывается главным героем всего одним предложением, но хронометраж этого фильма составляет два часа восемнадцать минут. И за них даётся подробнейшая иллюстрация того, как чувствует себя человек с диагнозом психофуга.

Это несвойственный для Мартина Скорсезе жанр, потому что в основном в своих фильмах – драмах – он рассказывал истории с улиц, про маленьких людей с очень раздражённой душой, про гангстеров, затрагивал религиозный аспект, а тут снова вместе со своими верными Тельмой Скунмейкер и Леонардо Ди Каприо “собрал” триллер, от которого стынет кровь в жилах. Кстати, Скорсезе и Ди Каприо планировали сначала взяться за экранизацию мемуаров Джордана Белфорта, но не удалось раздобыть необходимый бюджет в сто миллионов долларов, потому решили сначала снять этот проект, стоящий дешевле.

Интересно то, что это единственный совместный проект Скорсезе и Ди Каприо, который не получил ни одной номинации на Oscar. Кинокомпания Paramount перенесла премьеру с октября 2009 на февраль 2010 года, чтобы использовать бюджет на продвижение двух других своих фильмов “Мне бы в небо” (Up in the Air) и “Милые кости” (The Lovely Bones).

Сюжет

1954 год. Федеральные маршалы Эдвард “Тедди” Дэниэлс (Леонардо Ди Каприо) и Чак Оул (Марк Руффало) прибывают в психиатрическую клинику “Эшклиф” в Бостонской бухте, чтобы расследовать таинственный побег опасной пациентки Рейчел Соландо (Эмили Мортимер), военной вдовы, которая утопила троих своих детей, потом, вытащив из озера, рассадила за кухонным столом. Рейчел не признаёт, что она совершила преступление и, находясь в клинике, считает, что она в своём доме в Беркшире, а каждого, кто появляется перед ней, она считает курьером, молочником или почтальоном.

Тедди, в отличие от Чака, начинает подозревать неладное, оказавшись в стенах клиники, он считает, что здесь заключённых подвергают пыткам.

Разбор фильма

Основная часть фильма – это как бы взгляд на психиатрическую клинику “Эшклиф” глазами Тедди Дэниэлса, федерального маршала, который скорбит об утрате своей жены Долорес Чанел, погибшей по вине соседа-поджигателя (“Она задохнулась – это важно”, объяснил он), и преследует свою тайную цель. Он так стремился на этот остров, потому что хотел найти здесь убийцу своей жены Эндрю Лэддиса.

Несмотря на то, что в центре внимания находится он, как ответственный за расследование исчезновения Рейчел Соландо, всё же складывается впечатление, что это его ведут. Когда Чак и Тедди впервые появляются в кадре, Чак всегда смотрит на Тедди со странным вниманием – его взгляд изучающий и настороженный, а не доверительный. Он противоречит его словам, которые тот произносит: “Вы человек-легенда”. Далее все, кто будет появляться перед Тедди, станут смотреть на него именно так, ещё и обмениваться вопросительными взглядами, а ещё делать акценты на отдельных словах и намеренно включать музыку. С одной стороны, это вызывает интерес и подозрения, что они задумали, но, с другой, это подсказки, умело разыгранные Мартином Скорсезе.

И вообще самый первый план в этом фильме – это выплывающий из морского тумана корабль. Очень яркая метафора состояния Тедди Дэниэлса. Всё, что он видит и видел в своей жизни, было полускрыто от него, либо он сам пытался закрыть глаза на нелицеприятные вещи, либо игнорировал их как несуществующие. Первый раз его показывают в гальюне, а потом он выходит на палубу, пересекая каюту, с потолка которой свисают наручники, и, открыв решётчатую дверь, словно покидает клетку. Но окончательно он её покинуть не может. Сейчас он на палубе, а под килем очень холодная вода. Позже он прибудет на остров, сбежать с которого тоже в одиночку никак не получится. В рамках сюжета остров – это отличное место для учреждения, в котором содержатся опасные преступники, но в метафорических – это сознание Тедди, не пускающее его на волю.

На корме стоит Чак Оул, пока Тедди страдает от морской болезни
На корме стоит Чак Оул, пока Тедди страдает от морской болезни

Определённо, его воспоминания из лагеря Дахау подсказывают причины его состояния. Это сейчас он федеральный маршал, но будучи солдатом армии США, он участвовал в освобождении Дахау, одного из первых построенных нацистами концлагерей, и там ему пришлось столкнуться с неприкрытым ужасом. Сотни заключённых были убиты до эвакуации из-за того, что были больны или уже не могли ходить, они лежали сложенными в кучи, устилая землю. Он не имел понимания о том, что на самом деле мог представить собой концентрационный лагерь, в каких условиях там содержатся люди, что рабство, угнетение и зверства, совершаемые нацистами, являются там нормой.

Его воспоминания усугубляются встречей с Джеремайей Нерингом (Макс фон Сюдов), одним из психиатров “Эшклифа”, который имеет немецкое происхождение, и он рождает в Тедди жгучую ненависть за то, что нацистскому врачу удалось перебраться в Америку. Нацистские врачи проводили эксперименты на узниках концлагеря, а другие врачи, оказавшиеся в Америке, продолжили здесь свои эксперименты. Что любопытно, в одном из флэшбеков показано, как заключённые касаются колючей проволоки руками, потому что электричество в лагере было отключено из-за бомбы, сброшенной американцами. Мотивы проволоки, тока и отключения электричества соединены тут и вписаны в сюжет, соединяя прошлое Тедди и его настоящее.

Первый раз в фильме показана колючая проволока, и Тедди говорит, что знаком с таким из прошлого опыта, который у него был с колючей проволокой под напряжением. Это первое упоминание о Дахау, хотя это название и не произносится
Первый раз в фильме показана колючая проволока, и Тедди говорит, что знаком с таким из прошлого опыта, который у него был с колючей проволокой под напряжением. Это первое упоминание о Дахау, хотя это название и не произносится
Этот флэшбек появляется позже, когда Тедди слышит музыку Малера в доме доктора Коули
Этот флэшбек появляется позже, когда Тедди слышит музыку Малера в доме доктора Коули

В романе Жана-Кристофа Гранже “Присягнувшие тьме” Люк Субейра исследовал проявление Дьявола на земле. Ради этого он отказался от семинарии, чтобы отправиться в Судан гражданским миссионером, потому что хотел “посмотреть в глаза дьяволу”, увидеть войну, насилие и нищету. Потом он создал целый архив из материалов обо всех войнах и конфликтах на Земле в каждом десятилетии. И корешки папок отмечал буквой “Д”. Его лучший друг Матье догадался, что эта буква и означает Дьявола, его незримое появление там, где воцаряется хаос и льётся кровь. Матье вспомнил при этом песню Dancing with Mr. D группы Rolling Stones. “Танец с мистером Д”, дьяволом или демоном. Можно сказать, что Тедди увидел, как работает “мистер Д”, и эта “встреча” оказалась невыносимой.

Потому его травматическое расстройство после войны переросло во что-то более серьёзное – в психофугу, что он не смог больше видеть проблем, которые пришли к нему позже, уже в мирной жизни. Он уже не мог представить, что в его семье повторится негативный опыт, потому Тедди пытался уходить от реальности и защищал свою психику всеми силами, искусственно проживая хорошую жизнь.

В сцене, когда Тедди отчаянно пытался отыскать вдруг исчезнувшего напарника Чака Оула, он столкнулся с доктором Нерингом, и тот попытался вколоть ему успокоительное, а Тедди обозвал его нацистом. На это Неринг согласился, что Тедди поддаётся провокациям, его всё провоцирует – намёки, слова, память и сновидения. И спросил его, знает ли Тедди, что слово “травма” по-гречески значит “увечье”, а сновидение по-немецки – это Traum: “Увечья создают монстров, а вы изувечены, маршал. И, если увидел монстра, останови его”. Эту сцену я считаю ключевой, помогающей разобраться в концовке, которую Мартин Скорсезе предпочёл оставить неоднозначной. Но также эта сцена относится к тем, которые создают интригу, вносят смуту в расследование Тедди и в то, можно ли верить тем, кто его окружает. Сцена находится уже ближе к финалу, но напряжение поддерживается на высоком уровне.

Ведь, по сути, с тех пор, как Тедди начинает поиски беглой преступницы Рейчел Соландо, убийцы своих детей, правда ускользает от него. Это – его расследование, и оно наталкивается на препятствия, что рождает в нём очень сильное подозрение, что людям, закрытым здесь, явно требуется помощь, несмотря на то, что они преступники.

Доктор Джон Коули (Бен Кингсли), главврач “Эшклифа”, выступает за союз между правопорядком и клинической медициной, он не стремится уничтожить людей, попадающих в стены его клиники. Для него они являются пациентами, а не заключёнными: “Я не в праве их судить. Они мои пациенты”.

Тут ещё идёт игра со спутыванием карт: сначала доктор Коули поправляет Тедди, чтобы тот называл тех, кто содержится в “Эшклифе”, не заключёнными, а пациентами, но во время расследования становится очень несговорчивым, словно пытается скрыть что-то от федерального маршала. Та самая правда, которая ускользает. Но от кого она ускользает – от зрителя или от Тедди. И так, и так. Интрига держится очень уверенно – здесь есть и подсказка, и детективная составляющая, полезная для поддержания интереса.

Доктор Коули отказывает в допуске к документам; обнаруживается, что Лестер Шин, лечащий врач Рейчел Соландо внезапно уехал с острова, несмотря на то, что его пациентка пропала (вопрос в том, связано ли это); в корпус С, где содержатся самые опасные пациенты, нельзя попасть; а одна из пациенток на допросе пишет в блокноте Тедди слово “Беги”. У Тедди есть только маленькая записка "Закон 4. Кто 67ой?" (the law of 4 who is 67), найденная в палате Соландо под половицей.

-5
-6

При этом у Тедди начинаются мигрени, и доктор Коули с готовностью подаёт ему стаканчик с таблетками, чтобы облегчить состояние маршала.

И тревожное состояние усугубляется тем, что очень сильно портится погода – от хмурого неба до проливного дождя, закончившегося отключением электричества. Словом, всё, что происходит на этом острове намекает на то, что каждый ведёт какую-то очень сложную игру. Даже бывший психиатр (Патриша Кларксон), прячущаяся в скалах, которая, по её словам, обнаружила, что в клинике проводятся эксперименты с контролем сознания, стала задавать слишком много вопросов и потеряла возможность работать, потому её поместили в больницу, хотя она из уважаемой семьи. “У вас были травмы в прошлом? Они обязательно за это зацепятся, чтобы объяснить ваше безумие,” – говорила женщина, скрывающаяся в скалах.

Доктор Неринг был прав, что для Тедди всё является провокацией, он во всём видит заговор, но ему так или иначе пришлось выйти из “оцепенения” и заставить себя принять реальность, эту страшную и сбивающую с ног правду, которая ускользала от него на протяжении всего сюжета, либо прикидывалась какими-то заговорами против него и человечности в целом, но в итоге раскрылась.

По сути, это история и того, как ломается человек на войне и в любых травмирующих его ситуациях, что происходит с его сознанием, которое потом отказывается принимать что-то с негативным окрасом, ища обходные пути. На примере Тедди показан крайний случай, когда запускается цепная реакция, потому что страдает не только он. Финал преподнесён талантливо – коварное сознание продолжает играть свою неисправную игру с Тедди: “Я вот что подумал: что лучше – жить монстром или умереть человеком?” Он усвоил урок от доктора Неринга и принял для себя решение.